Очевидно, потому что, возможно, как никто другой из современных хореографов, Раду Поклитару владеет уникальным чутьем музыки и умением воплотить ее через модерный балет. Его премьеры ожидаемы еще и потому, что в авторском театре Раду Поклитару вибрирует драматичный импульс и аритмия нашего времени. Уникальная способность воплотить это через пластическое движение и танцевальный жест, которые дышат в его интерпретации через музыкальную ткань, выделяют искусство хореографа среди других. Музыка импульсирует сценическую идею, и наоборот — художественная концепция определяет поиск музыкального материала.
Стиль Раду Поклитару чувствуется с первых же тактов его спектаклей. Присущая мастеру смысловая полифония танца, передающая внутренний напряженный динамизм, лексику «зашифрованных» метафор и сложных символов, артикулирует прежде всего драматичные глубины бытия. Таковы его балеты-символы «Дождь», «Андеграунд» на музыку латышского композитора Петериса Васкса, «Перекресток» по скрипичным концертам Мирослава Скорика.
Последняя из премьер Раду Поклитару открывает новые возможности интерпретации драматической музыки через модерную пластику современного балета. Сценические виденья хореограф выстраивает на этот раз подчеркнуто в эмоциональном плане тональных красок, через поиск танцевальной пластики и сценического действия, созвучных музыкальной тональности. Даже название своего нового спектакля он определил «тонально» — «Женщины в ре миноре».
Обращаясь к музыке своего любимого композитора Иоганна Себастьяна Баха, хореограф избрал произведение, написанное в одной из драматических по семантике тональностей — Концерт №1 для клавира с оркестром ре минор. В исторической музыкальной практике эмоциональные краски ре минора освещают чаще всего образы скорби, драматических коллизий, экспрессивной патетики. Напомню, что именно в этой тональности написаны такие трагедийные символы, как Реквием Моцарта, ІХ симфония Бетховена, симфония Цезаря Франко, Токката и Фуга для органа и упомянутый Концерт.
Именно этот Концерт ре минор И.С.Баха стал творческим импульсом для создания нового балета хореографа. «Трагическая история о несуществующей женской дружбе», как определенно в программке к спектаклю, является лишь намеком на точно так же несуществующий сюжет. Как и во всех спектаклях Раду Поклитару, главное здесь — творческая идея, философский смысл, которому подчиняются все выразительные средства. Характерное для хореографа полифоническое мышление находит в балете оригинальное воплощение, в первую очередь — через темпоритм токкаты. Токкатный тревожный характер и динамика мрачной темы Концерта является основой драматических коллизий, которые полифонически переплетаются в пластичной ткани балета. Каждое движение музыкального голоса, каждая музыкальная тема находят визуальное полифоническое развитие, где главной является «сценография тела, а не сюжета» (по меткому высказыванию известного художника Александра Дубовика).
На фоне токкатного вихря и сложных многофигурных композиций особенно пронзительно «звучат» монологи и дуэты солистов: Он и Она — в водовороте драматических страстей. Их пластичные образы графически точно создают Элина Винникова (Она) и Алексей Бусько (Он). Все артисты труппы «Киев модерн-балета» являются, по сути, солистами, каждый из которых создает свою индивидуальную полифоническую линию. Сценическое оформление и «тональность» костюмов (художник Дмитрий Курята) тоже соответствуют музыкальному цвету ре минора: спектр его красок колеблется в преимущественно темных тонах.
Разумеется, живое исполнение музыки, а не под фонограмму (даже в исполнении Глена Гульда) придало бы спектаклю еще большей остроты и выразительности. Но даже в таком звуковом варианте новый балет Раду Поклитару и его «Киев модерн-балет» представил яркий образец «барокко ХХІ века».