Хореографа, о котором французская газета «Фигаро» пишет, что он «…такой же классик, как Бежар, Ноймайер или Ролан Пети». Нас ожидают сенсационные гастроли знаменитого балетного коллектива из Санкт-Петербурга. Гости с Невы покажут две свои резонансные постановки: «Карамазовых» на музыку С. Рахманинова, Р. Вагнера и М. Мусоргского и «Дон Кихот, или Фантазии безумца» на музыку Л. Минкуса. Оба спектакля — в хореографии Бориса Эйфмана.
Этот театр основан в 1977 году и ныне объездил всю Европу, покорил Америку и Японию. За 25 лет существования этого известного коллектива Б. Эйфман осуществил более 40 постановок. «Сейчас, мне думается, — говорит хореограф, — в принципе ничего нового в технике танца создано уже быть не может. Сегодня вообще любая техника традиционна. Но я вижу балет 21 века. Он абсолютно свободен от всяких традиционных систем, от всяких навязчивых форм. Это мир, в котором могут появляться движения из классического танца, из танца модерн, движения спортсменов-гимнастов и инструкторов у-шу, движения мальчика, старика, беременной женщины, движения дерева или камня…
Наши актеры признаны во всем мире как уникальные, удивительные актеры-танцовщики, способные через движение донести особое состояние духа, особую философию танца. Конечно, в нашем театре есть лидеры, есть звезды, которые сейчас имеют успех во всем мире. Но при этом есть труппа, создающая звездам достойный фон, достойное обрамление… Заслуга нашего театра в том, что мы воспитали такой тип актера, который сегодня может на балетной сцене через движение создать такую коммуникативную энергетику между публикой и сценой, которой, может быть, балетное искусство не знало раньше».
Преступив через множество балетных табу, Эйфман дерзко соединил классический балет с авангардным, а их, в свою очередь, с акробатикой, художественной гимнастикой, драматической экспрессией, кино, цветом, светом, и, наконец, словом. Обладая чувством пропорции, Эйфман так органично переплетает между собой все искусства, что не поймешь, где кончается одно и начинается другое. Десять муз задействованы в драматургии и хореографии Эйфмана, и ни одна не сидит без дела. Компьютерное цвето-световое решение спектаклей и их сценография находятся на грани фантастики (художник-сценограф и дизайнер костюмов — Вячеслав Окунев).
Так возник яркий, уникальный авторский театр со своими законами построения спектакля, где хореографическая форма — единый танцевальный поток со страстными дуэтами-поединками, короткими монологами и развернутыми, усложненными ансамблями. Театр Эйфмана вырос на основе исторической традиции русского театра — апеллировать не только к эстетическому восприятию танца зрителя, но, прежде всего, к его сердцу.
Киевские гастроли петербуржцев пройдут на сцене Центра культуры и искусств, в бывшем Октябрьском дворце. 10 ноября публика увидит балет «Карамазовы». Об этом спектакле легендарный музыкант и дирижер Мстислав Ростропович сказал: «Я был потрясен тем, как Эйфман сумел языком хореографии блестяще передать эмоциональную гамму гениального произведения Ф. Достоевского», а сам хореограф считает этот балет лучшим, что он сделал в жизни.
10 ноября нас ожидает встреча с «рыцарем печального образа» — «Дон-Кихотом». В этом балете прекрасная хореография, потрясающая музыка Минкуса, оригинальные костюмы, захватывающее актерское исполнение спектакля. Такую постановку нельзя пропустить истинным ценителям балета. А затем гастроли российских артистов продолжатся: 12 ноября они выступят во Львове, 13 — в Одессе, 15 и 16 — в Харькове, а завершится их турне 17 ноября в Донецке.