Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Танец длиною в 70 лет

11 октября во Дворце «Украина» состоится юбилейный концерт ансамбля им. П. Вирского
9 октября, 1996 - 19:09
В АНСАМБЛЕ ИМ. П. ВИРСКОГО ВСЕ ТАНЦОРЫ — ВИРТУОЗЫ / ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО МИРОСЛАВ ВАНТУХ НА РЕПЕТИЦИИ ФОТО ИЗ АРХИВА АНСАМБЛЯ ИМ. П. ВИРСКОГО

Этот ведущий коллектив с 1980 г. возглавляет Мирослав Михайлович Вантух — Герой Украины, народный артист, Шевченковский лауреат, профессор, член Академии искусств. В прошлом году ансамбль им. П. Вирского, которому аплодировали более чем в 50 странах мира, отметил свое 70-летие. Мы встретились с генеральным директором — художественным руководителем ансамбля накануне юбилейной программы, которую мастера танца покажут на главной сцене нашей страны.

— Мирослав Михайлович, чем живет ансамбль сегодня?

— Залог успеха — постоянный изнурительный труд в репетиционном зале, не прекращающийся никогда. Хорошо, что появились отечественные меценаты и продюсерские фирмы, способные организовать гастроли такого многочисленного творческого коллектива, как наш, в разных регионах Украины; и мы недавно имели возможность выступить в Днепропетровске и Кривом Роге. Сейчас обсуждаем наши гастроли на следующий год. В ноябре полетим в Мексику (нас пригласили на восемь концертов). Весной будем выступать в Каирской опере. А далее нас ждут тяжелые (из-за многочисленных переездов) трехмесячные гастроли по США.

— В Америке ваш коллектив хорошо известен, ведь вы будете выступать там уже девятнадцатый раз. Готовите какие-то новинки для зрителей?

— Для этих гастролей я поставил «Танец с колокольчиками» и «Буковинскую сюиту», но, к сожалению, у нас нет средств на пошив костюмов. От государства мы получаем финансирование только на заработную плату (и очень хорошо, что она стала выше, потому что в прошлые годы мы из-за мизерности оплаты потеряли почти два состава исполнителей: ради обеспечения семьи артисты оставались работать в зарубежных странах). Однако я считаю, что для того, чтобы оставаться на высшем в мире творческом уровне, одной зарплаты мало, нужны значительные средства и на другие расходы. За все годы независимости государство не дало нам ни одной копейки (!) на приобретение музыкальных инструментов, сценических костюмов. На это мы зарабатывали сами. Так и продолжаем существовать.

НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО НУЖНО ПОДДЕРЖИВАТЬ

— Несмотря на все трудности, коллектив остается «академией украинского танца». И именно вам, Мирослав Михайлович, и вашим единомышленникам мы обязаны тем, что национальное танцевальное искусство не утрачивает своих красок и разнообразия. Возглавляемый вами Хореографический союз успешно провел уже два Всеукраинских фестиваля-конкурса народной хореографии имени Павла Вирского. На очереди третий?

— Уже в следующем году начинается первый этап будущего фестиваля-конкурса — на уровне сельских и районных смотров. Лучшие будут выступать потом на областных и региональных смотрах. А третий тур мы проведем в Киеве. Приятно, что для многих профессиональных и любительских коллективов фестиваль превратился в настоящий праздник. Он стал мощным стимулом для артистов. И госадминистрации обращают на них внимание, оказывают помощь — такой местный патриотизм приносит настоящую пользу. В прошлый раз очень хорошо заявила о себе Ивано-Франковщина. Из этой области сельские танцевальные коллективы приезжали на конкурс со своими оркестрами, красивыми сценическими костюмами и продемонстрировали хороший творческий уровень. И это при том, что вообще по Украине катастрофически гибнет сельская культура. Но умные руководители знают, что народное творчество нужно обязательно поддерживать и развивать.

— А проведение таких фестивалей способствует созданию новых коллективов?

— Несомненно. И новых оригинальных постановок — тоже. Рождаются, в частности, и новые детские хореографические коллективы. Для всех участников фестиваля он становится своеобразным университетом — ведь они имеют возможность не только выступить сами, но и сравнить себя с другими, позаимствовать лучший опыт. Вот хотя бы поучиться у житомирского «Сонечка», которым руководят такие мастера, как Михаил и Татьяна Гузун. Кстати, в свое время Михаил Гузун танцевал в известном ансамбле «Жок», и хотя он и родом из Молдовы, очень много сделал для развития украинской хореографии. А разве не образец для других выступления кировоградского «Проліска», где успешно работают Анатолий Коротков и Виктор Похиленко? В областном центре существует учебный комплекс, объединивший хореографические школу и колледж, а также институт, где дети и молодежь получают всестороннее образование. Там изучают, кроме танцевального, и другие виды искусств, занимаются музыкой, рисованием, имеют возможность пользоваться материалами первого в Украине Музея хореографии, огромной фильмотекой. Интересно, что практически все их выпускники поступают потом в высшие учебные заведения. Меня это не удивляет, ведь еще когда я только начинал свою педагогическую деятельность, имел возможность убедиться: дети, занимающиеся музыкой или танцами, намного более развиты и учатся лучше, чем их одногодки.

— Вы имеете в виду львовский период своей жизни?

— Да. В 1960-х годах директор 28-й общеобразовательной школы с углубленным изучением немецкого языка Владимир Ковалишин организовал из учеников симфонический оркестр, который раз в год выступал во Львовском оперном театре с отчетными концертами. Он приложил тогда множество усилий, чтобы привлечь меня к хореографической подготовке учеников. Школьные концерты становились событиями, о которых потом говорил весь город. Директор даже защитил кандидатскую диссертацию, где доказывал огромную пользу подобного эстетического воспитания детей...

НУЖНА ЛИ НАМ КУЛЬТУРА?

— Что вы чувствуете, когда возвращаетесь после зарубежных гастролей?

— Зная о наших проблемах, европейские водители соглашаются везти артистов ансамбля только до границы или требуют повышенную оплату. Инфраструктура неразвита, нет нормально оборудованных мест, чтобы люди могли отдохнуть и удовлетворить свои физиологические потребности. Зато на всех автозаправках вам предложат большой выбор алкогольных напитков — от пива и вина до водки и виски. Что после этого говорить о «борьбе» с пьяными водителями на дорогах? Да и после рекламы на телевидении: если даже не хотел — выпьешь. Нужно поднимать цены не только на сигареты, но и на алкоголь, если законы у нас не действуют. В США такие напитки не продают тем, кому не исполнилось 21 год, и наказывают тех, кто выпивал с человеком, младшим по возрасту. В Украине на местном уровне, например, на Винниччине, тоже вводят ограничения на употребление алкоголя, что нужно только приветствовать. В этой сфере также должна быть культура, как и в каждой другой. В частности, в педагогике и медицине. Мне же один из районных руководителей, пытающийся забрать якобы для педагогов и медиков общежитие, где не одно десятилетие живут те, кто отовсюду приехал учиться в студиях национальных коллективов Украины — ансамбля им. П. Вирского, хора им. Г. Веревки и капеллы бандуристов, прямо заявил, что ему культура не нужна. Ссылаясь на то, что ему нужно наполнять бюджет района, он назвал заоблачную для нас арендную плату. Конфликт удалось решить только после обращения к Президенту Украины. Но договор с творческими коллективами был продлен только на год. И ситуация уже повторилась. Непосредственно для нас это будет означать фактическое уничтожение основанной еще Павлом Вирским студии, где воспитываются талантливые артисты со всей Украины, которые потом приходят в ансамбль и пополняют число лучших его солистов.

— Район должен был бы перед всей Украиной гордиться тем, что именно на его территории находятся и работают известные во всем мире и действительно прославленные творческие коллективы. Вместо этого — такое отношение к талантливым артистам. Пожалуйста, назовите этого горе-руководителя.

— Это глава Шевченковской районной госадминистрации Виктор Пилипишин.

Недавно по радио прозвучала информация, что его заинтересовало и помещение Мастерской театрального искусства «Сузір’я», которое уже 20 лет лелеет художественный руководитель театра Алексей Кужельный. А на улице Пушкинской, где рядом с фешенебельным отелем в подвальном помещении был магазин «Украинские сувениры» (скромный заменитель того прекрасного престижного заведения, которое находилось на площади Толстого), долгое время висит на стене плакат с надписью: «Пилипишин, руки прочь от народных промыслов!»...

В нашем обществе я на разных уровнях встречал руководителей и политиков с низкой культурой, которые думают в первую очередь о деньгах и власти. Кое-кто из них не останавливается перед присвоением государственных средств и позорит перед миром свой народ и свою страну. Это очень негативно влияет на настроения людей. Иногда и у меня руки опускаются. Но я понимаю: нужно и далее работать на благо своего народа. А главное мое желание и задача — сберечь и развить искусство современного украинского танца. Этому подчинена деятельность и Национального хореографического союза Украины, и самого ансамбля, и созданных при нем студии и школы. Если бы я ничего другого не сделал, а только организовал детскую хореографическую школу, положив начало этому трехступенчатому профессиональному образованию, уже мог бы сказать, что прожил жизнь не зря. В школе работают прекрасные педагоги, именно благодаря ей обеспечивается наследственность наших танцевальных традиций, в студию, а потом и в ансамбль приходит достойное пополнение.

— Во время концерта во Дворце «Украина» киевляне тоже увидят юных воспитанников школы?

— Обязательно. Киевские зрители должны оценить их мастерство. Недавно наши дети успешно выступили в Саратове, где проходили II Международные Дельфийские игры, в которых принимали участие представители 66 стран. Эти соревнования — как олимпиада, только в искусстве. Когда подвели итоги, мне позвонила Валентина Владимировна Вантух (она возглавляет школу уже полтора десятилетия — со дня ее основания) и сообщила, что наши маленькие артисты победили и получили золотые медали. Я спросил у жены: «Так чего же ты плачешь?». Она ответила: «От радости. Мы здесь все плачем. И дети тоже»...

Я надеюсь, что ансамбль им. П. Вирского и в дальнейшем будет достойно представлять в мире украинское танцевальное искусство.

Людмила ЖИЛИНА, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ