Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Татьяна ШЕСТОПАЛОВА: «Сейчас живу с разрезанным наполовину сердцем!»

31 июля — 40 дней как скончался известный актер театра и кино, художественный руководитель Киевского театра «Актер» Валентин Шестопалов
31 июля, 2013 - 10:45
ШЕСТОПАЛОВЫХ НАЗЫВАЛИ ИДЕАЛЬНОЙ ПАРОЙ. ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА БУКВАЛЬНО РАСТВОРЯЛАСЬ В ВАЛЕНТИНЕ НИКИТИЧЕ, СОЗДАВАЯ ВСЕ УСЛОВИЯ, ЧТОБЫ ОН МОГ ЗАНИМАТЬСЯ ТВОРЧЕСТВОМ: ИГРАТЬ НА СЦЕНЕ И В КИНО...

Смерть 65-летнего Шестопалова стала шоком! Фактически за полгода мастер «сгорел». 22 июня стал черным днем для всего коллектива Русской драмы им. Леси Украинки — ведь это уже третья утрата! Недавно умер 70-летний Вадим Терентьев, который возглавлял Студию молодых актеров при театре. 29 января прямо на сцене скончался 52-летний Александр Бондаренко, играя спектакль «1001 страсть, или Мелочи жизни», а под занавес сезона труппа потеряла ведущего актера Валентина Шестопалова. Больше мы не увидим Валентина Никитича в ролях Сэма («Бабье лето»), Фирса («Вишневый сад»), Дяди Васы («Госпожа министерша»), Аристарха Владимировича («Доходное место»), Осипа («Ревизор»), а самое обидное, что шестопаловская мечта — спектакль «Маскарад», в котором он потрясающе играл Арбенина, вернется в афишу Русской драмы, но уже без Шестопалова... Неизвестно, что будет с театром «Актер» и его репертуаром (ведь во многих спектаклях Валентин Никитич играл без дублера)...

Шестопаловых называли идеальной парой. Татьяна Сергеевна буквально растворялась в Валентине Никитиче, создавая все условия, чтобы он мог заниматься творчеством: играть на сцене и в кино...

Давайте вместе полистаем семейный альбом Шестопаловых и, возможно, узнаем секрет их семейного счастья, а еще поучимся мудрости и силе духа этой миниатюрной женщины, которая продолжает дело, начатое ее звездным супругом.

«КОГДА ШЕСТОПАЛОВ ВЫШЕЛ НА СЦЕНУ И СТАЛ ИГРАТЬ, ТО ВСЕ ЗРИТЕЛЬНИЦЫ В НЕГО ВЛЮБИЛИСЬ!»

— Татьяна Сергеевна, расскажите, как вы познакомились с Валентином Никитичем? Это было любовь с первого взгляда?

— Это было начало 1984 г., я жила в Кишиневе, работала в Доме актера. В ту пору часто проводились творческие вечера и спектакли, когда приглашали на гастроли в столицу Молдавии актеров из республик бывшего СССР. Составляя перспективный план, я позвонила коллегам в Киев, чтобы они порекомендовали, кто у нас может выступить? И тогда впервые услышала, что есть прекрасный актер Валентин Шестопалов, подготовивший недавно очень интересный моноспектакль по Гоголю и Камю. Я как администратор встречала актера в Кишиневе. Высокий, но не писаный красавец, правда, когда он вышел на сцену и стал играть, то все зрительницы в него влюбились! Он заворожил своим талантом, и для многих его «прочтение» Камю и Гоголя стало откровением. Мой интерес к Валентину был прежде всего как к замечательному актеру... Потом он уехал в Киев, и начались звонки. Однажды Валентин спросил, может ли он приехать в Кишинев? Я не возражала. В ту пору мы оба уже имели печальный опыт семейной жизни и развода... Я почувствовала его тонкую душу и поняла, что он во мне нуждается, и готова была протянуть руку. Знаете, нам всегда было хорошо вдвоем, он словно магнит притягивал... В декабре 1985-го мы расписались. Поначалу жили на два города: я — в Кишиневе, а Валик — в Киеве.

Однажды Валентин признался, что у него есть мечта — организовать театр-кафе. Хотя я вначале отнеслась к этой идее как чему- то временному, но оказалось, что это был первый кирпичик в постройку театра «Актер», которому сегодня уже двадцать семь с половиной лет! Первые четыре сезона наш театр выступал в кафе «Теремок». Дебютировали 3 апреля 1987            г. «Скамейкой» (ныне это спектакль-талисман и визитка нашего коллектива). Начинали играть в полдесятого вечера. Но зрителей поздний час не смущал. Все спектакли проходили с аншлагами! Второй постановкой стали «Записки сумасшедшего» по Гоголю. Постепенно афиша расширялась: «Эмигранты» С. Мрожека, «Рондо» по произведениям В.Розова и М.            де Гельдерода, «Маленький принц» Экзюпери, «Голубая роза» Леси Украинки и др. (со времени создания репертуар «Актера» насчитывает более 30 пьес). Постепенно наш коллектив занял свою нишу в театральной афише Киева. А когда мы получили помещение в кинотеатре им. Чапаева, то оно стало родным домом для всех актеровцев.        

Еще в конце 1980-х Валентин Шестопалов сказал: «Для меня театр «Актер» — это способ самоутверждения, реализация сокровенных творческих мечтаний, возможность трудоустройства моих товарищей. Мы не закрываем двери ни перед кем!»

ТЕАТР «АКТЕР» ДЕБЮТИРОВАЛ 3 АПРЕЛЯ 1987 г. «СКАМЕЙКОЙ» (НЫНЕ ЭТО СПЕКТАКЛЬ-ТАЛИСМАН И ВИЗИТКА КОЛЛЕКТИВА)

ТЕАТР-ДОМ И ТЕАТР-СЕМЬЯ

— Валентину Никитичу интереснее было быть актером или режиссура его тоже притягивала (ведь многие спектакли театра «Актер» он сам ставил)?

— Валик всегда подчеркивал: «Я актер»! Он говорил, что слишком любит себя, чтобы быть режиссером. Ведь хороший постановщик должен совершенно забыть о себе и раствориться в актерах, когда ставит спектакль. «А я люблю свое актерское эго»! Валентин ставил по-актерски, очень ответственно относился к спектаклю. На репетициях он подсказывал коллегам, как лучше сыграть ту или иную сцену, как расставить акценты, а после спектакля делал разбор: что получилось, а что нужно исправить. Так сложилось, что после спектакля я тоже заходила за кулисы и (я всегда при всех постановках нахожусь в зале) говорила о своих впечатлениях и о том, как публика воспринимала...

 — Ваш театр имеет камерную сцену, требующую от актеров работы на полутонах, некой исповедальности. Ведь зрители сидят очень близко к сцене, и если переиграть, то появится фальшь и публика не поверит актерам...

— Да, вы правы. Наша сцена требует от актеров большей откровенности. Примером искренности и мастерства всегда был Валентин Никитич. Ведь есть у актеров свои секреты игры на большой и малой сценах. Я никогда не вмешивалась в творческий процесс и если после спектакля видела, что что-то не получилось, то старалась сказать об этом очень тактично. Театр «Актер» можно назвать театром-домом и театром-семьей. Все актеры, которые работают у нас, знают, что их здесь любят и ждут! А споры если и возникают, то на репетициях, и это только идет на пользу спектаклю, т.к. каждый ищет, как лучше и полнее раскрыть создаваемый образ.

— Что будет с «Актером» дальше?

— Пока у меня хватит сил, буду делать все, чтобы театр «Актер» существовал! Когда Валюнечка заболел, и я поняла, что это очень серьезно... а как административный работник понимала и другое, что мы обязаны сделать план, а мы его не даем потому, что репертуар завязан на Валике, то начала договариваться с актерами, которые могли бы спасти его роли. Я была уверена, что муж выздоровеет, но это будет длительный процесс. Подняла вопрос о втором составе исполнителей и Валя со мной согласился, что пока он болеет, театр все равно должен работать... В «Скамейку» ввели Юру Яковлева, в «Брачное свидетельство» — Толю Ященко, в «Письма любви» Игоря Славинского (кстати, он является режиссером этого спектакля). Сейчас идет работа над спектаклями, которые Валик сам поставил, придерживаясь его концепции. Есть записи на дисках, и я благодарна актерам, которые входят в эти шестопаловские постановки, что они поддержали наш театр в трудную минуту. Конечно, это будут другие спектакли, но дело Валентина Никитича продолжается! Будет поставлен и спектакль, над которым он начал работать, но смерть спутала все его планы. Это современная пьеса американского драматурга-эмигранта. Название и автора не буду называть (из-за театрального суеверия). Текст Валик с актерами разобрал по строчке, мы даже успели купить новое оборудование для этой постановки... Премьера состоится в следующем сезоне, и спектакль посвятим Валентину Никитичу... А кто станет художественным руководителем «Актера»? Этот вопрос пока открыт, но уверена, что возглавит наш коллектив человек, который любит театр, и «Актер» еще многие годы будет радовать зрителей своими спектаклями.

— Татьяна Сергеевна, Национальный театр русской драмы им. Леси Украинки — тоже продолжительная страница в творческой судьбе Шестопалова...

— Эта глава в жизни и судьбе Валентина Никитича еще большая, чем театр «Актер» (с 1974 до 1982 гг., затем, после перерыва, с 1995 г. и до 22 июня 2013-го Шестопалов работал на этой легендарной сцене. — Т. П.)! Знаете, с января боли у мужа были такие сильные, что он не мог спать и часто просил посидеть возле него. Мы много разговаривали, а главной темой был Театр русской драмы. Последние дни он очень мучился, впадал в беспамятство. Когда его повезли на операцию (18 июня) Валик вдруг спросил: «Который час?» Я отвечаю: «8.30!» А он встрепенулся: «Я не могу ехать на операцию, т.к. вечером у меня спектакль!» Я его успокоила, сказала, что спектакль заменили... После операции муж впал в кому, и больше Валя в сознание не приходил...

«АКТЕР МОЖЕТ НЕ ПРИЙТИ НА СПЕКТАКЛЬ ТОЛЬКО В ДВУХ СЛУЧАЯХ: КОГДА ОН БЕЗ СОЗНАНИЯ ИЛИ УМЕР...»

— Актеры говорят, что все роли для них, как любимые дети, и все же: были у Валентина Никитича роли, которые он выделял?

— Он очень серьезно относился ко всем спектаклям, и не имело значения  — играет он главную или второстепенную роль. Он всегда боялся подвести коллег. Валик говорил, что актер может не прийти на спектакль только в двух случаях: когда он без сознания или умер! Он обязан всегда быть в форме. В день спектакля Валя отказывался от киносъемок. За три десятилетия нашей совместной жизни лишь однажды режиссер не отпустил мужа. Это было в Одессе на съемках сериала «Исцеление любовью», а вечером ему нужно было выйти на киевскую сцену. Погода была нелетной, и Валя добирался на машине (его привез директор картины). А я стояла под театром и молила Бога, чтобы нормально они доехали. Успел, но очень перенервничал, и это было всего один раз, когда муж пришел в театр за несколько минут до начала спектакля.

Валя сыграл массу ролей, но, пожалуй, одна из самых дорогих — Арбенин в лермонтовском «Маскараде». Он очень болезненно переживал, когда сняли из репертуара этот спектакль. Говорил, что для актера роль Арбенина сродни шекспировскому Отелло. Мечтал, что постановка вернется в афишу. Хотя Валя понимал, что годы идут, он постарел и ему тяжелее играть, но сильно обрадовался, когда узнал, что режиссер Силин задумал обновить «Маскарад» и пообещал, что Валентин в нем обязательно будет играть, но увы...

— Можно сказать, что кинокамера любила актера, он много снимался в кино и сериалах. А какая работа стала последней?

— Знаете, Валентин всегда говорил, что кинокамера выхолащивает актера. В сериалах он снимался, чтобы заработать деньги, но от откровенной халтуры всегда отказывался. Никогда не снимался в рекламе! Роль Бога в телешоу «ДруGoy» Филиппа Киркорова стала для Вали последней... Кино актерам дает популярность, но главным делом своей жизни он считал театр!

Для меня 30 лет, которые мы прожили вместе, пролетели, как миг! А сейчас, когда его не стало, то почувствовала пустоту. Я так сильно его любила, и сейчас живу с разрезанным наполовину сердцем!

Валентина Никитича помнят и любят зрители, остались записи спектаклей, фильмов и сериалов. А самое главное — созданный Шестопаловым театр «Актер» продолжает жить и в середине сентябре откроет свой 28 сезон!

Татьяна ПОЛИЩУК, фото Руслана КАНЮКИ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ