Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Театр – это второй фронт и художественный культурный тыл»

В Киеве прошли гастроли Первого украинского театра для детей и юношества
12 февраля, 2015 - 11:17
«ТАЙНА БЫТИЯ» В ПОСТАНОВКЕ ЛЬВОВСКОГО ПЕРВОГО УКРАИНСКОГО ТЕАТРА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА И. ФРАНКО — НЕ «ПАМЯТНИК», А ЖИВОЙ ЧЕЛОВЕК С РАДОСТЬЮ И БОЛЬЮ / ФОТО АНАСТАСИИ КАНАРСКОЙ

Во времена, когда гастроли — явление редкое, приезд в Киев театра из другого города — событие. Тем более, когда это коллектив из Львова, и к тому же, который почти десять лет не демонстрировал киевлянам свое искусство. Речь идет о Первом украинском театре для детей и юношества. И хотя это был всего лишь один спектакль, недавняя премьера «Таина бытия» Т.Иващенко, зрители Мастерской «Сузір’я», где ее играли, сумели составить впечатление относительно сегодняшних художественных приоритетов одного из самых старых театральных коллективов.

О деятельности театра «Дню» рассказал директор — художественный руководитель Юрий МЫСАК:

— Мы давно не бывали в столице, а такие поездки для актеров играют немаловажную эмоциональную роль, ведь это и ответственность, и радость, и надежды. Когда-то были обменные гастроли с Киевским ТЮГ, мы вспоминаем их и очень хотели бы еще раз осуществить большие гастроли в столицу. Но и столь непродолжительные имеют свое неоценимое значение. Очень ответственно показывать свою работу требовательному киевскому зрителю, еще и посвященную такой выдающейся личности, как Иван Франко.

— Расскажите о творческой современности вашего коллектива?

— Нынче наш театр переживает некоторые перемены, новации. К традиционному репертуару для детей добавился взрослый репертуар, и это привлекло внимание к театру, может, самой сложной аудитории — старшеклассников, которая в последнее десятилетие была действительно потерянной для нас. Самым показательным в этом смысле стал спектакль «Побег из реальности» Т. Иващенко. Этот материал поднимает болезненные проблемы молодежи, общества, очень актуален и чрезвычайно интересен для старшеклассников. Спектакль получился эмоциональным, ярким, используется музыка С. Вакарчука. Также неординарной получилась и постановка другого спектакля по пьесе драматурга — «Тайна бытия», где образ Ивана Франко предстает не хрестоматийным, а с другого ракурса понимания — сугубо человеческого. Кстати, мне кажется, что в нашем искусстве не хватает произведений с именно таким взглядом на наших духовных титанов, когда зрителю становятся понятны душевные и человеческие переживания, когда словно приближаешься вплотную к гению. Франко — не памятник, а живой человек. Вижу, как реагируют, внимательно слушают зрители, а после просмотра у них возникают дискуссии и заинтересованность, а это самое главное.

— Используете ли другие формы привлечения молодежи к театру, кроме непосредственно показа спектаклей?

— У нас существует проект «Театральная педагогика», который я инициировал. Суть его в том, что во всех школах города создаются театральные кружки, дети готовят свои работы, а затем мы делаем отбор конкурсных работ и в течение недели в марте лучшие работы показываются. Проходят обсуждения, дети видят реальные результаты своего труда, они соревнуются, стремятся победить, и это очень способствует тому, чтобы они влюбились в искусство театра.

— В вашем коллективе произошли перемены, установился определенный баланс сил, как проходили эти процессы?

— Как патриоту своего театра мне хочется сказать, что все хорошо. В театре, который долго был запущен, нужно было избавиться от балласта, возникшего за годы бездеятельности. Я получил поддержку управления культуры, и мы начали перестройку. Кого-то уволили, зато пришло много молодежи из актерского курса, где я преподаю, и это очень достойное пополнение труппы. Я основал политику приглашения на постановки других режиссеров, и это стимулирует труппу и нужно для творческого оживления. Открыли Малую сцену, Сцену под кругом, планируем сделать «Карманный» театр (экспериментальная площадка в комнате). Мы тесно сотрудничаем с художественным объединением «Драбина», на нашей территории проходили драматургические чтения. Сейчас совместно с «Драбиною», режиссером Андреем Приходько и художником Богданом Полищуком ставится пьеса «Зернохранилище» Наталии Ворожбит. Несколько лет назад мы начали работать и для взрослого зрителя, делать так называемые вечерние спектакли, это в значительной степени расширило нашу зрительскую аудиторию.

— Сейчас многие деятели искусства помогают бойцам АТО и переселенцам из Крыма и Востока. Знаю, что ваш коллектив тоже не стоит в стороне, когда наша страна пылает в огне войны...

— Как и другие львовские театры, мы играем благотворительные спектакли, перечисляем деньги, закупаем для военных теплые вещи, приборы ночного виденья, нескольких наших работников призвали в армию. Большую акцию мы провели в рамках проекта «Театральная педагогика». Вместе с Управлением образования, Учебно-методическим центром образования Львова провели благотворительный аукцион-ярмарку изделий, которые дети изготовили собственными руками. Дети проявили чудеса фантазии, они делали самые разнообразные вещи — от живописи до творений кулинарии, а вырученные деньги мы передали на реабилитацию раненных бойцов АТО, которые находятся во львовских госпиталях. Наши актеры ездят с концертами к раненным бойцам — это такие душевные встречи. Врачи говорили, что актеры сделали невозможное — раненные, которые неделями не разговаривали, в конце вместе с нами пели «Червону руту».

Я считаю, что театр — это второй фронт и художественный культурный тыл. Сейчас детский театр должен работать еще активнее, поскольку это наше будущее. Самое большое мое желание — чтобы наш театр оживлял театральную карту Львова. Есть замечательная творческая молодежь, плодотворно работают главный художник Дарья Завялова, балетмейстер Нинель Зберя, дежурные режиссеры, все объединены желанием творческих открытий на нашей сцене.

— В некоторые театры Западной Украины и Киева обращались актеры из оккупированных территорий, и они находили поддержку и понимание коллег, ваш театр приобщился к этому благородному делу?

 — Да, к нам обратился режиссер из Донецка Евгений Чистоклетов, он работал в свое время и в Макеевке, к счастью, была вакансия режиссера, и сейчас он уже приступает к работе в нашем театре...

В настоящее время существует общая проблема для всех украинских театров. Она заключается в недостаточном понимании значения культуры для общества. Культурой никто особо не занимается в течение многих лет. Необходима разработка стратегии, определенная дорожная карта, по законам которой нужно жить. Только объединившись вокруг культуры, мы победим!

Алла ПОДЛУЖНАЯ, театровед
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ