Черниговский театр кукол им. А. Довженко в этом году отмечает небольшой юбилей. Он практически появился на свет 26 ноября 1976 года, когда открыл свой первый сезон премьерой «Серебряного копытца» П. Бажова. Из того первого актерского состава, который играл этот спектакль, до сих пор служат театру Ольга Рудько, Нина Засько, Виталий Гольцов... А если вспомнить, что первый профессиональный театр кукол в Украине был создан именно в Чернигове в феврале 1921 г., то у черниговских кукольников, как у продолжателей его творческого дела, – двойной юбилей. И театр, конечно, имеет как творческие успехи, так и конкретные достижения. И общие для всех украинских театров проблемы, со своими местными особенностями… Но не об этом пойдет речь.
А о том, что отсутствует систематический обзор творческого процесса и жизни театров Украины. Да и поддерживать в полной мере, организационно или финансово, сегодня не может ни Министерство культуры, ни местная власть, ни какие-то другие структуры. При этом происходит внедрение театральной модели для всех, похожей на модель, существующую в благополучных странах с высоким уровнем жизни, честным правосудием, искорененной коррупцией. Но многие украинские областные («провинциальные») театры никогда не имели таких финансовых и кадровых возможностей, которые имеют, например, столичные театры. Вообще та бездна, которая существует в потенциале нескольких украинских мегаполисов и остальных областных городов, огромна. И за период независимости она только выросла. А должно было быть наоборот... Да и при нынешнем поклонении «золотому тельцу» и увлечении игрушками низкого пошиба (при снижении уровня жизни), театрам для «поддержания штанов» все чаще приходится ставить и играть спектакли-однодневки. А здесь еще и «коммунистический атавизм», где театры – «театрально-зрелищные предприятия» с планами, которые спускаются «сверху»... И многолетнее отсутствие культурной политики государства, которое обесценивает значение театра... А что говорить о таком виде театра, как театр кукол? Продолжает существовать стереотип, что театр кукол – такое себе развлекательное заведение для детей. Да и под прицел театроведческого взора попадает лишь часть созданного украинскими театрами кукол... И то, в основном в столице и самых крупных мегаполисах... Поэтому оценить их жизнь и процесс развития практически невозможно. Остается только констатировать какие-то конкретные факты в виде статистики.
Например, все больше театров имеют в своем репертуаре спектакли для взрослых: «Лесная песня» Леси Украинки, «Энеида» Котляревского – академический театр «Бавка» (Ужгород); «Король Лир» Шекспира, «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Чевенгур» Платонова – Харьковский академический театр им. В.Афанасьева; «20 минут с Ангелом» Вампилова – Тернопольский академический театр актера и куклы; «Пионовый фонарь» Энтера – Львовский театр «И люди, и куклы»; «Оскар и Розовая дама» Шмидта, «Тринадцатая звезда» Сетон-Томпсона – Одесский академический театр кукол; «Великий льох» Тараса Шевченко, «Река… Жизнь…» по Довженко – Черниговский театр кукол им. А.Довженко; «Вий», «Ночь перед Рождеством» по Гоголю, «Декамерон» по Боккаччо, «Собачье сердце» Булгакова – Кировоградский академический театр кукол; «За двумя зайцами» Старицкого – Киевский академический театр кукол; «Самоубийство одиночества» Неды Нежданой, «Ворон» Гоцци – Киевский академический городской театр кукол; «Выходки Большого Мертвиарха» по де Гельдероду, «Цахес» по Гофману – Ивано-Франковский академический театр кукол; «Тарас» Стельмаха, «Лесины письма» по Лесе Украинке – академический театр «Дивень» (Хмельницкий); «Наталка-Полтавка» Котляревского – Черкасский академический театр кукол…
Многолетнее отсутствие культурной политики государства обесценивает значение театра в стране. Это плохо еще и потому, что Украина не входит в ограниченное количество стран, известных в мире своей высокотехнологической продукцией. Но могла бы занимать ведущие позиции, развивая и продвигая свою культуру и искусство. Потому что, например, маленькая Дания считается кинематографическим государством, имея всего лишь одного всемирно известного режиссера Ларса фон Триера. А у нас, как писал поэт Юрий Липа: «Там, где украинцы, там всегда есть искусство»… Сегодня же заниматься театральным искусством – это, метафорически говоря, «вечный бой с сотнями бед». Нужна выкристаллизованная государственная идеология, финансирование отрасли культуры (невзирая ни на что), чтобы оживить деятельность театров, критиков, общественных организаций. Важными пунктами театральной реформы могли бы быть: отмена или сведение к минимуму налогов, которые платят театры; коррекция штатного расписания театра, согласно его потребностям. Чтобы украинский театр играл такую же роль в становлении и культурном возрождении государства, как в свое время чешский или итальянский. В полной мере это касается и кукольных театров Украины.