Недавно в Париже на спектакле А. Мнушкиной «Ноев Ковчег» я сидел рядом с Питером Бруком и его женой Наталией. Две легенды английского театра, Брук — живой классик мировой режиссуры XX века, легко пошли на беседу с неизвестным из украинского театра. Возможно, процедуру представления упразднило значимое место сидения, возможно, рассказы о сегодняшней Литве, откуда родом родители Брука. Или воспоминания о последнем виденном спектакле мастера «Веселенькие дни» Э. Ионеско, в котором проникновенно играла Наталия, подтвердили наше театральное родство. Во всяком случае, ни чопорности, ни холодности, ни церемонности я не ощутил. Ну а если эти имманентные англичанам черты поведения и были, то столь аристократично выражены, что обрели уровень естественности и простоты. На реплику Наталии, как много лет назад она играла эту роль, я ответил французской поговоркой «Женщина, которая может назвать свой возраст, способна предать родину». Тут же вспомнился У. Черчилль: «В чем залог успеха? Относись серьезно ко всему, что ты делаешь, но никогда — к самому себе».
Мэтр современной английской теории драмы Дт.Д. Стайн называет Брука в ряду мастеров мирового театра, чьи достижения стали на долгое время источниками, к которым актуальная театральная практика постоянно приникает за вдохновением. При этом подчеркивается, что символистский и ритуальный театр — не чье-нибудь изобретение, а корневая традиция английского театра. И в этом киевляне могли убедиться лично на моноспектакле Гарета Армстронга «Шейлок». Шекспировские сюжеты столь же нелепы, сколь символичны. Начиная с самого популярного — о генерале-негре, убивающем свою белую жену, и заканчивая евреем Шейлоком, который угрожает вырезать кусок мяса из плоти христианина. История ростовщика становится исследованием глубиною в несколько столетий. Параллельно с ней отслеживается сценическая история евреев, начиная с Карабаса Барабаса в рыжем парике (по аналогии с рыжим Иудой) и заканчивая трактовками Шейлока в постановках английских театров с ХVI века. В Англии в то время, когда Шекспир писал свою пьесу, евреев не было, потому что их изгнали по приказу Эдварда I еще в 1290г. Не нацисты придумали еврейские жетоны (желтые шестиконечные звезды), они были введены в Европе в XII столетии, чтобы предупредить смешанные браки. В 1140г. в городе Йорке было вырезано все еврейское население, многие считали евреев вампирами, Гитлеру очень нравилась пьеса, но он заставил переписать эпизод, где дочка Шейлока выходит замуж за нееврея, и т.д. В созданных актером образах Понтия Пилата, Адольфа Гитлера, графа Дракулы воплотилась нечеловеческая ненависть к еврейству. Декорации спектакля — всего лишь дорожный чемодан с надписью «Венецианский купец». И — о, каким же он оказывается грузом!
Спектакль был отмечен пятью звездами в программе Эдинбургского фестиваля, первой премией на фестивале моноспектаклей в Киле (Германия) и так же, как два последующих, о которых пойдет речь дальше, представлен киевскому зрителю в рамках театральной программы Британского совета в Украине. Когда-то по программе совета я побывал в одном из эдинбургских театров, который был перестроен таким образом, чтобы в любой цех, склад, в любую точку театра мог попасть человек с любой сложности проблемами в передвижении. Там же я впервые увидел спектакль, который играли страдающие болезнью Дауна. Шок первых минут сменяется ощущением открытия еще одного измерения жизни. Англичане говорят: «Хорошего лучника видно не по стреле, а по цели». Благородство цели оправдывало все финансовые затраты. Но когда на Международный фестиваль искусств «Київ Травневий» мы пригласили фольклорный коллектив «Деревянные туфельки старинного дворца» (графство Сюррей), исполняющий старинные английские обряды и танцы, в финансовой поддержке ему было отказано. Ибо Британский совет декларирует: «Целью нашей театральной программы есть представление творческого потенциала, динамики и разнообразия современного искусства Великобритании и устранения устаревших стереотипов о Соединенном Королевстве».
Этой цели вполне соответствует показанный в Киеве спектакль «Нейтрино» «Театра без границ» (Эдинбург). В образе мельчайшей частицы реальности воплощен человек, который в своем хаотическом движении все же является неотделимой частью единого целого.
Несмотря на то, что в спектакле нет волнующего, полного драматизма действия, нет даже четкой фабулы, вряд ли он оставил кого-либо равнодушным. Беззаботный юмор, такой непохожий на типичные английские шутки, доступные лишь англичанам, и удивительный оптимизм в сочетании с тонкой философией создают актуальный и стильный спектакль, рассчитанный, впрочем, скорее на молодежную аудиторию.
Хотя мне юмор спектакля напомнил вполне английскую шутку Шеридана. Драматург в одной из пьес резко отозвался о деятельности парламента. В наказание его заставили явиться в зал заседаний, встать на колени и принести публичные извинения. Шеридан исполнил приговор, но поднимаясь с пола и отряхивая платком одежду сказал: «Боже, какая здесь грязь!» Видимо, парламентаризм действительно имеет большие традиции.
К достижениям самого последнего времени следует отнести постановку спектакля «Количество. Все его сыновья». В главных ролях — Хостикоевы, отец и сын. Режиссер Виталий Малахов. Пьесу в 2002 году британская театральная критика с уверенностью и некоторым пафосом назвала интереснейшей пьесой года, первой пьесой ХХI века. В английском, первоначальном варианте, она шла под названием «Количество» и была поставлена Стивеном Долдри, которого украинский зритель знает как кинорежиссера фильмов «Часы» и «Билли Элиот».
К слову, одной из специфических черт Британского Королевcкого театра является принцип постоянного обновления репертуара. Даже если спектакль идет с бесспорным успехом, театр снимает его, тем самым освобождая место для новых постановок. Пьеса «Количество» не стала исключением. Теперь свежайший европейский спектакль можно увидеть только в Украине.
Очень хотелось бы посмотреть работы Тревора Роберта Нанна — когда-то самого молодого режиссера за всю историю Королевской Шекспировской Труппы, которого сегодня называют одной из ключевых фигур современного Британского театра. На его мюзиклы «Моя прекрасная леди» Алана Джей Лернера и Фредерика Лоу и «Все сойдет» Коула Портера съезжаются театральные гурманы со всего мира.
Очень интригующие рецензии на последние работы Национального театра, художественным руководителем которого недавно назначен обладатель двух театральных премий «Оливье» и «Тони» Николас Хитнер. Его спектакль «Король Лир» в Королевском шекспировском театре считается лучшим со времени постановки Питера Брука. И не исключено, что в историю британского театра Хитнер войдет и как один из его крупнейших реформаторов.
Впрочем, эта информация скорее для тех, кто может себе позволить путешествие за театральными драгоценностями.
Сколько это стоит? Когда-то Бернарда Шоу спросили: «Сколько бы вы хотели зарабатывать, чтобы считать себя счастливым?» «Столько, сколько я зарабатываю по мнению моих соседей», — ответил он.