Может ли быть большое искусство театра на маленькой сцене? Оказывается, может. Если это чудо создают талантливые актеры. Речь идет о новом спектакле миниатюрного, но устойчивого киевского театра «Актер» совместно с Театром им. Л.Варпаховского, (Монреаль, Канада) «Без вины виноватаЯ», поставленном Григорием Зискиным по пьесе Николая Коляды «Курица». Пользуясь случаем, поблагодарим популярного российского драматурга из Екатеринбурга, истинного украинца, за то, что он отказался от авторского гонорара в интересах киевского спектакля.
Напомним, у классика российского театра Александра Островского есть драма «Без вины виноватые», действие которой происходит в актерской среде. Наш современник, Николай Коляда написал «закулисную комедию» о служителях Мельпомены в глубоко провинциальном театре сегодня. В Киеве спектакль назвали «Без вины виноватаЯ», потому что режиссер Григорий Зискин считает, что каждая из трех героинь-актрис провинилась перед коллегами, перед любимыми и перед Театром.
А чудо этого спектакля заключается вот в чем. В актерской профессии существует понятие – способ существования актера в роли. Речь идет о том, что исполнитель настраивает собственный организм (тело и душу) на определенные психологические состояния персонажа, на жанровые особенности произведения и стиль режиссерского решения спектакля. Так создается целостный образ, ясный характер героя. И мы, зрители, верим, что вот это – добропорядочный дядя Ваня, а этот – негодяй, а это Волк, поросенок или Мавка...
Сложность, на первый взгляд, простенькой, забавной пьесы Н.Коляды заключается в том, что история происходит в закулисной жизни провинциальных актеров ДДТ (Дощатовского драматического театра им. Гоголя). Три актрисы, главный режиссер и администратор в своих нервно- перенапряженных отношениях являют себя либо полностью искренними, либо фальшивыми, либо впадают в состояние когда-то сыгранных ролей, классических образов, произнося как собственные тексты известных пьес. Таким образом, актеры в условиях драматургического материала вынуждены неоднократно менять способ своего существования в роли. И делают это блестяще!
В центре событий Алла в исполнении Анны Варпаховской, которая в 1995 г. основала в Канаде театр имени своего отца – выдающегося режиссера Леонида Варпаховского, а сейчас часто принимает участие в спектаклях Киевского театра русской драмы им. Леси Украинки, где когда-то работал Леонид Викторович.
Алла – преклонного возраста звезда задрипанного провинциального театра ревнует к сцене, к своим ролям, к молодости юное актерское дарование Нонну (эту роль играет Ольга Алексей). Варпаховская виртуозно не переходит, а переплывает из состояния в состояние, из интонации в интонацию, разворачивая ярким веером комично-драматический образ премьерши, меж пальцев которой истекает время. Ее время!
Ее подругу Диану актриса Лидия Яремчук играет такой предельно наивной и душевно распахнутой, что нет необходимости заглядывать в глубину ее естества – глубины там нет, зато есть праздничный солнечный блеск мелкой волны на мелководье.
Очаровательная Нонна (Ольга Алексей), пролагая свой путь к премьерству через кровати главного режиссера и администратора, словлена на горячем. Она почти весь спектакль молчит, вещь в себе, внимательно наблюдает громы и молнии над собой, чтобы наконец гаркнуть на всю кампанию и… монологом из «Грозы» Островского явить великий актерский талант.
Отдельным брильянтом звучит гамлетовский монолог «Быть или не быть?» в устах главного режиссера Федора (артист Сергей Мельник). Начатый в комедийном ключе, текст постепенно приобретает обертоны серйоза и болезненной глубины, звучит как самоанализ и приглашение к совместным размышлениям над ценностями жизни.
Наконец, актер Михаил Жонин талантливо играет бездарность. Его администратор Вася – жеребец, из которого талантливая актриса Алла пытается сделать артиста, и на самом деле колода колодой! Возможно, актер немного преувеличивает в средствах выразительности по сравнению с кружевами своих партнеров, но его деревянность вполне убедительна и даже трогательна.
Гений комедии Мольер говорил: «Нелегко заставить смеяться порядочных людей». Театру «Актер» это удалось.
Валентина ЗАБОЛОТНАЯ, театровед
Фото Юлии ЛЕДЕНЕВОЙ