Для историков и практиков украинского театрального искусства на карте страны есть место, о котором все вспоминают с особым пиететом и восторгом. Это средоточие духовной силы, пространство, в котором зародилась идея украинского профессионального театра, истоки, с которых началось его величественное продвижение. Родина корифеев украинского театра, представителей семьи Тобилевичей - Ивана Карпенко-Карого, Панаса Саксаганского, Николая Садовского, которые в своем имении «Хутор Надежда» на тогдашней Елисаветградщине сконцентрировали творческую энергию на создание будущего украинского театра, привлекая единомышленников и соратников. И с тех пор упоминание о корифеях невозможно без имен Марии Заньковецкой, Марка Кропивницкого, Анны Затыркевич-Карпинской, Михаила Старицкого, Марии Садовской-Барилотти. Сегодня наличие такого знакового места, уникального для культуры Украины, отмечено достойно. Елисаветград, пережив различные названия, теперь называется Кропивницкий, а Театр, который призван сохранять традиции украинского классического искусства, - Академический областной украинский музыкально-драматический театр - носит имя Марка Лукича Кропивницкого.
***
Под знаком памяти и чествования наследия корифеев украинского театра в Кропивницком когда-то был основан и несколько десятилетий проходит Всеукраинский праздник театрального искусства «Сентябрьские самоцветы». В театральном пространстве Украины этот художественный праздник - самый давний, в этом году он состоялся в 51 раз. Как многие события 2021 года, «Сентябрьские самоцветы» прошли под знаком посвящения 30-летию Независимости Украины.
Государственная власть города, которая является организатором и вдохновителем всех мероприятий Праздника, придает большое значение распространению сведений о самобытности края, популяризации театрального марафона и художественной программы на территории заповедника-музея И. К. Тобилевича (Карпенко-Карого) на Хуторе Надежда. Мероприятия на Хуторе Надежда стали кульминацией Праздника. Горожане могли добраться туда специально организованными транспортными рейсами. В заповеднике-музее на значительной территории усадьбы, где расположено озеро, парк с огромными столетними дубами, посаженными корифеями и выдающимися деятелями культуры, состоялись различные мероприятия - мастер-классы, выставки работ мастеров декоративного искусства, презентации городских библиотек с книжными новинками, музыкальный вернисаж, выступления многочисленных театральных студий и фольклорных коллективов, карнавальное шествие любительских театров Кировоградщины. Чрезвычайной стала историко-культурная реконструкция «Один день из жизни Ивана Карпенко-Карого на Хуторе Надежда», осуществленная творческим составом Театра им. М. Л. Кропивницкого. Во дворе родительского дома встретились жители Хутора, словно живые предстали перед зрителями члены знаменитой семьи Тобилевичей, Мария Заньковецкая... Так символически соединились времена, прошлое и настоящее, и все почувствовали человеческую и творческую мощь людей, которые создали для потомков возможность существования украинского театра.
***
Основная программа праздника в Театре им. М. Л. Кропивницкого началась театральным вернисажем «Театр на расстоянии прикосновения». В причудливых инсталляциях «застыли» герои спектаклей в оригинальных авторских костюмах. С островков этих мини-спектаклей можно было составить действующую афишу Театра, словно побывать на самых сценических действах, «прикоснуться» своей энергией, интересом и симпатией к искусству театра. Они стали для зрителей интересными фото-зонами, и каждый желающий мог зайти в пространство спектакля и рядом с героями почувствовать и себя участником представления. Открыла сценическую программу поставка «Иду за вас» Кировоградского украинского муздрамтеатра им. М. Л. Кропивницкого. Знаковая и по посвящению праздника, и по своей тематике. Режиссер-постановщик Е. Курман из рассказов четырех бойцов третьего отдельного полка спецназначения им. князя Святослава Храброго создал спектакль в жанре документального театра, выведя на авансцену актеров с реальными рассказами вопиющей правды о конфликте на территории современного востока Украины. Нет привычных атрибутов театрального действа, нет обязательных моментов взаимодействия актеров, изменений мизансцен. Есть только 4 стула и четыре актера-воина, которые исповедуются перед зрителем, рассказывая свои истории на этой войне. Режиссер найденным приемом добился отсутствия у актеров сценической игры. Они не представляли своих героев, они ими были. Поэтому и говорили органично и искренне монологи - слова пронзительной правды. Взаимодействие возникает в поле сцена - зритель. Напряжение происходящего на сцене передается в зал, из отдельной истории вырастает обобщение истории совместной, возникает всеобъемлющее чувство единства украинцев, веры в то, что сшить Украину все же удастся! Спектакль «Иду за вас», ставший мощным эмоциональным началом Праздника, завоевал областную театральную премию «Корифеи украинского театра» в номинации «Лучший спектакль».
***
Организационная структура «Сентябрьских самоцветов» своеобразна. Театральная программа служит определенной центральной осью, вокруг которой вращаются важные составляющие - выставки, лекции, презентации, студии, творческие встречи. О современном театральном процессе, фестивальном движении, драматургических направлениях в своих докладах рассказали ведущие режиссеры и драматурги - А. Белоус, М. Бабин, Н. Неждана, М. Смилянец. Поэт и композитор Александр Серебрянский познакомил со своим исполнительским и литературным творчеством, спел свои песни, которые уже много лет известны и популярны.
А на сцене бушевал театр! Известную историю жизни большой семьи Тевье-молочника в интерпретации Г. Гориным произведения Шолом-Алейхема представил Николаевский художественный русский драмтеатр. Режиссер С. Чверкалюк пытается спроецировать давнюю историю на современность. Облегченному восприятию описанных трагических событий способствует введение в спектакль еврейских танцев, пластический и музыкальных номеров, присутствие несколько ироничного взгляда на ситуации, с привкусом одесского юмора, впрочем, не совсем уместного здесь. Среди бедлама происходящего только мудрый Тевье - Василий Остафийчук, стремится справиться с ощущением краха окружающего мира. Время идет, а ничего не меняется, история по кругу бытия демонстрирует свои трагедии. Актер В. Остафийчук получил театральную премию «Корифеи украинского театра» в номинации «За лучшее исполнение мужской роли».
Современная политическая сатира была продемонстрирована в спектакле «Мандатоносцы» О. Миколайчука-Низовца Днепровского городского телевизионного театра. Здесь владельцами депутатских мандатов становятся звери, действие происходит в лесу. Хотя и животные, а поступают как настоящие депутаты. И смешно, и страшно...
Примеры откровенно развлекательного жанра продемонстрировали Винницкий украинский муздрамтеатр им. Н. К. Садовского спектаклем «Бал негодяев» Л. Шомара и местный Современный театр сатиры («Мама, adios» Р. Марлей, Р. Сиссон). Спектакли такого жанра имеют место в репертуарах многих театров (касса диктует свои условия), но, несмотря на тематику, режиссерские решения и способ актерского существования, задумываешься над ответственностью и ролью театров в деле формирования художественных вкусов своих зрителей.
***
Классическая драматургия на празднике была представлена Кировоградским театром им. М.Л. Кропивницкого. «Наталка Полтавка» - в традициях народного украинского театра и психологическое переосмысление «Закона» В. Винниченко. Изменением названия произведения на «Вечный закон материнства» постановщик задал отношение к теме как к актуальной всегда. К классике обратился и Коломыйский украинский драмтеатр им. И. Озаркевича. Хотя со временем кажется, что ситуация, описанная В. Стефаником в новелле «Каменный крест», не утратила злободневности и украинцы до сих пор оставляют родную землю из-за невозможности жить на родине достойно, режиссер Д. Чиборак не делает явных проекций на современность. Он сосредоточивается на психологической разработке характера главного героя Ивана Дидуха (В. Гелецкий). Тема креста как тризны по себе самому прослеживается в сценографическом решении, где собственная Голгофа героев становится явной, когда они поднимаются и опускаются по подиуму в виде креста. Сохранение гуцульского диалекта, литературной основы текста Стефаника, слаженная конструкция спектакля погружает зрителей в трагедию прежних времен и заставляет переживать событиям этого Евангелия ужасной крестьянской жизни, огорчает ощущением ее повторения в наши дни. Дмитрий Чиборак получил театральную премию «Корифеи украинского театра» в номинации «За лучшую режиссерскую работу».
С претенденткой на премию в номинации «За лучшее исполнение женской роли» вышла определенная коллизия, ведь награду получил... актер. В спектакле «Экспериментариум» П. Арье Нежинского украинского драмтеатра им. М. Коцюбинского актер Юрий Муквич играет роль Бабы Приси. В пронзительном рассказе о местной старушке, которая осталась жить в Чернобыльской зоне после аварии, автор приводит панораму современной жизни, где существует зона, где люди разделены, брошены на произвол, но полны внутреннего достоинства и желания принадлежать своей земле. Перевоплощение актера в старуху с боевым, непокоренным духом, непримиримую к несправедливости и готовую на крайние меры в деле защиты своих несчастных дочери и внука, становится примером совершенного актерского мастерства. Психологическое напряжение ситуации достигает кульминации и в фантасмагории событий, в зоне зритель узнает реалии современной украинской действительности.
***
В театральной программе «Сентябрьских самоцветов», даже в небольшом количестве спектаклей, можно проследить определенные тенденции существования сегодняшнего театра. Художники стремятся активно действовать, переосмысливать классику, откликаться на художественные вызовы, не чураются развлекательного жанра, ищут собственный, соответствующий путь в искусстве. Как когда-то на Хуторе с символическим названием «Надежда» корифеи украинского театра рассуждали и мечтали, каким ему быть, так и сегодняшние театры в размышлениях и поисках - каким быть театру XXI века? Любое художественное явление сильно своими основами, эстетическим основанием, эмоциональными принципами. В умопомрачительных вариантах новейших интерпретаций, воплощений, сумасшедших трактовок давайте не предавать надежды корифеев, которые начали отсчет нашего театра на Хуторе Надежда!