Недавно тонкий мастер режиссуры отметила юбилей, а в афише Львовского национального театра им. М. Заньковецкой (с этим славным коллективом творческая судьба Аллы Григорьевны связана с 1977 года) представила резонансную постановку «Тринадцатая женщина». Это сценическое прочтение пьесы Теодозии Заривны о судьбе известной голливудской актрисы. И хотя имя героини в спектакле не называют, однако звучит много песен Марлен Дихрих. Главную героиню играет прекрасная актриса Наталия Лань, цитируя отрывки из романа Эрнеста Хемингуэя. В этом спектакле речь идет об истории любви в... письмах, продолжавшейся почти три десятилетия, этих известных людей.
«Алла Григорьевна — человек очень талантливый и в то же время очень скромный. Она не любит помпезности, никогда не выходит на поклоны после премьер своих спектаклей, не фотографируется с поклонниками, хотя «фанов» у пани Бабенко не только во Львове, но и по всей Украине и за ее пределами немало. Каждая ее сценическая работа не похожа на предыдущую. Зрители и критика всегда с нетерпением ждут, чем на этот раз удивит режиссер? И она удивляет! У Аллы Григорьевны есть свой режиссерский стиль, а ее спектаклям присуща высокая постановочная культура, логичность образных решений и высокое мастерство актеров; неожиданный ракурс и тонкий лиризм — она умеет увидеть даже известную пьесу по-бабенковски иначе, — подчеркнула руководитель литчасти Театра им. М. Заньковецкой Мирослава ОВЕРЧУК. — Когда Алла Бабенко начинает работать над пьесой, никогда нельзя спрогнозировать наверняка так называемый производственный результат. Это может быть полное владение запросами и потребностями зала, а может — расхождение, кассовая неконкурентность. Причем художественная суть спектакля способна существовать полностью независимо от обоих этих факторов».
«ДАЖЕ ОДНУ И ТУ ЖЕ ПЬЕСУ МОЖНО ИНАЧЕ СТАВИТЬ»
— Следует отметить, что во времени совпали три события: сотый сезон заньковчан, ваш юбилей и 40-летие вашей работы на львовской сцене.
— Собственно, 40 лет — самое важное, потому что не думала, что можно столько лет на одном месте работать. Теперь думаю, какой красивой точкой, красиво завершить юбилей. Мы начали репетировать пьесу Герхарта Гауптмана «Перед закатом солнца», где главную роль играет прекрасный мастер Богдан Козак.
— А какой была ваша первая львовская постановка?
— Запрещенная в бывшем СССР пьеса Александра Сосина «Воскресенье — день для себя». Известному режиссеру Юрию Завадскому, у которого я стажировалась в Театре им. Моссовета, удалось обойти цензоров, но это произведение шло только во Львове.
— Вы считали, сколько в целом осуществили постановок?
— 131. Это на большой и камерной сценах. Также я ставила 15 спектаклей для Чеховского фестиваля.
— С каким материалом больше всего нравится работать? То есть какая мотивация для того, чтобы выбрать для постановки ту или иную пьесу?
— Каждый раз это происходит по-другому. Даже одну и ту же пьесу можно иначе ставить. Например, Гауптмана ставила в Одессе — это был один спектакль, а когда еще раз вчиталась в пьесу для постановки во Львове, то получилась совсем другая сценическая история. Знаете, смотрела пять спектаклей в разных театрах на эту пьесу, и мне кажется, что до глубин Гауптмана еще никто из режиссеров не дошел. Пьеса очень сложная. Написана в 1932 году. Хочется докопаться до глубин, заложенных автором, но не знаю, что у меня из этого выйдет.
— На что больше всего делаете ставку? Возможно, это любовь. Возможно, отношения между людьми.
— Это не любовь. И не отношения между людьми. У нас в театре работает интересный художник Александр Оверчук. И я сказала ему, что в пьесе Гауптмана для меня главное — космос и люди. Или Бог и люди. Кстати, случайно увидела на youtube, как Роман Виктюк рассказывает актерам, что такое выход в космос, об энергетике... если актер и режиссер попадают в этот творческий водоворот, то тогда появляются талантливые вещи.
— Ваша последняя постановка — моноспектакль «Тринадцатая женщина». И здесь следует обратить внимание на несколько моментов. Во-первых, это очень большая нагрузка на актрису Наталию Лань. Потому что, когда на сцене работает большой коллектив...
— Тогда кто-то кого-то спасает. Но во-первых, я давно занимаюсь режиссурой. Во-вторых, нужно знать, на кого рассчитан спектакль, и это должна быть личность. И очень приятно, когда ты, кажется, рискуешь, а на самом деле это не риск был, а открытие. Наталия Лань — прекрасная актриса!
— А что для вас стало открытием за последние годы?
— Как открылся творческий потенциал молодой заньковчанки Александры Лютой. И, по-моему, не только для меня. Потому что ей отдаешь 5 копеек, а она из них моментально делает гривню. Она посвященная актриса.
«ЕСТЬ ЗАКОНЫ СЦЕНЫ, И НЕЛЬЗЯ ЗАЖЕВЫВАТЬ ИЛИ ГЛОТАТЬ СЛОВА!»
— Алла Григорьевна, в одном из интервью вы сказали, что не воспринимаете актеров, которые плохо владеют языком.
— Да. Это проблема №1 во многих театрах. Приведу такой пример. Включаешь телевидение, и, когда слышишь, как какой-то актер играет Шекспира на английском, кажется, все понимаешь. Каждое слово! А бывает, приходишь на спектакль и украинский язык не понимаешь. Есть законы сцены, и нельзя зажевывать или глотать слова! Хорошее произношение должно быть всегда! Потому что иначе это похоже, как будто в мелодии пропущены ноты...
— Самой яркой своей постановкой какую считаете?
— «Разоренное гнездо» Янки Купалы. Считаю этот спектакль самой удачной постановкой. Кстати, белорусы его записали, хотелось бы посмотреть эту видеоверсию. Там актерский состав очень хороший (художник Людмила Боярская, музыка Игоря Билозира)... Конечно, в профессии можно было бы больше достичь. Если бы были другие условия, если бы не жила где-то в столице. Но так сложилось.
— Многие ваши коллеги сетуют на то, что нет интересной современной драматургии.
— Почему нет? Есть! Просто, по-видимому, мы о новинках мало знаем. Знаете, сейчас за то, что берем классическую пьесу в работу, нужно платить? Если раньше я ехала, куда хотела, и ставила, что хотела, то сейчас — нет! У нас сняли из репертуара два спектакля, в том числе — Теннесси Вильямса, потому что не могли за них заплатить авторские гонорары. Вот это проблема.
— Если бы хотели осуществить постановку о том, что сейчас происходит в Украине?
— Какой-то страшный детектив ХХІ века. Но пьес, по-моему, таких нет.
— А из классики?
— Любую пьесу Шекспира.
— Кстати, как часто вы с Романом Григорьевичем общаетесь, ведь, знаю, дружите с Виктюком.
— Он пьесы мне постоянно подыскивает, чтоб ставить в Театре им. М.Заньковецкой. Часто общаемся. Дня три назад звонил. Плохо, что у него нет скайпа. Не хочет им пользоваться...
Я надеюсь, что за эти сорок лет что-то сделала, кого-то вытянула, кому-то помогла подняться на определенный уровень, и очень рада этому. В каждом театре есть свои проблемы. Но нужно работать.
— В театре к вашему юбилею в марте готовят ретроспективу спектаклей. Что именно предложите к показу?
— Не знаю. А вот к Международному дню театра, 20 марта, должна выйти премьера Гауптмана. Уже точно знаю, что будут играть у меня прекрасные актеры — Богдан Козак и Григорий Шумейко.
СПРАВКА «Дня»
Алла Григорьевна БАБЕНКО (режиссер, народная артистка Украины) родилась в Днепропетровске. Окончила Львовский государственный университет им. И. Франко (филология), актерскую студию при Львовском театре им. М. Заньковецкой, режиссерский факультет Высшего театрального училища при Государственном академическом театре имени Е. Вахтангова (Москва). Работала актрисой Львовского театра юного зрителя им. М. Горького и Липецкого драматического театра; режиссером Казанского большого драматического театра им. В. Качалова, режиссером-стажером Московского театра им. Моссовета. С 1977 г. — режиссер-постановщик Национального театра им. М. Заньковецкой. В ее творческом багаже много спектаклей, в частности: «Немой рыцарь», «Кафедра», «Житейское море», «Разоренное гнездо», «Лісова пісня», «Бесприданница», «Отелло», «Макбет», «Федра», «Черная пантера и белый Медведь», «Медея», «Мораль пани Дульской», «Мадам Бовари», «Идиот», «Милый друг», «Дядя Ваня», «Дама с собачкой», «Вертопрашка», «Дом с мезонином», «Огни», «Валентин и Валентина», «Та, которую любили», «Безумная», «Воспоминание о Соломии», «Ромео и Джульетта в конце ноября», «Актриса», «Женский дом», «Коварство и любовь», «Тринадцатая женщина» и другие.