Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Театральный новорожденный

Размышления о презентации новой работы Александра Дзекуна «Бес плоти»
10 ноября, 2006 - 19:47
СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ «БЕС ПЛОТИ» / ФОТО ЕВГЕНИЯ КУЛИКА

Театральные спектакли — живые создания. Они рождаются в муках творчества, сначала хромают, спотыкаются, путаются в словах, верещат, нервничают. Потом набирают глубокое дыхание, становятся разумными, мудрыми, красивыми, хорошо звучат, излучают светлую энергию, светятся гармонией. Со временем устают, держатся на автоматизме и привычке, «протезирование» (введение новых актеров), как правило, помогает мало, энергия исполнителей гаснет, спектакли впадают в кому, к ним утрачивается интерес и, наконец, они умирают — списываются. Век спектаклей бывает разным. Иногда очень коротким (всего несколько показов), а иногда они живут долго-долго, играются по 500 и более раз.

В театральном мире в Черкассах родился новый сценический младенец — Академический областной музыкально-драматический театр имени Т. Шевченко презентовал трагикомическое действо «Бес плоти» по роману Валерия Шевчука в постановке Александра Дзекуна. Именно презентовал, а не сыграл громкую премьеру, потому что творческие роды были сложными. Театр сейчас на капитальном ремонте, зрительный зал и многие помещения разобраны, отопление отрезано, денег, как всегда, не хватает, потому что они выбрасываются на ветер бесконечных местных выборов, весной у театра юбилей, а властные силы славного города дерутся за власть, им не до культуры. И вообще они отдали в тот вечер преимущество спортивному матчу, а не театральному спектаклю. То есть телу, а не духу, — по-видимому и их обсели бесы плоти...

Валерий Шевчук, прозаик и драматург, историк и эссеист, лауреат Шевченковской премии, не лезет в глаза, не эпатирует публику, не навязывается никому. Мудрец и философ, он мыслит национальными категориями вечности, разговаривает на языке образов украинского фольклора, старинных летописей, народных преданий. И разговор этот о наших современных болях и грехах, о нашей морали и вере, о бытии человека, его падениях и подвигах, о его уродстве и красоте. Этакий наш тихий современный украинский гений.

Александр Дзекун, театральный режиссер, родился и начальное образование получил в Украине, а громкую творческую славу обрел в России, вернулся на родину шесть лет назад. Кое-кто из украинцев в трудные времена построения государства ищут себе лучшей доли в чужих краях, а Дзекун приехал приложить руку и сердце к развитию родной земли, украинской культуры. Сегодня постоянного театра для него не нашлось — и это при явном дефиците в Украине яркой профессиональной режиссуры. (Мы и здесь верны себе — «умеем» ценить таланты и разбрасываться ими.) Поэтому Дзекун стал свободным художником, «блуждающим форвардом» — ставит много по разным театрам Украины. И всегда интересно. Кучу «Киевских пекторалей» получил его спектакль в театре им. И. Франко «Брат Чичиков», недавно Ровенский театр поразил «Берестечком», в Молодом театре изысканно прозвучал «Духов день» — Дзекун работает в основном с украинской литературой высшего сорта, это Николай Гоголь, Лина Костенко, Тодосий Осьмачка, другие и, конечно, Тарас Шевченко.

«Великий льох», спектакль А. Дзекуна на основе многих произведений Кобзаря, стал событием в театральном мире Украины и подружил режиссера с Черкасским театром. И вот их новая встреча — А. Дзекун предложил черкасщанам собственную инсценизацию романа В. Шевчука «Бес плоти». Первичный текстовый материал в процессе репетиций постоянно совершенствовался, перемонтировался, уточнялся. Находились и переводились на современный язык стихотворения Климентия Зиновия, украинского поэта, странствующего иеромонаха конца ХVII — начала ХVIII столетия, исторической личности, героя романа и спектакля. Налаживались толерантные контакты с церковью. Ее деятели высказывали замечания и советы, помогли с уточнением ритуала изгнания бесов, подарили настоящие церковные предметы и одежду. В конечном итоге, на презентации спектакля они восприняли ее очень положительно.

Репетиции шли под громкий аккомпанемент строительно-ремонтных работ. Менялся актерский состав. Шились невероятной красоты пышные костюмы в стиле парсун украинского барокко. Изготавливались того же стиля декорации. Подбиралась музыка Баха, Люлли, Генделя, украинские песни, церковные пения. Режиссер настойчиво, еще даже утром в день показа, искал и находил мизансцены, жесты, детали, даже интонации для некоторых актеров. Нелегкое это дело — переводить образность литературную в метафоричность театральную.

Спектакль, «сшит на живую нитку», но при этом поразительно целостен, играли перед немногочисленными приглашенными зрителями, которые сидели на авансцене наедине с актерами, отгороженные от опустевшего зрительного зала огромным занавесом. Театр надеется, что весной, в период юбилейных праздников, «Бес плоти» прозвучит для большего количества публики во всю мощь своей энергетики.

И тогда люди увидят борьбу человека с бесовщиной, бой духовного воина за спасение больной души юной красавицы, его победу и его Божью кару. Климентий-Кирилл выиграл свой главный и последний бой, но наказан смертью за то, что в юности предал Божий дар любви, чем нарушил закон Природы. А это породило цепную реакцию духовных катастроф других людей. Наказан за то, что принял на себя бесовскую силу, заключив в объятия, как младенца, бесноватую девушку. Она выздоровела, а он запятнан грехом прикосновения к бесовщине и потому был сражен громом.

Спектакль А. Дзекуна, как всегда, насыщен и перенасыщен метафорами, образами, знаками так же, как и творческая палитра В. Шевчука. И потому он побуждает зрителя не только к эмоциональному восприятию, но и к интеллектуальной игре в аналогии, ассоциации, подмены и сравнения. Юная бесноватая Тодосия (Оксана Блащук) воспринимается как олицетворение Украины — этнический тип украинской красавицы, хрупкая, молодая, как наше государство. И такая же запутавшаяся и обезображенная бесами. А. Дзекун справедливо пишет в программке спектакля: «Значительная часть нашего этноса стала избранниками Беса и направляет нашу жизнь не к Богу, а все же к Бесу. Духовный воин, создатель поучительных стихотворений иеромонах и сегодня ведет войну против избранников Беса, войну за наше духовное возрождение, открывает нам дверь к Богу, к Добру». А вам, господа зрители, самим решать, кто сегодня в Украине этот духовный воин, а кто Бес плоти.

Оценивать новорожденный спектакль черкасщан по творческим критериями пока рано. В нем еще хватает неточностей, даже противоречий, затягиваний и излишеств. Не всегда совершенна актерская техника, особенно относительно подачи слова на крике, на смехе, на музыке, в скороговорке. Еще иногда произнесенный текст звучит заученно, а не как рожденный здесь и сейчас, поэтому иногда теряется основная мысль, важная философская сентенция — особенно у главного героя Климентия (Виктор Коломиец). Еще слишком приземленный, тяжеловатый Ангел-хранитель (Александр Павлютин). Ну да ладно. Половину работы не обсуждают. Даже на один процент не законченную. Спектаклю еще расти и расти. И вырасти. Главное уже понятно — в спектакле есть мощный, глубокий творческий потенциал. В нем есть немало волнующих сцен — изгнание беса плоти, семейное счастье с очищенной от беса дочерью, разговор давних влюбленных Климентия и Пелагии (Татьяна Крижановская), гибель героя и его оплакивание, коленный путь духовного воина к Богу. Всеобщая молитва в ожидании Страшного Суда, к которой так и тянет присоединиться.

Художник-постановщик Надежда Никифорова доработает роскошную красоту декораций, живая природа растений, жучков-паучков, овечек Божьего стада еще больше украсит рукотворную красоту арки в стиле барокко мазепинского времени. И стоит посреди этого рая на зеленой площадке дерево жизни и познания, к которому привязывают одержимую девушку и которое от ее конвульсий стряхивает с себя библейские яблоки и виноград, но бессмертно зеленеет в надежде.

Будем и мы надеяться — на новые творческие достижения черкасщан, на их достойный юбилей в обновленном помещении с хорошими спектаклями, на то, что успокоится общественная ситуация в городе и государстве, на силу духовного воинства Украины, на то, что наша плоть вспомнит свое Божественное начало и избавится от бесов разного пошиба — маленьких и больших.

Валентина ЗАБОЛОТНАЯ, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ