Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Тишина и гром

Северодонецк: как написать гармонию?
7 сентября, 2018 - 13:52
В СЕВЕРОДОНЕЦКЕ (В РАМКАХ ОПЕРНОГО ПРОЕКТА «МУЗЫКУ СЛЫШАТЬ СКВОЗЬ СТЕНЫ») ПРЕДСТАВИЛИ ОПЕРУ МОЦАРТА «ДОН ЖУАН». ПРОЕКТ ОБЪЕДИНИЛ БОЛЕЕ 100 МАСТЕРОВ ИЗ УКРАИНЫ, ГЕРМАНИИ, БЕЛАРУСИ, ПОЛЬШИ, ЛАТВИИ, ЛИТВЫ И АРМЕНИИ / ФОТО СТЕФАНА ВОЛКА

Пока Луганск остается оккупированным, функции административного, а вместе с тем и культурного центра области взял на себя Северодонецк. Здесь проходит немало акций, среди которых и собственно художественные. В частности,  на прошлой неделе здесь состоялся семинар «Качественная журналистика в сфере культуры: как писать о культуре доступно». Организаторы — представительство Фонда Конрада Аденауэра в Украине (Харьков) и Академия украинской прессы. Участниками семинара были журналисты из разных регионов Украины, с самим Северодонецком включительно. Пожалуй, первая попытка с помощью опытных тренеров (среди них оказался и я, а еще известный журналист, кандидат наук Андрей Юричко; в роли старшего тренера — профессор, президент Академии прессы Валерий Иванов) помочь тем, кто заинтересован в системном освещении культурных событий и художественных явлений.

МУЗЫКА — СКВОЗЬ СТЕНЫ

Как помочь лучше, системнее, квалифицированнее писать об искусстве? Тем, кто уже есть, кто состоялся как профессионал  в журналистике? Непростая задача. А впрочем, вполне досягаемая. Человек, который умеет писать, который является журналистом-литератором, а, кроме того, находится в интимно— семейных, так сказать, отношениях с литературой и искусством, вполне может добиться результатов и в области литературно-художественной критики и публицистики. Чтобы в этом убедиться, достаточно было прочитать некоторые тексты, которые писались «семинаристами» на протяжении трех рабочих дней нашего совместного труда. Диалог — вот ключевое понятие. Текст, какого бы возраста он ни был, требует именно диалогических отношений. Его интерпретатор и выстраивает такие отношения, заодно монтируя в них  потенциального читателя.

Речь шла и о том, что чем более отдаленный, во времени и пространстве, художественный текст, тем более обстоятельного, более тщательного комментирования он требует. Я часто привожу такой пример: знаменитая книга Юрия Лотмана, в которой изложен комментарий к поэме «Евгений Онегин» Александра  Пушкина, раз в пять толще самого предмета комментирования. И это правильно — так как со временем так много меняется в человеческой жизни, в семантике слов, в культурных кодах.

Участники семинара получили возможность подкрепить подобные установки знакомством с постановкой знаменитой оперы Вольфганга-Амадея Моцарта «Дон Жуан». Так, спектакль прошел на сцене местного театра (кстати, несколько лет назад его помещение было практически уничтожено в результате пожара и теперь отреставрировано). Состоялась, благодаря усилиям мастеров из 6 стран, в рамках проекта «Музыку слышать сквозь стены». Руководитель проекта — Петер Шварц, вместе с партнерами из некоммерческой организации Vlad Opera(Штутгарт). В оркестре — музыканты из Украины, Германии, Польши, Латвии, Беларуси, Армении. Так же и среди певцов-исполнителей. Партию Дон Жуана исполнил Янис Апейнис из Латвийской национальной оперы. Валерия Тулис (донна Анна), родом из Луганска, сейчас работает в Киевском национальном академическом театре оперетты. Харьковчанка Ксения Яровая (Церлина), немка  Ясмин Этезадзаде (донна Эльвира) Константин Криммель (Лепорелло).

Режиссер Торстен Келле (ФРГ), в сотрудничестве с киевлянами Алексеем Доричевским и Игорем Билицем и сценографом Михаэлем Бирном сделали ставку на контакт классического оперного материала и живой донбассовской, а собственно северодонецкой реальности. На заднем плане раз за разом возникают кадры местной хроники, на авансцену поднимаются жители города, чтобы произнести такие себе короткие спичи, что-то наподобие брехтовских зонгов. Подобная актуализация не всем понравилась. Моцарт в Северодонецке, не слишком ли? Однако произведение супергения испортить трудно, тем более, что и музыканты, и певцы работают очень хорошо. А людям, измученным круговертям последних лет, было интересно и комфортно оказаться в мире Моцарта своими, со своими проблемами. И нужно было видеть реакцию публики — безумные овации, которые растрогали меня не меньше, чем само представление.

НЕПРЕХОДЯЩЕЕ

Семинаристы так же оценили актуализацию Моцарта и приключения Дон Жуана. Действительно, здесь пример диалога эпох, то, что близко профессиональному сердцу журналистов. Которые всегда и стремятся выступить в роли медиумов, посредников между временами и пространствами. Хотя, казалось бы, странным является выбор именно этой оперы, о мужчине, охотящегося за женскими сердцами. Однако в действительности (и это достаточно точно диагностировали журналисты) в этой высокой гармонии музыкального  гения есть даже социологическая составляющая, плоть жизни, чудо которой является непреходящим.

Среди чудес самого семинара было и появление литовского актера, режиссера, культурного и общественного  деятеля Аркадиуса Винокураса. Он приехал на Донбасс не в первый и, видимо, не в последний раз. Дети, вот главный предмет его удивительно эффективной опеки. Ему удается, судя по всему, пробудить в них приглушенный войной и тяжелыми переживаниями огонь человечности, стремление тянуться к культурным, художественным светилам.

И все это в нескольких километрах от линии фронта, линии разграничения. Где так часто звучит рукотворный гром, где льется кровь, где грубость жизни разрушает гармоничные соединения человеческих энергий.

Сам Северодонецк производит впечатление тихого, даже уютного провинциального городка.  Как рассказал мне один из местных журналистов, здесь вообще не было каких-то явных сторонников ДНР-ЛНР, такой вот город. За последние четыре года население Североденцка увеличилось где-то в полтора раза (так как областной центр, одних только чиновников увеличилось в разы). Вот только где работают нечиновные, обычные  люди?  Так как от промышленности почти ничего не осталось. Вот это большой вопрос, на который ответа я не получил. Одно понятно: жить здесь очень тяжело.

Кроме того, мы проехали (по разным дорогам) от Словянска до Северодонецка. Дороги достаточно неплохие, как на украинские реалии. Проехало немало сел — практически никаких следов военных действий я не увидел (хотя впечатление это, конечно, поверхностное). Сельскохозяйственные районы, в которых, кстати, люди говорят в основном на украинском, хотя и суржикованом.

Однако немало международных фондов (например Фонд Аденауэра) помогают. Пройдясь по городу в воскресенье, 2 сентября, мы увидели и концерты просто на улице,  и ту же оперу «Дон Жуан», и просто людей, гулявших с детьми.

Живой, живой город, который я успел полюбить. Правда.

Сергей ТРИМБАЧ, Северодонецк — Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ