Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Только голос и мировые шедевры!

Звездой Вечера чествования меценатов Национального заповедника «София Киевская» стала легендарная Виктория ЛУКЬЯНЕЦ
18 января, 2018 - 10:11

Свою программу знаменитая певица назвала «Голос, который всегда с тобой». Виктория ЛУКЬЯНЕЦ исполнила десять произведений мировой классики, причем а cappella, и казалось, что удивительно мощный и проникновенный голос льется не из груди этой хрупкой женщины, а из поднебесья, и Богоматерь Оранта (мозаичный шедевр фигуры Святой Девы Марии, которая размещена в центральной апсиде Собора Киевской Софии) словно благословляет всех собравшихся на этом уникальном концерте. Вечер открыла божественная музыка Моцарта, а потом прозвучали арии из таких популярных опер, как «Сила судьбы», «Травиата» и «Отелло» Джузеппе  Верди, очаровывающая каватина  Casta Diva из «Нормы» Винченцо Беллини,  фееричная «Бахиана №5» Эйтора Вила-Лобоса из цикла «Бразильские бахианы» и другие. А когда в финале Виктория Лукьянец начала петь молитву «Отче наш» Ф.Дубенского, то все собравшиеся слушали ее стоя. После концерта «День» пообщался с примадонной.

СОБОР — КАК... КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ

— Виктория Ивановна, вы уже не первый раз выступаете   в  Соборе Софии Киевской, это уже третий вечер. Вы выступали без музыкального сопровождения, и этот концерт можно назвать мастер-классом вокалиста. Петь а cappella — высший пилотаж!

— Все вечера были благотворительными. Первый прошел  совместно с хором «Благовест», мы выступали на Рождество, а благодаря прошлогоднему концерту в Софийском соборе музейщики начали реставрацию киотов (шкаф для размещения икон) ХІХ в., которые сохраняются в Соборе. Потом, уже летом, я  выступала для того, чтобы собрать средства на приобретение прав для издания копии Реймского Евангелия. Эта книга считается национальной реликвией Франции. Около тысячи лет на ней присягали все французские монархи во время коронации. Во Францию из Киева Евангелие попало вместе с княгиней Анной Ярославной. А сегодня состоялся Вечер чествования меценатов Национального заповедника «София Киевская». Кстати, каждый раз готовлю  другую программу, потому что  не люблю повторяться. Прошлый раз телеканал «Глас» сделал запись концерта в Соборе и часто транслирует  мою а cappella-программу, в которой, в частности,  звучали  вокализы «Аве Мария!» разных авторов — от классика Сергея Рахманинова до нашей современницы Ирины Кирилиной (замечательная композитор, которая недавно умерла). В настоящее время я подготовила другие произведения, которые, считаю,  могут исполняться в святом месте — Соборе Софии Киевской. Например, Casta Diva из  «Нормы» Беллини, ария Addio, del passato из вердиевской «Травиаты» (кстати,  коронная партия певицы — знаменитый итальянский  режиссер Франко Дзефирелли назвал имя В.Лукьянец среди «трех знаменитых «Травиат» вместе с легендарными Марией Каллас и Терезой Стратас. — Т.П.). Думаю, что все произведения были уместны программе «Голос, который всегда с тобой».

— 20 января  в Соборе вы представите эту же программу?

— Да, и этот благотворительный концерт планируют записать, как  телеверсию, потому что зал в Соборе небольшой (приблизительно на сто мест), а мне бы хотелось, чтобы «Голос, который всегда с тобой»  услышало как можно больше людей.

«ИВАН ПАЛЫВОДА БЫЛ И ДО СИХ ПОР ОСТАЕТСЯ ДЛЯ МЕНЯ ОБРАЗЦОМ — И КАК ЧЕЛОВЕК,  И КАК УЧИТЕЛЬ»

— В этом году, кроме двух благотворительных  концертов в Соборе, вы выступите и на юбилейном вечере по случаю 150-летия со дня основания Киевского музыкального училища им. Р.Глиэра.

— Это же моя alma mater! В Училище им. Р.Глиэра  профессионально училась вокалу у замечательного педагога Ивана Палыводы. Очень благодарна руководству вуза, что меня пригласили выступать на юбилее. Знаете, я имела честь петь на концертах, приуроченных 120, 125, 130 и 140-летию этого музыкального заведения! С волнением выйду на сцену Национальной филармонии 18 января и исполню  сцену и каватину Нормы из одноименной оперы Беллини, а также украинскую народную песню «Котику сіренький» в обработке  Левка Колодуба. Горжусь, что я  выпускница Киевского музыкального училища им. Р.Глиэра.

— Вы ученица знаменитого педагога Ивана Палыводы. Можете вспомнить, как проходили занятия?

— Это были незабываемые мгновения. Иван Игнатьевич был учителем от Бога! Когда пою, то словно перед глазами появляется его портрет. Все его уроки — огромная ценность, которые я переосмысливаю, настраиваю себя на репетиции. Палывода проводил занятия уникально. Он никогда не повышал голос и не унижал никого из своих учеников. Иван Игнатьевич для меня пример Педагога с большой буквы.  Сейчас, когда я как педагог вокала (доктор, профессор Венской консерватории. — Т.П.) уже имею своих 15 выпускников и 25 учеников в классе,  И.Палывода был и до сих пор остается для меня образцом и как человек,  и как учитель.

— Ваш путь к вокалу начался с  Большого детского хора Украинского радио. Это была ваша идея или родителей?

— Моя. Услышала объявление по радио и попросила родителей отвести меня на прослушивание. Мне было 12 лет. Пела в хоре два года — пока не поступила учиться в  Киевское музыкальное училище им. Р.Глиэра. Мне пошел пятнадцатый год, когда я стала заниматься в классе Ивана Игнатьевича. На радио еще сохранилась запись «Радостной песенки» В.Шаповаленко, где я пела на правительственном концерте с хором. То выступление послушал мой учитель и очень деликатно сказал: «Витуся,   нужно решать — или хор, или учеба в училище. Потому что это совсем другая манера пения. Я готовлю тебя к настоящей профессии вокалистки, а в хоре ты поешь по-детски, красиво, но открытым звуком...» И я пошла к тогдашнему руководителю хора Татьяне Николаевне  Копыловой, извинилась и ушла из коллектива.

— Музыкальную школу вы  окончили по классу фортепиано. Никогда не жалели, что не стали пианисткой?

— Нет. Хотя второй мой учитель, Лидия Палывода (жена Ивана Игнатьевича) говорила, что какую бы я не выбрала профессию — пианистки, певицы, теоретика-музыковеда или педагога — музыка всегда будет в моей жизни. Вспоминаю, как на раз писала диктанты в музшколе, потому что имею абсолютный слух. Кстати, все произведения, которые исполняла  в Соборе 16 января — пела в тональности оригинала! Слышу музыку и все модуляции, которые я переосмысливала во время концерта.

«НАС ВСЕХ ОБЪЕДИНЯЕТ ЛЮБОВЬ К МУЗЫКЕ И ПЕНИЮ»

— Сейчас вы, не только гастролирующая звезда, но и педагог. Кто ваши ученики?

 — Я преподаю вокал с 2010 года в Венской консерватории. Каждый ученик со своим темпераментом, и  к каждому нужно найти «ключик». Сейчас у  меня учатся 25 будущих певцов из разных стран.  Горжусь, что 15 выпускников уже покоряют  вокальный Олимп, выступая на престижных сценах. Так, Наталья Уласевич — сейчас солистка Национальной оперетты Украины, Светлана Роде  (немка казахского происхождения)  ведет большую концертную деятельность в Вене и востребована в Австрии. Горжусь победами моих выпускников из Японии, Кореи и Сербии на престижных международных конкурсах, которые получили контракты выступать в известных оперных театрах мира. В моем классе сейчас учатся представители 13 национальностей, и нас всех объединяет любовь к музыке и пению.

— Ваша дочка продолжает музыкальную династию?

— Да, но она увлекается  не оперой, а джазом. Даруся  выступает как солистка   и очень успешно в джазовой группе. Недавно представила со своим коллективом новую программу — это 15 композиций. Когда слышу, как Даруся поет, она мне напоминает харизму легендарных  Эллы  Фицджеральд и Луи Амстронга. Это так прекрасно! Ее отобрали  американцы на мастер-класс, где прослушивание проходили шесть тысяч джазовых вокалистов. Молю Бога, чтобы все ей удалось. Чтобы она творчески  взлетела и почувствовала вкус музыки.

СПРАВКА «Дня»

Виктория ЛУКЬЯНЕЦ — украинская оперная певица (сопрано). Родилась в Киеве. Училась в Киевском музыкальном училище им. Р.Глиэра (класс Ивана Палыводы), потом — в Киевской консерватории (класс Елизаветы Чавдар). Работала солисткой Национальной оперы. Лауреат многочисленных конкурсов, в частности Гран-при конкурса им. Марии Каллас. Живет в Вене с 1993 года. Выступает на сценах многих театров Европы, США и Японии. В ее активе — десятки выступлений на престижных мировых сценах, в частности в «Метрополитен-опера» и «Ла Скала». На одной сцене пела с легендарными тенорами: Хосе Каррерасом, Пласидо Доминго и Лучано Паваротти. Ее бельканто сравнивают с голосами выдающихся вокалистов прошлого века — Амелиты Галли-Курчи и Аделины Патти. В репертуаре певицы свыше 50 ведущих партий, которые она исполняет на семи языках. С 2010 года  доктор, профессор Венской консерватории по классу вокала.

Татьяна ПОЛИЩУК, фото Руслана КАНЮКИ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ