Киевский кинотеатр «Жовтень» славится среди зрителей своим креативом в подходе к верстке программ. Именно там можно зачастую посмотреть не только модные и широко рекламируемые блокбастеры, но и лучшие образцы мирового и отечественного кино, побывать на фестивальных показах, встретиться с творческими группами.
Новый проект кинотеатра — первый Киевский международный фестиваль независимого кино OZonfest — «Открытая зона», который директор кинотеатра Людмила Горделадзе со своей командой планирует провести с 3 по 9 декабря этого года. Цель будущего фестиваля — стать стартовой площадкой для развития независимого кино в Украине и открытия новых имен.
Предваряет грядущий фестиваль специальная программа, которая стартовала 27 августа — «OZonfest. Преамбула», квинтэссенцией которой, по задумке устроителей, станет ретро-фест «Мосфильму —85». Нет слов, фильмы, заявленные в ней, безусловно, являются украшением золотого фонда не только отечественного, но и мирового кино. Достаточно назвать имя Андрея Тарковского, ретроспективой фильмов которого он начался. Единственное, что вызывает сомнение, это отношение его лент к независимому кино. Ведь по определению самих устроителей, независимое кино — «малобюджетное, без основополагающей роли госфинансирования». Вряд ли кино, произведенное в таком монстре-монополисте, как СССР, подпадает под эту категорию, хотя фильмы Андрея Тарковского всегда независимы по духу.
Главным событием «Преамбулы» стала премьера новой ленты Карена Шахназарова «Палата №6». Генеральный директор киноконцерна «Мосфильм», постановщик многих любимых лент — «Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх», «Курьер», «Цареубийца» и т.д., ради этого специально приехал в Киев, в кинотеатр «Жовтень». Здесь он не раз уже представлял украинскому зрителю свои режиссерские работы. И на этот раз не только представил свою новую работу, но и охотно беседовал с журналистами, провел мастер-класс, в котором приняли участие более 500-от студентов творческих вузов Киева. Премьера состоялась одновременно в двух залах и, приятно отметить, в кассу кинотеатра выстроилась солидная очередь. Среди высшего эшелона украинской власти кинособытием заинтересовался лишь Владимир Литвин.
«Палата №6» — одно из самых загадочных и многопластовых произведений Антона Чехова. В нем жестковатый юмор и легкий сарказм ранних рассказов Антоши Чехонте ушел уже на задний план, уступив место писателю-аналитику, никогда не дающему готовых рецептов, и врачу, четко описывающему анамнез болезни. Первым и главным определением критиков всех времен по отношению к этому рассказу было «Палата №6» — вся Россия», хотя в спорах вокруг этого произведения продолжают ломать копья, они дают простор воображению трактующих.
Карен Шахназаров впервые обратился к «Палате...» двадцать лет назад, когда на предложение итальянских коллег снять что-нибудь из русской классики написал вместе с Александром Бородянским сценарий по мотивам чеховского рассказа. Одинокие рефлексии доктора Рагина, его неприятие социума были перенесены ими в сегодняшний день. Смелая бесшабашность перестроечного времени позволяла любые трактовки и аналогии, но иностранным партнерам хотелось традиционной классики. Сценарий лег в стол.
Сейчас, когда времена и взаимоотношения в обществе сильно переменились, получив крен к привычному тоталитаризму, который называется нынче «порядком, руководимом твердой рукой», режиссер вновь обратился к написанному некогда сценарию. Это можно было бы назвать смелым порывом в сторону гражданской позиции, если бы главной темой фильма не стало бедственное положение психбольниц в стране. Тем более, что фильм снят в стенах реальной клиники, эпизодические монологи на крупных планах произносят реальные ее пациенты. К подобным приемам не раз прибегала как отечественная, так и мировая кинематография. Лично мне в этом сюжете сострадания к отторгнутым от общества людям мало.
Впрочем, картина снята мастерски — Шахназаров это умеет, и актерский ансамбль практически безупречен. А Владимир Ильин в роли Рагина, по словам режиссера, единственно возможный исполнитель этой роли и побудительная сила к созданию фильма сегодня, настолько тонок, умен, точен и безупречен, что фильм производит очень сильное впечатление.
На вопрос о том, чем, на взгляд режиссера, будет отличаться восприятие картины украинским зрителем, Карен Шахназаров сказал:
— Всегда с удовольствием приезжаю в Украину. Политика политикой, но в культурном отношении, думаю, зритель остался единым, и я не могу делить зрителей по национальному признаку. Для меня все они — мои зрители. Кому-то понравится картина, кому-то — нет. Я уже привык к тому, что последние мои фильмы не принимаются сразу, безоговорочно, набирают зрителя со временем. Хотя для такой картины компанией «Парадиз» сделано довольно много копий. Для России — 50, для Украины — 10.
— На мой взгляд, в России появилась идеологическая цензура, в кино прослеживаются госзаказы. Какие перспективы в этом плане у независимого кино?
— Скорее, идеологический госзаказ прослеживается на ТВ. И не только в информационных программах, но и в художественной части, сериалах. Понимаю, что там не все сегодня может пройти. В кино я такого не прослеживаю. Надеюсь, это невозможно. Во всяком случае, так, как это было в советские времена. Правда, нельзя не признать некой тенденции к приоритетным темам, которые могут быть поощрены. Но кино не столь важно для политиков, как телевидение. По сравнению с последним аудитория значительно сужена. И дело не в идеологии, а в коммерциализации кинематографа.