В этом году из-за карантина церемония награждения проходила в онлайн-формате. Призы вручали в 23 категориях.
Ниже мы расскажем о самых интересных фильмах-лауреатах.
«МОИ МЫСЛИ ТИХИЕ»
• Режиссер — Антонио Лукич
• Лучший фильм года, лучший сценарий (Валерия Кальченко, Антонио Лукич), лучшая женская роль (Ирма ВИТОВСКАЯ—ВАНЦА), «Открытие года».
• «Мои мысли тихие» — о 25-летнем композиторе и звукорежиссере Вадиме (Андрей Лидаговский), который, будучи довольно асоциальным, не имея определенной работы, пытается эмигрировать в Канаду. Для этого по заказу богатого диаспорного бизнесмена запускает компьютерную игру «Ноев ковчег», надо записать голоса закарпатских животных, а главное, пение редкой птицы: раховской кряквы или кряквы суетливой. Однако в ход экспедиции вдруг вмешивается мать героя (известная украинская актриса Ирма ВИТОВСКАЯ).
ИРМА ВИТОВСКАЯ
Это комедия — причем гомерически смешная, что в нашем кино почти сенсация. Герой с неизменно серьезным лицом все время или провоцирует забавные ситуации, или вляпывается в них, иногда в буквальном смысле. Мать одержима опекой над этим непутевым гением на грани Эдипова комплекса, но сама смешна в попытках устроить свое и его счастье. Параллельно развивается сюжет с голосами животных и сказочной кряквы, вокруг которой Лукич выстраивает целую мифологию, подкрепляя ее остроумно сфальсифицированной кинохроникой о советских и немецких ученых. Не меньше достается разного рода традициям, в том числе религиозным: режиссер не склонен к антихристианской сатире, однако по возможности пускает шпильки в этом направлении.
В конце концов, похоже, не так важно, запишет Вадим эту птицу или нет, как то, поймет ли он, что кряква суетливая, вечно тревожное существо — это и есть его слабая и беззаветно любящая мать. И, отчасти, он сам.
АНТОНИО ЛУКИЧ
Итак, человеческое и животное, религиозное и комичное, материнское и сыновнее: вышла работа и смешная, и не поверхностная.
«ДОМОЙ»
• Режиссер — Нариман Алиев
• Лучшая режиссерская работа — Нариман Алиев, лучшая мужская роль — Ахтем Сеитаблаев.
• Полнометражный дебют крымскотатарского режиссера Наримана Алиева «Домой» (Evge) начинается с почти идеального пейзажа — безлюдное плоское побережье, синяя лодка, утреннее море — некурортных степной Крым. Долгий идиллический общий план. Но это не начало, а конец истории.
Потому что в следующем эпизоде — оператор Антон ФУРСА одинаково убедителен и в интерьере, и на натуре — пространство кадра сворачивается в коридор больницы с болезненно мигающей лампой, от которой не может отвести взгляда киевский студент Алим (Ремзи Билялов) — пока мимо него не провозят на каталке обнаженное тело молодой девушки. Завязка — смерть. История — путешествие с покойником.
Героев двое: крымские татары Алим и его отец Мустафа (Ахтем Сеитаблаев) Бекиров. Они приехали за телом старшего сына Назима, добровольца, убитого под Песками в Донецкой области. Отец хочет любой ценой похоронить Назима в Крыму. Алим его не очень понимает, и все же присоединяется к путешествию.
Нариман родился в Крыму в 1992 году. В 2014-м окончил Киевский национальный университет театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого по специальности «кинорежиссер». Был соучредителем и куратором программы игрового кино в общественной организации молодых кинематографистов «Современное украинское кино» (СУК).
Его короткометражный триптих «Крымские истории», снятый на полуострове, составили новеллы «Вернуться с рассветом» (2013), «Тебя люблю» (2014), «Без тебя» (2015). Все короткометражки — это драмы отношений из жизни народа кырымлы. «Вернуться с рассветом» — о разрыве между отцом и сыном, который идет в большой мир. «Тебя люблю» — хрестоматийная коллизия невозможной любви между крымским татарином и девушкой-славянкой. «Без тебя» — рассказ о семейной любви, о потере и памяти, посвящен, собственно, брату режиссера.
«Домой» объединяет все эти мотивы, а также — роман воспитания, роуд-муви (в переводе с английского оригинала буквально — «фильм-путешествие») и семейная драма.
НАРИМАН АЛИЕВ
Роуд-муви здесь прежде всего — формообразующий прием, оболочка, предназначенная для содержания других вещей. Его требования Алиевым соблюдены без заметных усилий. Есть — в нужных местах — замедление и резкая эскалация событий, есть сюжеты-ответвления, которые помогают лучше раскрыть героев, наконец, самое важное — есть филигранный монтаж, который задает ритм путешествия.
Драматургический двигатель «Домой» — столкновение контрастных характеров отца и сына. Мустафа Сеитаблаев в начале — строгий крепкий мужчина, авторитарный и патриархальный, скупой на чувства — только в морге позволяет себе слезу. Алим-Билялов — инфантильный мятежник, набравшийся столичного лоска, но, столкнувшись с совершенно новыми обстоятельствами, явно теряется и до определенного момента остается в тени.
Сеитаблаев на сегодня — один из самых плодотворных украинских режиссеров. Впрочем, его актерский талант стоит не меньшего, а даже большего внимания. В «Домой» ему пришлось развивать своего персонажа от уверенного мачо до уязвимого, стареющего прямо на глазах, невероятно уставшего мужчины. У Алима, соответственно — противоположное направление развития, при этом режиссер делает линию взросления максимально, иногда в прямом смысле, болезненной — до крика, до крови; Билялов в целом тоже справляется. Но фильм не получил бы нужной смысловой глубины, если бы остановился только на семье.
Сюжет о недозволенном, никем не одобряемом захоронении как поступке личного мужества, акте достоинства существует уже не одну тысячу лет, имея истоки еще в античном мифе об Антигоне; недавнее впечатляющее воплощение — отмеченный «Оскаром» венгерский фильм «Сын Саула» (2015). Декорации разные, суть одна: ритуал разрывает границы догмы, перевешивает внешний порядок, личные привязанности, страхи.
То, что начинается как конфликт между поколениями, становится разыгранной в одной семье драмой целого народа, у которого уже второй раз в новейшей истории пытаются забрать родину. Именно поэтому Алим в итоге принимает правду Мустафы, а то, что кажется отцовским самодурством, становится целью почти метафизической, которая объединяет отца и сына.
Но и это еще не конец. Конец — это осознание — катастрофическое, трагическое — Алимом того, что все сложное путешествие было для него инициацией не просто во взрослую жизнь, а в главу рода. Принятием колоссальной ответственности как завершением детства. Личное становится общественным, чтобы снова стать приватным. Но эта личностьность имеет вес предписания судьбы. Ее не избежать.
«ВУЛКАН»
• Режиссер — Роман Бондарчук
• Лучшая операторская работа — Вадим ИЛЬКОВ, лучшая мужская роль второго плана — Виктор ЖДАНОВ, лучший звук — Борис ПЕТЕР.
• На юге Херсонской области в степи застревает автомобиль с наблюдателями ОБСЕ. Водителя-фиксера по имени Лукас (Сергей Степанский) отправляют за помощью. Когда он возвращается на попутном «КАМАЗе», то обнаруживает, что машина вместе с пассажир(к)ами исчезла. Далее он находит приют у местного чудака Вовы, попадает в неприятности, теряет деньги, документы и в определенном смысле самого себя. Но, в конце концов, приобретает не меньше.
Свой игровой полнометражный дебют «Вулкан» Роман Бондарчук, 38-летний херсонец, давно живущий в Киеве, начал снимать при роковом стечении обстоятельств. Сначала собирался сделать документальный портрет бывшего директора рыбхоза, артистичного балагура Владимира Арсиенко, однако последний умер при невыясненных обстоятельствах в конце 2016-го. На основе собранного материала был написан игровой сценарий.
Вова (Виктор Жданов) в «Вулкане» — так же экс-директор рыбхоза. Разведен, живет на берегу Каховского моря с матерью (Тамара Соценко) и дочерью (Кристина Дейлик), может задержать дыхание под водой не менее чем на 10 минут, находится в поиске верного заработка: то продает «молекулярный клей», то выкапывает старые железки с миноискателем. Сдержанного и сосредоточенного Лукаса он воспринимает как шанс выбраться из надоевшей степи.
Со своей стороны Бондарчук не скрывает очарованности родными пейзажами, долго показывает в увертюре плывущий под медитативное пение корабль, по любому поводу переносит героев в степь, останавливает камеру на выжженных солнцем руинах и травах, снова и снова пускает в кадр море, которое на самом деле и не море вовсе, а гигантское водохранилище, сбившее эту местность с толку раз и навсегда.
Локации ведут собственную повесть, и причуды в них разнообразные — начиная с шестиметровой скульптуры арбуза и заканчивая собственно вулканом / курганом, который появляется всего на несколько секунд без каких-либо сюжетных последствий.
— Здесь Дикое Поле, — уточняет Вова. — приспосабливаешься — живешь. Не приспосабливаешься — не живешь.
Дикое Поле, Дикий Запад — это фронтир, то есть граница между цивилизацией и необузданными племенами. Фронтир — базовый сюжет вестерна и сопутствующих жанров. Бондарчук переосмысливает этот прием в нужном для себя направлении. Как правило, коллизия фронтира запускается появлением чужого, который обостряет уже имеющиеся конфликты провоцирует новые. Лукас — чужой вдвойне: и географически, и классово. Его все время принимают за немца и один раз даже обращаются к нему по-немецки. Немец в восточнославянской традиции — фигура столь же литературная, как и призрачная. И это не последний мистический поворот здесь.
Насилие (постоянные драки, как положено на фронтире) и метафизика генерируются видом так же, как и характеры, в нем действующие. Исчезновение здесь — мотив и визуальный, и драматический. Исчезают наблюдатели ОБСЕ. Исчезают документы и деньги, телефонная и транспортная связь с миром, рыбхоз и его строения, исчезают целые деревни, затопленные водохранилищем, масса местных живет без документов, то есть юридически не существуют.
Закономерно, пустота заполняется миражами: блуждающий буй — появляется, когда хочет, хор из села Мелового — девять женщин в традиционных бело-зеленых нарядах поют тоскливые песни то ночью возле автовокзала, то днем в голой степи; наконец, именно Меловое в финале — одноэтажные домики на дне ненастоящего моря.
Пейзаж дважды почти поглощает и самого Лукаса. Поссорившись с Вовой, он едет работать на поле к бандитам и после жестокого избиения оказывается в яме посреди апокалиптической равнины с высохшими подсолнухами. Из трехдневного ада его освобождает Вова — и с этого момента Лукас становится своим. А в заключительном эпизоде именно блуждающий буй отправляет героя под воду, сбивает с катера, на котором они с Вовой отправились на очередную охоту за сокровищами. Лукас опускается на дно. В пронизанной солнцем глубине видны белые мазанки — село, хор из которого не находит покоя. На помощь, как всегда, приходит Вова. Лукас возвращается к жизни уже на лодке. И встречает самого себя, двойника, выбирающего сеть, — обычного местного рыбака.
Выжить в вулкане. Покорить Дикое Поле. Стать непобедимым — как призрак.
«ГУЦУЛКА КСЕНЯ»
• Режиссер — Елена Демьяненко
• Лучшая музыка — Тимур ПОЛЯНСКИЙ, Фрик-кабаре Dakh Daughters, лучшая песня — «Мавка-Русалка», фрик-кабаре Dakh Daughters.
• «Гуцулка Ксеня» — нехитрый сюжет по оперетте Ярослава Барнича, еще и на заезженном вдоль и поперек фольклорно-гуцульском материале. Из Америки в Ворохту, в отель «Дом Говерла» прибывает делегация: бизнесмен Майк Деделюк (Игорь ЦИШКЕВИЧ), его дальняя родственница Хелен (Татьяна ПЕЧЕНКИНА), ее романтичная дочь Мэри (Екатерина МОЛЧАНОВА) и его племянник Яро (Макс ЛОЗИНСКИЙ). Задача одна: в течение недели найти для Яро жену — свидомую украинку. Отец Яро — брат Майка — оставил завещание, согласно которому юноша унаследует миллион долларов только при таком матримониально-идеологическом условии. Яро упорно не обращает внимания на потенциальных невест, но заканчивается все хорошо, вполне в опереточном духе: сплошной любовью и радостным раскрытием семейных тайн.
Забегая вперед: соответствующий антураж обеспечен. Пасторальные Карпаты, колоритные гуцул(к)ы, женщины — почти без исключений писаные красавицы, введен даже эксцентричный профессор (бельгиец Оливье БОНЖЮР специально выучил украинский), который гоняется за бабочками с сачком (а что может делать профессор среди долин высоких?), более того, есть здесь и то, из-за чего премьера любого жанрового украинского фильма заранее внушает невольный пессимизм: туристическая стерильность картинки и неуверенная работа с актерским составом. Если первое еще можно оправдать условностью музыкального жанра, то второе, увы — слишком распространенная проблема. В разговорных сценах исполнители и исполнительницы звучат и выглядят одинаково театрально, с соответствующим переигрыванием; диалоги из-за этого страдают невнятностью, а порой и фальшью.
И тут снова возвращаемся к жанру. Поскольку в определении «музыкальная комедия» ключевая часть — музыкальная. Режиссер Алена Демьяненко (род. 8 мая 1966, Львов) сделала в этом смысле почти беспроигрышный ход. Она пригласила на роль основных композиторов, а также исполнительниц большинства музыкальных номеров знаменитое фрик-кабаре Dakh Daughters. Эти шесть темпераментных и талантливых девушек — не просто музыкантши, но и профессиональные актрисы. Как следствие, появление Dakh Daughters в кадре — это отдельные артистические приключения, начиная с роскошного вступительного танго «Гуцулка Ксеня» с полным залом страстно танцующих гуцулов — что, кстати, в заданных обстоятельствах выглядит вполне естественно. Мало того, Руслана, Татьяна, Соломия, Анна, Наталья и Наталья добавляют во все, что делают, добрую порцию иронии. Не менее удачно выглядит «ДахаБраха» в коротком эпизоде-камео с лихим и соромицким «Карпатским рэпом».
НАТАЛИЯ СУМСКАЯ
Но это касается и остальных исполнителей. Почти у всех действующих лиц наступает типичный для мюзиклов «момент истины», когда они оказываются на сцене, чтобы прокомментировать ситуацию песней и танцем. Насколько можно понять из комментариев режиссера, львиную долю подготовительного периода занял именно вокально-хореографический тренаж актеров и актрис. Усилия не прошли впустую. Танцуют и поют почти все почти безупречно, каждый номер превращается в мини-спектакль с собственной постановкой и настроением, и на этом фоне неуклюжие диалоги начинают казаться не более чем досадной мелочью.
Поэтому получаем то, ради чего и пришли в кино: яркое и недурственное зрелище без грубых нарушений хорошего вкуса. Для нашей киноиндустрии — пока редкость.
«ПОЕТ ИВАНО-ФРАНКОВСКТЕПЛОКОММУНЭНЕРГО»
• Режиссер — Надежда Парфан
• Лучший документальный фильм.
• Это название уже достойно отдельного приза. Англоязычный вариант, кстати, не менее остроумный: Heat Singers, что означает «Певцы тепла» или «Горячие певцы», еще и слово Heat (тепло) созвучно с жаргонизмом «хит», что означает коммерчески успешную песню.
Автор фильма, 33-летняя Надежда Парфан, ранее изучала культурологию в Киево-Могилянке, писала статьи, вела культурные и общественные проекты, возглавляла фестиваль кино и урбанистики «86» в Славутиче.
Материал у Надежды был под рукой: ее мать работает в вышеупомянутом предприятии, однако главным героем является председатель профсоюза Иван Васильевич. Круг его обязанностей немалый, но любимое занятие — профсоюзный хор, в котором поют диспетчеры, слесари, ремонтники, бухгалтеры. Хор практически профессиональный, берет призовые места на отраслевых конкурсах. Репертуар — народные песни.
Надежда строит фильм на очевидном конфликте между коммунально-бытовой прозой и песенным ритуалом. Первая, впрочем, полна собственных сюрпризов, а иногда и откровенного абсурда вроде горячей дискуссии об участии в соревнованиях по перетягиванию каната. Собственно «коммуналку», все эти котельные и подвалы, трубы и бойлеры режиссер снимает в несколько ирреалистичной, местами даже мистической оптике. Что, впрочем, отнюдь не скрывает ужасное состояние всего этого хозяйства; местами оно на фильм ужасов и похоже.
И тем ярче и трогательнее хоровые сцены — тоже своего рода метафизика.
Финал печальный: Васильевич уходит на пенсию, и провожают его песней — прямо в цехе.
Конечно, фильм не лишен недостатков, типичных для дебюта — в частности, потери ритма и определенного «провисания» посередине. И все же вышла местами трогательная, местами смешная, преимущественно увлекательная история о коммунальном подполье величиной с страну — о котором мы, рядовые потребители, почти ничего не знаем. То есть не знали. До сих пор.
Оказывается, там, в заржавелом Аиде, есть жизнь. И там поют.
«В НАШЕЙ СИНАГОГЕ»
• Режиссер — Иван ОРЛЕНКО
• Лучший короткометражный фильм.
• Наше кино уже знает попытки справиться с Кафкой на экране — «Сельский врач», «Певица Жозефина и мышиный народ» (режиссер — Сергей МАСЛОБОЙЩИКОВ). Однако Орленко в экранизации одноименного рассказа Кафки «В нашей синагоге» удалось найти действительно уникальный подход, и дело здесь не только в черно-белом изображении. По сюжету мальчик пытается разгадать, что за таинственное существо живет в синагоге, регулярно пугая женщин. Раввин рассказывает ему историю удивительного создания, и в процессе повествования выясняется, что оба героя находятся не во времени Кафки, а в начале 1940-х, в гетто, и это их последние мгновения перед расстрелом. В 19-минутную новеллу режиссеру удалось вместить и кафкианский абсурд, и катастрофу Холокоста, и трагизм человеческого бытия — при том, что профессионального кинообразования у Ивана нет.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ
1. В лидерах оказались арт-хаузные, авторские фильмы, в то время как фильмы, сразу сделанные с прицелом на массовую аудиторию — «Захар Беркут», «Черный ворон», «Фокстер и Макс» победили в категориях второстепенных или «технических», а многие «блокбастеры», в том числе кассово успешные, даже не попали в список номинантов — «Давай танцуй», «Запрещенный», «Встреча одноклассников», «Клара и волшебный дракон», «Свингеры-2», «Я, ты , он, она».
2. Больше всего украинских авторов интересуют истории о ранимых героях. Отнюдь не «эффективные менеджеры» или несокрушимые рыцари, они борются за себя, за своих родных и место в мире. Это живые люди со своими слабостями и недостатками.
3. Самая ожесточенная борьба шла в категории «Лучший документальный фильм» — многими наблюдателями «Панорама» Юрия Шилова, «Человек с табуретом» Ярослава Попова и «Поет Ивано-Франковсктеплокоммунэнерго» рассматривались как равносильные претенденты, при этом только один из них касался темы войны не в главном сюжете — то есть национальная документалистика научилась работать с материалом мирной жизни.
4. Значительное количество награжденных составили дебюты — кроме «Мои мысли тихие», это «Домой», «Вулкан» и «Поет Ивано-Франковсктеплокоммунэнерго» — что еще раз доказывает правильность политики поддержки национального кино предыдущим правительством и руководством «Госкино».
5. В нашем кино окончательно произошла смена поколений: наиболее ярким и успешным сегодня режиссерам нет и 30—40 лет.
СПРАВКА «Дня»
«Золота дзига» (англ. Golden Dzyga) — украинская национальная кинопремия, присуждаемая за профессиональные достижения в развитии украинского кинематографа. Основана в 2017 г. Украинской киноакадемией.
Материальным символом Кинопремии является статуэтка «Золота дзига», которая символизирует стремительное и непрерывное развитие украинского кинематографа. Кроме того, название напоминает о выдающемся кинематографисте Дзиге Вертове (Давид КАУФМАН), чья картина «Человек с киноаппаратом» (1929) в 2014 г. признана величайшим документальным фильмом всех времен, согласно рейтингу, опубликованному Британским киноинститутом.