Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Тоска по дому

24 февраля, 1999 - 00:00

Вначале был Макс. У Макса был Дом. И Макс был Домом.

«Дверь отперта.

Переступи порог.

Мой дом раскрыт

навстречу всех дорог».

Коктебельский пейзаж не мыслим без Дома Волошина, похожего
на поэта, по словам Цветаевой, больше, чем его же гипсовый слепок. «Он
давал, как другие берут. С жадностью», —писала о своем друге Марина Цветаева,
отмечая его «щедрость на самое дорогое» — будь то его выстраданный коктебельский
приют, родной ему человек или творческая идея. И это во времена, в общем-то,
мало отличающиеся от наших (в 1909 году Сергей Маковский горько сетовал
на жадную бесплодность, охватившую всех и вся: «Ни у кого — энергии культурного
строительства»).

Макс Волошин подобен демиургу. «Он создал в себе стройный
мир», — заметил в рецензии на стихотворный цикл «Киммерийские сумерки»
Вячеслав Иванов, а Цветаева подчеркивает: «Макс сам был планета». Именно
так: «мир», «планета». Волошин не вмещается в строгое определение поэта
и тем более художника: его стихи и акварели — это летописи, дневники жизни
на той, иной планете, как материальные осколки ушедшей цивилизации.

Коктебель даже отдаленно не напоминал литературные салоны
начала века. Знаменитая «Башня» Вячеслава Иванова, куда частенько захаживал
и сам Волошин, по сравнению с Домом — это лаборатория Фауста, где поэзия
была чем-то вроде чахлого гомункулуса. Коктебель же — чисто поле, где поэзия,
зачатая по любви, рождается по непреложному закону жизни. «Искусство драгоценно
лишь постольку, поскольку оно игра», — писал Волошин в «Бликах», именно
в таком порядке расставляя приоритеты в своем Домо-строе. Его стихи — словно
фиксация вех постижения смысла на пути к Дому: наверное, если составить
частотный словарь Волошина-поэта, то на первом месте будет слово «я» (как
в любом дневнике): «я слышу», «я вижу», «я люблю», «я понял».

Так странно, свободно и просто

Мне выявлен смысл бытия,

И скрытое в семени «я»,

И тайна цветенья и роста.

Волошин прошел все круги эзотерики — увлечения теософией,
астрологией, хиромантией, франкмасонством, католицизмом, буддизмом, православием,
сотворив из себя Макса-мудреца и Макса-мистификатора (пожалуй, самой удачной
из его мистификаций было создание мифической поэтессы Черубины де Габриак).
Даже сложно представить, что Макса «хитона и сандалий», как писала о нем
Цветаева (это расшитое цветами хиппстерское одеяние вместе с фотоаппаратом
(кстати, «Kodak») и ручкой (между прочим, «Parker»), с которыми Макс практически
не расставался, экспонируется сейчас в Киеве), в февраля 1899 года выгнали
из Московского университета «за агитацию» и подстрекательство студентов
к забастовкам. Едва ли последовавшая за этим ссылка в Феодосию со свидетельством
о неблагонадежности отвратила Волошина от иллюзий революционного переустройства.
Его неприятие насилия было не просто выстраданным. Не жизненный опыт вознес
его над схваткой («У меня есть стихи о революции, которые одинаково нравились
и красным, и белым», «И всеми силами своими молюсь за тех и за других»),
а с каждым годом все более острая зоркость души. Зрелость словно очищала
ее. В позднем, коктебельском Волошине, невозможно представить себе Макса,
бьющего по лицу Гумилева, публично оскорбившего Лилю — Черубину («[Макс]
размахнулся и изо всей силы ударил его по лицу могучей своей дланью. Сразу
побагровела правая щека Гумилева и глаз припух» (по воспоминаниям Маковского),
дуэль на Черной речке (там был смертельно ранен Пушкин), во время которой
верный себе Макс, по свидетельству Алексея Толстого, так и не выстрелил
(«У меня была осечка», — сказал он).

В 1924 году Волошин получил официальное разрешение на создание
в своем доме бесплатного дома отдыха для писателей: «Мой дом ломился от
гостей. В течение июля-августа их число было свыше ста одновременно, а
всего за лето прошло 300... Единственное, чем я успевал заниматься летом
— это живописью. Чувствую, что ты невольно улыбнешься и подумаешь о «злоупотреблении»
гостями. Но тут нельзя положить предела и грани: «могший вместить — да
вместит». Коктебель возрождает к жизни и к работе. Когда видишь результаты
проведенного здесь лета, то не можешь уже считаться с собственными удобствами»
(из письма 1924 года).

В прошлом году на кинофестивале «Молодость» фильм Андрея
Осипова о Максе Волошине «Голоса» собрал чуть ли не все призы, включая
гран-при и зрительских симпатий. Фильм красивый, умный, но поразительно
простой. Не покидает чувство, что награду присуждали не картине, а Волошину.
За фильм голосовало настроение — общее, глобальное переживание щемящей
тоски по «щедрости на самое дорогое», тоски по потерянному Дому...

Леся ГАНЖА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ