Ежегодный международный музыкальный фестиваль, который своими концертами почетно украшает столицу осенью, в этом году состоялся уже в двадцать четвертый раз со времен основания незабываемым Иваном Карабицем, композитором, который дал начальный импульс, сформулировал его концепцию, налаживал художественные контакты с зарубежными музыкантами.
Желание расширить звуковое пространство отечественной музыки, увидеть ее жанровое разнообразие в контексте мировых тенденций нынешнего этапа развития музыкального искусства, услышать ярких украинских и иностранных исполнителей — это те реально нужные идеи, на которые Национальный союз композиторов Украины (председатель Игорь Щербаков) и Министерство культуры Украины направили фестиваль.
Нынешний форум был посвящен личности Тараса Шевченко, 200-летие со дня рождения которого украинцы будут праздновать в следующем году. Образ Кобзаря служил вдохновляющим оберегом искреннего музыкального выражения — как композиторского, так и исполнительского, впрочем, строфы стихотворений Шевченко в ряду исполненных произведений в единстве с музыкальным рядом формировали и взвешенно интеллектуальную, выразительную национально окрашенную ауру импрезы. Ее «фундаментом» стали две масштабные композиции на тексты Шевченко музыкантов старшего поколения Мирослава Скорика и Евгения Станковича в глубокой интерпретации капеллой «Думка» (художественный руководитель Евгений Савчук) и Национальным симфоническим оркестром Украины под руководством Федора Глущенко и Владимира Сиренко.
Задуманные как драматургическая арка всего фестиваля кантата-поэма «Гамалия» Скорика в его начале и оратория «Страсти по Тарасу» Станковича в заключительном концерте имели эффект намного больший, чем просто удачно написанные произведения, их духовная наполненность достигла уровня гражданского звучания! Иное видение поэзии Кобзаря, медитативно-углубляющее, можно было услышать в сольном концерте камерного хора «Киев» под руководством Николая Гобдича, который представил хоровое наследие Валентина Сильвестрова в жанре псалма и отдельной хоровой пьесы.
На фесте прозвучало классическое прочтение Шевченко в хоровых произведениях основателя киевской композиторской школы Бориса Лятошинского (1894—1968 гг.) «Тече вода в синє море», «Із-за гаю сонце сходить», «У перетику ходила», примечательных полифонизацией фактуры и стремительностью формирования кульминаций, драматическим тонусом музыкальной ткани. Благодаря пианистке Дине Писаренко вниманием слушателей завладел и его почему-то почти игнорируемый исполнителями фортепианный цикл прелюдий ор. 38 с эпиграфами строк поэта. По мотивам шевченковских поэтических образов прозвучала афористического характера симфоническая сюита «Українські ескізи» мастера оркестровой кисти Леонтия Колодуба, примечательная традиционным подходом в понимании формы и музыкального тематизма как основного носителя смысла этнохарактерности данного произведения. К тому же, как раз в фестивальные дни увидел мир сборник хоровых произведений шевченкианы известного украинского композитора Александра Яковчука, куда вошли произведения разных лет — кантата «Тече вода в синє море», концерты «На ріках круг Вавілона», «Чи ти мене, Боже милий, навік забуваєш», четыре псалма, поэма «Ісая. Глава 35», триптих «Доля. Слава. Муза» и диптих («Тече вода з-під явора», «Над Дніпровою сагою»).
Хорошей особенностью нынешнего феста стало уважение к творчеству талантливых композиторов, которых уже нет среди живых. Так, очень современно прозвучали философско-концептуальные опусы представителей харьковской композиторской школы — «Камерная симфония № 3» для двух скрипок и симфонического оркестра (1983 г.) Виталия Губаренко в трепетной интерпретации Богданы Пивненко, Мирославы Которович и оркестра Национальной радиокомпании Украины (дирижировал Владимир Шейко), а также исполненная оркестром Национальной филармонии Украины во главе с Виталием Протасовым «Симфония № 7» (1982 г.) Валентина Бибика, богатое творческое наследие которого после смерти композитора осталось в Израиле и вряд ли будет возвращено в Украину. В камерно-инструментальном жанре к этой группе следует отнести «Квинтет для струнных» (1990 г.) недооцененного композитора Александра Канерштейна, сыгранный Квинтетом имени Дмитрия Бортнянского.
Свою отдельную, даже автономную, линию в фестивальной программе заняла музыка фортепианного авангарда, украинского и зарубежного, которую выбрал в качестве основной сферы личных художественных предпочтений известный киевский пианист Евгений Громов. В этом году его немногочисленная (очевидно так и задумывалось в рамках герметичности простора зала Академии искусств), однако преданная аудитория слушателей-адептов была посвящена в таинство «Ритуала памяти Александра Нестерова» — первого концерта из будущего арт-проекта Meditatio-1a. По высказываниям пианиста, «это музыка с сильным и концептуально заостренным медитативным элементом, замедленным и скрытым дискретным развитием, отсутствием психологизма и становления формы». Избранные композиции К. Штокгаузена, Л. Грабовского, М. Фельдмана, В. Загорцева, Д. Кейджа, В. Губы, Д. Куртага, которые по просьбе исполнителя звучали без перерыва на аплодисменты, объединялись пафосом экспериментальности, статики, сонористических исканий, психоделической рефлексии.
Новейшее измерение художественного открытия показало произведение «Накопление» польского композитора среднего поколения Ежи Корновича, где автор, опираясь на затейливую тембровую драматургию, сумел захватить внимание слушателей от первого до последнего звукового импульса. Фантастический успех имел «Концерт для фортепиано с оркестром» (2012) львовского композитора Богданы Фроляк, что в очередной раз подтвердило жизнеспособность неоромантической тенденции в музыкальном социуме современного бытия, перенасыщенного информтехнологиями. Это произведение о глубине, силе человеческих чувств, о доминантности человеческого первенства во Вселенной. Особенно поразила собравшихся медитативная вторая часть, тематически основанная лишь на нисходящих гаммоподобных переливах звуковой материи, которая по воле автора незаметно от поэтичности светлых чувств переходила к скорбно-трагедийному пафосу. Киевскую премьеру содержательно и убедительно, с артистическим вкусом представил Йожеф Ерминь в сопровождении Национального симфонического оркестра Украины под руководством Владимира Сиренко. В жанре хоровой музыки глубиной композиторского послания произвел большое впечатление в исполнении Академического хора Национальной радиокомпании Украины (художественный руководитель Юлия Ткач) произведение Анны Гаврилец «Miserere» (2008) на текст 50 Псалма («Помилуй мене, Боже»), где духовные мотивы покаяния воплощены сквозь гибкое сочетание стилевых фундаментов отечественного сакрального творчества с традициями западноевропейских богослужебных традиций.
Заявку на проторение личного пути показало молодое поколение музыкантов. Например, обстоятельностью подхода к особенностям написания партитуры для симфонического оркестра, юношеским максимализмом и одновременно претензией на философское содержание отличалась композиция Алексея Войтенко Tempus Fugit для фортепиано с оркестром, темпераментно сыгранная Олегом Безбородько и оркестром Национальной филармонии (дирижировал Виталий Протасов). Среди исполнителей яркое воспоминание о своем выступлении оставила певица Анна Братусь, которая проникновенно донесла драматическое содержание народных текстов, использованных композитором Владимиром Стеценко в «Четырех солопениях» для сопрано с оркестром.
После официального закрытия фестиваля, в форме постлюдии был проведен авторский концерт композитора и пианиста Александра Козаренко (Львов), который привез с собой интересный коллектив — камерный оркестр Хмельницкой областной филармонии (дирижер Александр Драган). По случаю 50-летия художника прозвучали его произведения начала 1990-х годов, уже известные киевской публике, — «П’ять весільних ладкань з Покуття» (народное пение — Анна Солоничная), Кonzertstuck, Concerto Rutheno. Им присуще своеобразное переосмысление гуцульського фольклора, которое в своих принципах ведет традицию от М. Скорика, его учителя, в синтезе с элементами сентиментализма, особенно в сольных каденциях фортепиано (исполнял автор). Программу разнообразил цикл обработок украинских культовых напевов эпохи барокко «Ирмологион», написанный Козаренко для струнных в 1988 году, в котором сквозь рафинированность техники создан оригинальный колорит музыки отдаленной эпохи. Дань автора жанрам легкой музыки чувствовалась в пламенных ритмах танго Sinfonia estravaganza.
«КиївМузикФест-2013» показал развитие в сфере хорового исполнительства в Украине: так, капелла «Думка» с сольным концертом а-капельной польской музыки продемонстрировала тонкое чувство стиля сложных авангардных композиций К. Пендерецкого, Б. Ковальского, Г. Гурецкого, Ю. Луцюка, А. Никодемовича. Возросшим мастерством отличалось пение хора им. П. Майбороды Национальной радиокомпании Украины под руководством Ю. Ткач. Перспективные первые шаги в отрасли предпринял камерный хор «София» (дирижер Алексей Шамрицкий), представив нежные хоровые миниатюры Валерия Ронжина «Осень» и «Тютчеву» на стихи Пушкина и Фета, а также написанные под влиянием джазовой стилистики композиции американца Эрика Витачера.
Незабываемые мгновения «КиївМузикФесту-2013» доказали наличие наследственных традиций в современной украинской музыке: активно работает старшее поколение, весомыми достижениями отличилось среднее и младшее, достаточно заметной стала заинтересованность к форуму музыкантов из других стран. Перспектива у фестиваля есть...