Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Третья от солнца» и неизвестный Миколайчук

В киноклубе Киево-Могилянской академии состоялся показ болгарского фильма-фантазии, который впервые увидели украинцы
14 ноября, 2012 - 11:53
ФОТО МАРКА КЛЕЙНЕРМАНА

Открывая мероприятие, руководитель Центра кинематографических студий НаУКМА киновед Лариса Брюховецкая отметила, что впервые в Украине был показан неизвестный зарубежный фильм, в котором сыграл Иван Миколайчук. До этого времени в истории украинского кино было известно лишь об одном неотечественном фильме с выдающимся украинским актером — «Наперекор всему», подготовленном в бывшей Югославии.

В Могилянке продемонстрировали болгарский фантастический фильм 1972 года «Третья от солнца» (иногда этот фильм упоминали в кинокритике, но обычно под неправильными названиями), а точнее — его третью часть. Лента состоит из трех новелл. Было показано третью — наиболее длинную часть «Мой первый день», снятую на основе произведения болгарского писателя П. Вежинова (режиссер фильма — Георги Стоянов). Перед началом показа искусствовед Вадим Скуратовский сделал экскурс в историю болгарского кинематографа 1940—1980-х, остановившись на особых чертах этой киношколы.

«Третья от солнца» (имеется в виду планета Земля) — фантастический фильм, в котором идет речь о пришельце, попавшем на другую планету (Землю). Действие происходит в будущем. Пришелец путешествует по галактике, пережив что-то наподобие технологического апокалипсиса. По крайней мере первое, что его удивляет на Земле, так это животные. На его планете животные исчезли две тысячи лет назад. Вообще фильму присущ выразительный гуманистический пафос, он в свойственной научной фантастике манере показывает общество будущего — жертв технологического прогресса, кризис рациональности и логики.

Основная сюжетная линия разворачивается вокруг девушки из будущего — Лены. В ее времени люди умеют путешествовать во времени, перемещаясь в прошлое. Так и она отправляется в эпоху, которая давно прошла, — в IV—V вв. Она всегда отправляется в тот же отрезок времени и всегда возвращается оттуда грустной, рассказывают о ней подруги.

Девушка Лена попадает во времена язычества (варварские, хотя это слово табуируется в древнем обществе, потому что так этих людей называют в Византии). Героиня постепенно влюбляется в язычника Бояна (Bayan), которого играет Иван Миколайчук. Девушка из будущего призывает «варвара» не убивать животных, отказаться от жестокости и агрессии. Лена исповедует принципы гуманизма. Ее возвращение в прошлое — это попытка оградить своих предшественников от страшных последствий, которые произойдут в будущем. Лена — образ апокалипсической планеты, которая изжила себя, а Боян — это «чистая песенная душа», человек природы, человек-сказка. Если во времена Лены человечество избрало путь гиперрационализма, то время «варваров» — период гипериррационализма. Первое приводит к технологическому апокалипсису, второе — к суеверности с трагическим финалом. Эпоха из прошлого — это время языческих верований. Первобытные люди не понимают, откуда появилась эта белокурая красавица и считают ее ведьмой, а потому решают осудить и сжечь на костре. Герой Ивана Миколайчука заступается за свою любимую, он готов мечом защищать ее от соплеменников. Сцены суда показаны как апофеоз иррациональности, языческая эпифания неистовства. Первобытные люди наделены эмоциональностью, которой уже нет у людей будущего, привыкших руководствоваться холодным прагматичным и излишне рациональным умом.

Фильм «Третья от солнца» — это критика рационального общества, которое пришло к апокалипсису. Девушка Лена понимает, что она не должна была оставаться со своим любимым из прошлого, что двум временам невозможно сойтись, иначе это повлечет за собой трагедию. В конечном итоге, она сразу была готова принять смерть от туземцев, чтобы Боян остался жить (потому что она лишняя в том времени). Чужеземка в прошлом — именно она. В конце фильма за Леной прилетают ее друзья из будущего, но она, пережив безумие любви, почувствовав настоящие чувства (каких уже нет в будущем), не хочет возвращаться. Тогда у нее с помощью специального устройства стирают память о прошлом, поскольку только таким путем девушку можно вернуть в будущее время. Боян остается без нее, но он переносит свое страдание от безответной любви в легенды, которые будут передаваться из поколения в поколение, превращаясь в вечные сюжеты.

Фильм, снятый сорок лет назад (уже после выхода «Теней забытых предков» с И. Миколайчуком), поражает и современных зрителей. Не спецэффектами, а идеей, размышлениями, к которым побуждает. Двум временам никогда не сойтись в одном часовом измерении, иначе это завершится трагедией. Человек, который живет в мире мифологического сознания, может стать жертвой своей суеверности, поскольку первобытное мировоззрение не признает «Другого», считая его опасным. А рациональное сознание порождает не призрачных, а технологических чудовищ, забывая о связи человека с планетой. Обе стратегии могут закончиться трагически, «ситуацией Робинзона», когда после апокалипсиса может остаться несколько людей, которые должны возродить мир. Но нужно ли, чтобы мир развивался именно так?

Дмитрий ДРОЗДОВСКИЙ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ