Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Три содержательных слова – свобода, равенство и братство

В Германии четыре национальных театра, но общее количество театров разных форм собственности, подчинения, финансирования просто неисчислимо!
26 июля, 2018 - 12:25
СПЕКТАКЛЬ ПО РОМАНУ МИШЕЛЯ УЭЛЬБЕКА ДЮССЕЛЬДОРФСКОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА (D’HAUS). НА СЦЕНЕ СОСТАВЛЕННЫЕ ИЗ БУКВ, ПОДОБНЫХ КРУПНЫМ ПАРКОВЫМ ШАХМАТАМ, ТРИ СЛОВА: СВОБОДА, РАВЕНСТВО И БРАТСТВО... / ФОТО DAVID BALTZER

Дюссельдорф называют столицей немецкой моды. То, что я видел в витринах бутиков с произведениями популярных кутюрье не столько побуждало что-то примерять, сколько навеивало размышления о гармоническом сосуществовании человека и среды, современного архитектурного стиля и модного силуэта.

Лэ Курбузье говорил: «Архитектура — это не знание формы, а форма знания». В полноте познания Дюссельдорфу есть место «мессам моды», сосискам в сусальном золоте, футуристическому району «города». Я сознательно употребляю это слово, ссылаясь на Оксану Забужко, которая считает «время, чтобы вернуть в литературный язык несправедливо вытесненное из него, как будто архаизм слово «гОрод» — то, что человек отгородил себе в природе, так же как, и посаженный «горОд». А «город» — это был центр «гОрода», его публичное пространство».

Потому что соседний с Дюссельдорфом Нойс совсем не местечковый. Это понятие вообще не характерно для Германии. И дело, кажется, не в масштабах застроек и плотности населения. Намного важнее является поглощенность граждан делами страны, уровень разговора о неотложных проблемах общества и обычно культура ведения дискуссии.

Экономисты, по-видимому, думают иначе, но, на мой взгляд, именно эти составляющие решают вопросы материального процветания государства. Сегодня одно государство, завтра другое. Прав Гегель: «Государство в целом выглядит всего лишь одним из эпизодов в «биографии» народа». Вопрос заключается в том, чему и учат ли они его.

На искупление греха фашизма Германия тратит огромные деньги. Проблема миграции для нее вовсе не нова. Но острота ее именно в настоящий момент лежит в плоскости культуры.

Я часто просил своих немецких коллег сформулировать обеспокоенность, недовольство, мотивацию, связанные с большим скачкообразным увеличением количества иностранцев. «Они не хотят воспринимать нашу культуру» — звучало чаще. Не мотивироваться, ассимилироваться, а именно воспринимать. На реплику: это сложно для большой массы попросту малограмотных мигрантов и это вряд ли унаследуют поколения рожденных в Германии, — должен был последовать ответ «Жить нужно сейчас».

Остроумное высказывание Ф.Бекона: «Деньги — как навоз, если их не разбрасывать, из них малая выгода», — мало применимо к немецкой «бережливости», скорее, ее доказательством является мощное финансирование сферы культуры, которое точностью просчетов исключает любое разбрасывание.

В Германии меньше национальных театров, чем в Украине — четыре у них и десять у нас, но общее количество театров разных форм собственности, подчинения, финансирования просто неисчислимо. И театры полные.

Мне посчастливилось получить «билет для прессы» на спектакль по роману Мишеля Уэльбека Дюссельдорфского драматического театра (D’haus) — на фото.

На сцене составленные из букв, похожих на большие парковые шахматы, три слова: свобода, равенство и братство. Этот лозунг Французской республики и Гаити называют «коллекцией ценностей», «революционной триадой», «гражданскими правами», белорусы говорят «три замечательных слова». И отношение к ним также разное — как к набору ценностей, набору идей, набору слов. Собственно, об этом и спектакль — либо они становятся объединяющими в общество, либо составляют основы последующего развития всех его слоев.

Действующие лица спектаклей: Франсуа — Кристиан Эрдманн, Стив, Ален Таннер — Лоренц Нуфер, Мириам, Мари-Франсуаза — Йоханна Швертфегер, Спикер — Бен Дениэль Йонк используют буквы, как стулья, столы, трибуну, растягивают их по всей сцене, прислоняют к двум стенам, которые обозначают разомкнутый прямой угол, открытый к зрителям и направленный в безграничную глубину сцены. Часто в разговорах об общении с мигрантами они срываются на крик, их теплые отношения в самом начале к финалу становятся опасно обостренными. Но три сверхважных слова снова складываются в уже не такую геометрически совершенную, но преисполненную нервного актуального содержания композицию. Двухчасовой спектакль успокаивает: если вы в действительности разделяете идеалы человечества, при любых условиях будьте мужественными и мудрыми, чтобы быть их достойными. Автор текста Х.Мюллер, вспоминая пророчество Нострадамуса об оккупации Европы исламом закидывает: «Каждый может иметь десять жен или двадцать, если может это себе позволить, тогда можно будет сказать, что результатом немецкого единства стал гарем».

Во время спектакля я думал о наших соотечественниках, которые присоединяются, надеюсь, временно, к эмигрантской множественности.

Спросил у молодого парня из Киева, что его загнало или привело в зарубежье. Ответил: «Здесь не злые люди. Меня пугал уровень агрессии в нашем обществе».

Вспомнилось высказывание Ц.Норвица: «Национальный художник организовывает фантазию нации, как национальный политик организовывает силы государства».

Действительно актуальное украинское искусство — театр, музыка, живопись, кинематограф — сфокусированы на дне сегодняшнем.

Самая легкомысленная комедия, которую играют во время войны, становится жизнеутверждающим манифестом. Потому что в таких обстоятельствах культура выполняет роль пропаганды и имеет ответственность за то, чем и насколько насыщен воздух, чем дышит общество. Обычно во время революции, военных обострений концентрация патриотизма высокая. В повседневной жизни должна увеличиваться доля оптимизма, доброжелательности, «чувства единой семьи».

Эффективнее всего — просто больше улыбаться друг другу. Я бы «лайки» социальных сетей развешивал по всем деревьям — пусть бы и ночью светились. Но самое главное — как можно больше праздновать.

Да, именно праздновать, находить для этого повод, радоваться достижениям, чествовать успешных, талантливых.

Промелькнула информация о рекордном за историю независимой Украины добыче газа. Столько страхов с этим газом связано, столько битв вокруг него... и вдруг появилась перспектива нам самих себя обеспечивать. И это не стало праздником национального масштаба?! Но хотя бы газовые зажигалки дарили на уличных концертах и их огоньком освещали улыбки на лицах. Утверждать свободу, равенство, уважение при невероятных трудностях возможно, но только с радостью.

Моя триада проста: Жизнь не нужно проживать! Жизнь достойна того, чтобы ее праздновать! Празднуйте каждое мгновение жизни!

Алексей КУЖЕЛЬНЫЙ, народный артист Украины
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ