Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Три судьбы буковинцев

22 мая, 2007 - 20:08
МИХАИЛ ИВАСЮК И ИРИНА ВИЛЬДЕ

В начале мая исполнилось 100 лет cо дня рождения Ирины Вильде (Дарина Дмитриевна Полотнюк), в ноябре будем отмечать 90-летний юбилей другого известного украинского писателя — Михаила Ивасюка, а 22 мая — печальная годовщина трагической гибели популярного композитора Владимира Ивасюка.

Сегодня в Черновицком мемориальном музее композитора — в доме, в котором в 1977 году гостила Ирина Вильде, открыта выставка, посвященная юбилею выдающейся писательницы. В центре экспозиции — фотографии, сделанные Владимиром Ивасюком — гениальным песенником, «лучшим творением», по выражению Ирины Вильде, не только Михаила Ивасюка, но и украинской музыки.

Имя Ирины Вильде стоит в одном ряду с именами лучших европейских прозаиков — так считал известный литературовед Михаил Рудницкий.

К сожалению, сегодня бесполезно искать в книжных магазинах произведения Ирины Вильде — последний раз книга ранних новелл и публицистики «Непостижимое сердце» вышла еще в начале 1990-х годов. Это при том, что Ирина Вильде удостоена Шевченковской премии за роман-эпопею «Сестры Ричинские». Другое ее произведение — роман «Совершеннолетние дети», повествующий о ранней юности самой писательницы, которая пришлась на 1920-е годы и прошла в Черновцах периода их оккупации Румынией, более полувека был любимым произведением украинских девушек и юношей, поскольку шла в нем речь о таких важных вещах, как первая любовь и благородство отношений, о жизненном выборе и недопустимости измены собственным идеалам, даже когда тебе всего 15 и на кону стоит вопрос о твоем будущем...

Хоть и прожила Дарина Дмитриевна долгую жизнь (75 лет), но она опубликовала немного произведений. Это вышеназванные два романа и новеллы советского периода. Что касается ранних произведений, то их не одобряла тогдашняя критика, обвиняя писательницу в отсутствии в произведениях «соцреалистического взгляда на жизнь и искусство». Дошло до того, что в 1973 году написанную Ириной Вильде вступительную статью для библиографического указателя «Через мостик памяти», в которой она рассказывала о своем творчестве, не разрешили опубликовать... Как ни странно, но в 30-е годы украинская литературная критика тоже ругала Ирину Вильде за то, что в ее произведениях недостаточно «патриотических чувств», что она слишком много внимания уделяет любви, семейному долгу, сугубо женским делам...

Впрочем, Дарина Дмитриевна имела огромный авторитет в писательских кругах, в среде украинской интеллигенции. Но больше всего любили ее миллионы читателей, зачитывавших ее книги буквально до дыр. В числе почитателей творчества Ирины Вильде был поначалу студент лицея, которому, как видно, посчастливилось читать повести «Бабочки на булавках» и «Бьет восемь» в первом их издании, а впоследствии — известный украинский писатель Михаил Ивасюк. Когда он отдал в издательство «Каменяр» рукопись своего первого романа, она попала на глаза Ирине Вильде. Увидев, что это произведение ее земляка с Буковины, Дарина Дмитриевна прочитала рукопись и написала Ивасюку письмо, в котором подробно анализировала произведение, отмечала наиболее удачные эпизоды и довольно деликатно, но откровенно указывала на промахи. То письмо было неожиданностью для автора. Впоследствии, путешествуя по Буковине, Дарина Дмитриевна посетила Ивасюка, который тогда жил в Кицмани. Вот как рассказывает об этом событии Михаил Ивасюк в повести «Монолог перед лицом сына»:

«Дарина Дмитриевна осматривает комнату и переводит взгляд на меня:

— Вы очень обиделись на мою рецензию?

— Ничуть. Все замечания правильные.

— /…/ Мы вот с папой проезжаем через ваш Кицмань, и я думаю: зайду на минуту и скажу, чтобы не обижались на мою рецензию… Вам нужно писать, очень нужно, у вас есть все для того, чтобы стать хорошим литератором».

Тогда же Дарина Дмитриевна познакомилась и с юным Володей Ивасюком, будущим известным композитором, который порадовал писательницу красивой игрой на скрипке. Не исключено, что этот синеглазый мальчик со скрипкой в руках напомнил ей чем-то Данка Данилюка — одного из героев романа «Совершеннолетние дети»... Впоследствии Михаил Григорьевич Ивасюк не раз встречался с Ириной Вильде — на писательских съездах, научных конференциях, выступал на ее творческом вечере по случаю 60-летнего юбилея в Черновицком университете. Дарина Дмитриевна подарила Ивасюку свою книжку «Окрушины». А он в 1967-м послал ей сборник своих стихов, на которые она отозвалась письмом.

«Возвратившись из Карпат, я застала Ваш прекрасный подарок, — писала она. — Мне стыдно, что я не знала, что Вы и поэт. Да еще какой поэт! И кладу ваш ценный подарок в шкатулку, которая служит нам семейным музеем. Он там не пропадет и — возможно — когда-то- когда-то пойдет меж людьми. Будут читать и удивляться, почему тот поэт не оставил за свою творческую жизнь сборника стихов…»

(Письма Ирины Вильде хранятся в музейном архиве В. Ивасюка).

Владимир Ивасюк на время написания этого письма (в сентябре 1967 года) уже был студентом Черновицкого медицинского института. Он внимательно слушал лекции по химии и анатомии и тщательно все записывал, однако порой мысли его погружались в далекий от медицины мир музыки — документы, хранящиеся в Мемориальном музее композитора, свидетельствуют, что, например, название романса «Відлуння твоїх кроків» Владимир искал во время занятий по химии. А через три года неизвестный студент-медик поразил миллионы слушателей своими песнями «Червона рута» и «Водограй», которые сегодня мы называем «сокровищницей украинской эстрадной песни». Текст песни «Червона рута» опубликовал популярный тогда журнал «Украина» в майском номере 1971 года. Еще не видя журнала, Владимир вместе с отцом поехал в село Русив Снятинского района Ивано-Франковской области на празнование 100-летия со дня рождения выдающегося украинского писателя Василя Стефаника. Как вспоминал бывший главный режиссер Черновицкого телевидения Василий Селезинка, который тоже был в Русове, он купил журнал и увидел в нем песню, а поскольку знал Володю лично, так как он в составе камерного и народного оркестров мединститута не раз выступал на телевидении, то взял несколько экземпляров и отдал юноше. Что было дальше, читаем в рассказе отца:

«Володя … стоял в стороне, беседуя с Иваном Семеновичем Козловским, написавшим ему несколько теплых слов на странице журнала «Украина», в котором была напечатана «Червона рута». После того разговора Володя подошел ко мне, и я представил его Дарине Дмитриевне, хотя она знала его уже ранее — бывала ведь у нас в Кицмани со своим отцом Дмитрием Макогоном.

Тогда же Дарина Дмитриевна сказала с присущим ей юмором, что наилучшее мое творение — это мой сын».

В 1975 году Михаил Ивасюк опубликовал роман «Приговор», очень одобрительно принятый и критикой, и читателями. И параллельно работал над другим произведением — «Сердце не камень» — о событиях 1940—1941 годов на Буковине. В вихре коллективизации и войны борется за свое счастье девушка-сирота Катерина Одотюк. Сила ее любви так могущественна, что возвращает к жизни тяжело раненого Юрия Зварича... Предисловие к изданию произведения написала Ирина Вильде. Она отметила: «Роман «Сердце не камень» свидетельствует, что его автор — мастер широкого эпического полотна и выразительного психологического рисунка. Бросается в глаза то, что он просто влюблен в своих положительных героев, но эта влюбленность не толкает его к неестественности, к их нарочитому возвеличиванию. Хотя жизнь часто их бьет, отнимает у них самые элементарные права, насмехается над ними, превращая их в белых негров на родной земле, все же они ни у кого не просят пощады, а отвечают ударом на удар.

Видно: писатель ищет в каждом персонаже, кроме политических убеждений, этические качества. Человек, высокоморальный в отношениях с другими людьми, надежен и вынослив в самых затруднительных ситуациях. Зло, ложь не могут быть стимулами к борьбе во имя красоты жизни и светлых устремлений эпохи.

Когда писала, не стремилась охватить все аспекты творчества Михаила Ивасюка, это, по-видимому, сделает кто- то другой. Я просто считаю, что уже наступило время сказать правдивое, искреннее слово об одаренном прозаике и скромном человеке».

Когда в 1992 году накануне 75-летия Ивасюка-отца автор этих строк спросила, чьи суждения о своем творчестве он хотел бы услышать, Михаил Григорьевич ответил: «В первую очередь Ирины Вильде». Его сын Владимир в то время уже жил во Львове, часто встречался с Ириной Вильде. Именно он, очевидно, общался с Дариной Дмитриевной по поводу предисловия — ведь тогда у Ивасюков в Черновцах еще не было телефона, а об электронной почте и не мечталось... Для Владимира Ивасюка это были довольно тяжелые годы. В июле 1976 гоон был исключен из Львовской консерватории: формальная причина — пропуски занятий и несданные зачеты. А на самом деле все было намного проще (как, между прочим, и в Черновицком мединституте, когда куратор курса написал на Ивасюка докладную, в которой требовал за 18 пропущенных пар исключить его из вуза. Тогда это сделать не удалось. — П. Н.) — Ивасюк был так популярен, что у многих это вызывало злобу и зависть. Посудите сами: 1 января 1976 года по Центральному телевидению демонстрируется музыкальный фильм «Песня всегда с нами», в котором София Ротару исполняет шесть (!) песен Владимира Ивасюка. Именно во время съемок Владимир и пропустил занятия. И хотя впоследствии он принес справку с «Укртелефильма», это в ректорате не приняли во внимание. Ивасюку завидовали его педагоги. Перед исключением у Володи был триумф спектакля «Знаменосцы» во Львовском театре им. Марии Заньковецкой, для которого он написал музыку. Песни Ивасюка Львов пел задолго до премьеры спектакля. На премьере автор романа Олесь Терентьевич Гончар не скрывал, как он тронут, благодарен за музыку молодому композитору. Владимир участвовал в работе пленума Союза композиторов Украины, готовил к изданию пластинку-гигант, а тут такая «подножка» судьбы... Не защитил Владимира, а, наоборот, посодействовал исключению из консерватории его педагог по композиции Анатолий Кос-Анатольський. Как писал в письме к Михаилу Ивасюку педагог и композитор Лешек Мазепа «…я несколько больше и знал, и догадывался. Я видел ненормальность отношений между ними (педагогом и учеником. — П. Н. ) и именно поэтому я взял Володю в свой класс (поскольку Кос создал невыносимую атмосферу вокруг него, настроил против него на кафедре всех), чтобы в какой-то мере защитить его и помочь, где только возможно и нужно было».

Впрочем, оказалось, что судьба молодого композитора, «самого лучшего творения» своего земляка-писателя небезразлична Ирине Вильде. Читаем в «Монологе перед лицом сына»:

«Значительной поддержкой для сына было и то, что в те тяжелые месяцы его посещали писатели Ирина Вильде, Степан Трофимук…

Володя охотно демонстрировал свои успехи перед Ириной Вильде и Степаном Трофимуком. Садился за пианино и проигрывал песни, баллады, романсы. Я поглядывал на него со стороны и думал о том, что сын небезразличен к тому, что скажет о его творчестве семидесятилетняя знаменитая писательница. /…/

Свое уважение к ней он не скрывал, всегда с сыновьим теплом целовал обе ее руки, а она приклоняла к себе его голову и целовала в лоб».

25 ноября 1977 года Михаил Ивасюк праздновал свое 60-летие. На юбилей отца Владимир приехал вместе с Ириной Вильде. После литературного вечера, на котором выступала писательница, она осталась гостить в семье Ивасюков. Ей было здесь очень комфортно — она общалась с женой Михаила Ивасюка Софией Ивановной, дочерьми Оксаной и Галиной, братьями писателя Юрием и Дмитрием, няней детей Ивасюков Магдалиной и даже говорила, что готова пожить подольше в этом гостеприимном доме. Во время посещений Владимир, который ко всем своим талантам был еще и талантливым фотографом, зафиксировал визит на фотопленке. Снимки хранятся сегодня в мемориальном музее композитора в Черновцах.

Об искренних отношениях Владимира Ивасюка и Ирины Вильде рассказывает Василий Мартынов — поэт, журналист. Как вспоминает Михаил Ивасюк, на праздновании 100-летия Василия Стефаника Ирина Вильде подарила ему первый поэтический сборник Мартынова «Сонцелюбы». Владимир прочитал стихи и облюбовал там один — «Поговорите с человеком», посвященный Ирине Вильде. Когда Мартынов в 1978 году познакомился с Владимиром Ивасюком, тот сказал:

— Я все вынашиваю в себе романс на ваши слова. Он почти готов. Осталось только записать. Когда все будет готово, приглашу вас и Ирину Вильде к себе в гости.

Владимир много работал над этой музыкой. Как вспоминает отец, он носил ту мелодию в памяти, не записывая ее, очевидно, надеялся на еще лучшую. Такой была его творческая манера. К сожалению, завершить задуманное он не успел. А Ирина Вильде однажды сказала Мартынову:

— Какой же он скромный. Хотя мог бы и зазнаться. Есть от чего. Но не зазнается. По-видимому, все настоящие таланты скромны...

Стремительно летят годы. 22 мая «черная дата» — 28 лет назад на Лычаковском кладбище во Львове похоронили Владимира Ивасюка, трагически погибшего в расцвете таланта и молодости (ему едва исполнилось 30 лет), а виновники трагедии и до сих пор не наказаны...

Парасковья НЕЧАЕВА, специально для «Дня», фото из архива Черновицкого мемориального музея В. Ивасюка
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ