Время после приобретения Украиной независимости и годы демократических преобразований привнесли в искусство позитивные изменения и качественно отобразились на творчестве профессиональных художников. В то же время социальный статус художника в Украине, его незащищенность и впечатлительность повлекли за собой специфические изменения в жизни и творчестве художников. В частности, судьба нескольких черновицких мастериц, профессиональных буковинских живописцев, является характерной для многих женщин нашего общества. Речь идет о разных художницах, с отличительными творческими манерами. Однако общими для них являются неоспоримый талант, индивидуальность творческой манеры и, прежде всего, — судьба. Реалии постсоветской Украины вынудили их покинуть Родину и созидать за ее пределами.
Но сначала очертим эту ситуацию и творческие пути черновицких художников двух периодов: украинского и зарубежного. Среди них следует назвать Валентину Прокопенко, Клавдию Грицик, Клавдию Гребинщик, Жанну Башук-Кирнадз, а также Элаиду Нейман, Лилию Шебрякову.
ЖАННА БАШУК-КИРНАДЗ
Приехала из Минска в Черновцы после окончания Белорусского театрально-художественного института в 1985 году. Активно начала свою творческую деятельность и в 1990-м стала членом Национального союза художников Украины. Ее излюбленными жанрами являются пейзаж, портрет и натюрморт. Создала она также и серию фигуративных композиций. Жанна не пропускала областные художественные выставки, принимала участие во всеукраинских выставках. Ее первая персональная экспозиция была открыта в 1990 году.
Творческая манера Башук-Кирнадз выделяется декоративностью, сдержанными и гармоничными цветовыми соединениям. Она много работает на натуре, воплощая пережитые впечатления в мастерской. Ведь живет она в сельском доме своего мужа, с которым познакомилась в Минске, когда он служил в армии. Приехала Жанна в его родные Ридковци Новоселицкого района, в родительский дом. Там родила двух детей, начали строительство собственного жилища.
Ее творческая мастерская — в Черновцах. Там и появлялись прекрасные напевные пейзажи, а также многочисленные зарисовки полевых цветов и портреты. Однако в душе художницы они возникали именно в селе: «Я живу в селе, на равнине. Иду в поле. Там все серое и желтое, но возвращаюсь домой с букетом, — рассказала художница. — Люблю все не очень яркое, такое как, например, полынь, которую я писала много-много раз, а мне все кажется, что не уловила того серебристого оттенка, который меня так волнует... По-своему отношусь к Карпатам — не так как Беклемишева, Нейман, которые их писали. Если, например, выйду на этюды, на какое-то конкретное место, то сразу начинаю все «переставлять». То есть хочу передать состояние природы, мгновение этого времени... Это больше воспоминание, чем что-то конкретное.»
Творческая индивидуальность мастера развивается стремительно, но в то же время последовательно. Эволюция ее живописи доказывает, что художница, обращаясь к изображению природы, в лучших своих полотнах поднимается к образным обобщениям и воплощению высокой истины. Среди ее натюрмортов и пейзажей («Вечер», «Осень», «Буковинский мотив», «Вороны» и прочие) есть программные произведения, содержание которых определяет не столько сюжет, сколько острое эмоциональное разрешение образа. Декоративность, артистизм, весомость и плотность колорита, которые пришли на смену светло-голубым полотнам («Возле колодца»), определяют пластичный язык последнего периода.
Проходит 10 лет от первой персональной выставки. Преданная призванию, Жанна напряженно работает. Но материальные лишения все больше дают о себе знать. Нечего было ждать поддержки и от творческого союза, который переживает организационный и финансовый кризис. Кроме того, дороговизна на краски, подрамники, кисти и рамы поставили ее в ситуацию выживания. И направилась Жанна на Калиновский рынок торговать селедкой. Это ненадолго спасло ее детей и мужа, потерявшего работу. Однако времени и сил не хватало ни на мастерскую, ни на то, чтобы пойти на этюды.
...Всякий раз после встречи с ней на душе было грустно от ее глаз, вопрошающих: «Почему так»? А затем — Италия. Как и большинство наших отчаянных и трудолюбивых женщин, она направляется в Европу. Так 40 летняя буковинская художницаоказалась в Италии. Она начинала там уборщицей в кофейне, а со временем Жанна получила предложение от хозяина украсить собственными произведениями интерьер, а также разрешение продавать свои картины тем, кому они понравятся. Она признается, что и до сих пор в ее сердце живут буковинские пейзажи и цветы. Имея мощный творческий потенциал, Жанна, с жаждой относящаяся к творчеству, даже на заработках в Италии нашла силы писать свои пейзажи и натюрморты с мыслью о родной Буковине, знакомя эмоциональных итальянцев с родной землей.
Тем временем в Черновцах забирают ее творческую мастерскую...
ВАЛЕНТИНА ПРОКОПЕНКО
Немногим раньше Жанны Башук-Кирнадз прибыла в Италию также буковинская художница Валентина Прокопенко. Она живет и работает в итальянской Перуджи. Там имеет керамическую мастерскую. Именно керамика была первым профессиональным увлечением Валентины сразу после окончания Вижницкого училища декоративно-прикладного искусства.
После окончания училища Валентина некоторое время работала художником на фабрике в г. Герце. А потом пленила ее живопись. В Черновцах она принимает участие в профессиональных вернисажах с 1970-х годов. Как молодой художник она поехала от молодежного объединения Черновицкой организации Союза художников в составе творческой группы в Дом творчества в Седнев. Живописные пейзажи с рекой Снов, сосновым лесом и бескрайними полями пробудили в ней дар живописца. Отчетную выставку делала вместе с Любовью Ревуцкой в редакции газеты «Молодой буковинец». Это был дебют. После этого живопись Валентины регулярно появляется в выставочном зале на областных выставках, а затем и в Киеве.
Первые персональные выставки состоялись в 1990 — 1991 гг. Экспонируемые произведения отличало изобилие цвета, искристая игра солнечного света и лучистого пространства. А еще — ароматный мир цветов. Следовательно — в кругу буковинских пейзажистов появилось новое имя.
Впереди, как и подобает, — утверждение своего таланта настойчивым трудом художника. И Валентина Прокопенко с заметным подъемом продолжает творческий поиск, пишет новые пейзажные серии, со временем отдавая предпочтение натюрмортам, которые отличала сочная и богатая цветная интерпретация и материальность. Ее живопись становится более взвешенной, образные высказывания продуманными и подчинены определенной пластичной манере. Работы ее кисти становятся узнаваемыми по почерку, по тем неуловимым интонациям, которые создают индивидуальность художника.
Со временем становится заметным, что с экспозиций выставок исчезли работы художницы. На это была своя причина: Прокопенко сделала вызов судьбе и вместе с дочерью Ириной (также художницей) выехала в Италию. В 1998 году она послала каталог своей персональной выставки в Перуджи. В нем указывалось, что ее выставки прошли в Болгарии, а затем и в Италии: Корциано — 1997 год, Перуджи и Риме — 1998 год.
Листая каталог выставки Прокопенко, понимаем, что свидетельством творческого продвижения Валентины является новая серия натюрмортов. Ее живопись приобрела экспрессивную декоративность и пастозность. Некоторые из постановочных натюрмортов решены в локальной цветной гамме: зелено-голубой и охристой. В других цветочных композициях холст сплошь заполнен разноцветными лепестками, которые образовывают живописную плоскость. Очевидными являются самодостаточность и эстетика корпусных мазков и темпераментных ударов кисти. Ее рука стала более уверенной, а манера достаточно раскрепощенной.
А в 1999 году в одном из писем она написала: «Овладела новой (для меня) техникой в керамике — нанесение декора на необожженную смальту. Это меня так увлекло, что живопись осталась на заднем плане. Ирина делает композиции в стиле «кватроченто» и расписывает большие блюда, многофигурные композиции батальных сцен».
Следовательно, буковинская художница Валентина Прокопенко продолжает творчески работать в новых условиях и в новом окружении. Будем надеяться, что итальянская творческая Мекка даст жизнь следующему плодотворному этапу в ее творчестве.
ЭЛАИДА НЕЙМАН
Судьба Элаиды Нейман (1926 — 2003) также сложилась в соответствии с реалиями постсоветской Украины. Она жила и творила на Буковине в течение 43 лет. Массовые выезды евреев в Израиль, европейские страны и США были типичными для 70-х годов прошлого века. Отправлялись в дальний путь украинские евреи и в течение 90-х годов. В 1993-м выехала в Америку и поселилась в городе Новый Орлеан буковинка Э. Нейман.
А начиналось все так: в 1951 году после окончания Одесского художественного училища художница приехала в Черновцы, где впоследствии приобрела славу известной украинской художницы. Прежде всего — талантливого пейзажиста. Основой ее творческого задела являются буковинские пейзажи, в которых она с неоспоримым талантом воспевала родные Карпаты, создавая красноречивые образы природы родного края. Ее произведения хранятся во многих украинских музеях, в Молдове и России.
Творчество Нейман охватывает полстолетия. Она неистово реализовывала и в то же время защищала свой незаурядный талант в постоянной новаторской работе, при этом всякий раз смело совершенствуя образный строй и систему выразительных средств. В наработке — многочисленные пейзажные серии («По Буковине», «Деревья», «Прибалтика», городские пейзажи и прочее), а также портретные работы, в которых она создала ряд незабываемых образов. Художница проработала много тем в жанре натюрморта. Незабываемы в этом плане символически-знаковые композиции, к которым принадлежит и натюрморт «Память» (1982 г.). Художественный дар Элаиды Нейман проявился и в мастерски выполненных акварелях, а также в керамике. Многих почитателей ее искусства волнуют утонченное ощущение цвета и мощная эмоциональность пластичных выражений, произведенных артистическими движениями кисти...
Творческий Новый Орлеан благосклонно принял буковинскую художницу Элаиду Нейман. Она пишет об этом так: «На мой 70-летний юбилей здесь состоялась моя выставка. Колледж предоставил зал площадью 350 кв. м. Солнечный, светлый. Живопись — на стенах, акварель — на стендах. Прекрасно прошел вернисаж, даже были представители от города и мерии.»
Вскоре 73-летняя украинская художница впервые осуществила путешествие в Италию, во всемирно известные музеи, где состоялась ее встреча с хрестоматийными мировыми шедеврами искусства. Впечатления были бурные. Ее охватил головокружительный восторг от встречи с Венецией. Отметим, кстати, что подобные переживания являются типичными для граждан закрытого общества — людей советской эпохи, которые в подавляющем своем большинстве были лишены возможности путешествовать по разным странами мира.
Буковина и далее вызывает волнения в сердце Элаиды Даниловны. В письме она грустит по Черновцам, планирует приехать «кланяться могилкам. Пройтись городом и, если будет возможность, прикоснуться к Карпатам, к Шурдинскому перевалу». Пишет, что напряженно работает: «Много тем. Много о чем хотела бы поговорить колером на полотне. Много фантазий. Дай, Боже, сил. А их становится все меньше. Теряю зрение, артрит, но я не жалуюсь. Я есть. Живу.» Несмотря на болезнь, художница продолжает писать. Она задумала организовать к своему творческому юбилею выставку «Женщины и цветы». Готовится, пишет. На фоторепродукциях мы видим роскошные букеты цветов, изображенных в условном пейзаже. Колорит выбран в зависимости от натуры: ярко-красные розы гармонично согласованы с лилово-синими, подобными нашим петушкам, цветами. Прозрачно- легкие желто-оранжевые цветы надменно возвышаются в белом кувшине на подоконнике. За ними разворачивается удивительный легкий морской пейзаж, который очень напоминает прибалтийскую серию мастерицы. А вот белые с желтыми хризантемы звучат волнующе на фоне беспокойного облачного неба.
В январе 2002 года, когда Нейман лежала в больнице после операции, открылась последняя выставка ее пейзажей в местном художественном музее — она экспонировалась больше трех месяцев. Элаида Даниловна еще успела ее посмотреть...
Пребывая в течение десяти лет в США, художница осознавала, что ее творчество связано навсегда только с «Буковиной-Украиной». Именно так она об этом неоднократно писала в письмах: «Принимаю участие в выставках с пейзажами Буковины, Карпат. Я — художник Буковины, Украины и на этикетке написано «Украина». Куда бы я не ездила и где бы я не была, я художник Буковины-Украины».
...Украинская художница Элаида Нейман умерла в 2003 году в далеком Новом Орлеане. Буковина давала силу ее творческому вдохновению до последних дней ее жизни.
P.S. Три творческие судьбы черновицких художниц. Судьбы, являющиеся показательными в Украине, за пределами которой сегодня находятся на заработках миллионы украинцев. Большинство из «заробитчан» — женщины. Среди них немало и женщин-художниц.