Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Триумф Екатерины Горностай

Четвертая Национальная премия кинокритиков «Киноколо» объявила победителей
25 октября, 2021 - 16:32

Украинские фильмы получили награды на торжественной церемонии на открытии пятого юбилейного кинофестиваля «Киевская неделя критики». Лидером стал полнометражный дебют Екатерины ГОРНОСТАЙ «Стоп-Земля»: фильм получил главный приз за лучший полнометражный игровой фильм и победил еще в четырех номинациях - лучшая режиссура, лучший сценарий, лучший дебют - «Открытие года» и лучшая актриса (Мария ФЕДОРЧЕНКО, для которой это тоже дебют).

Это не первая победа фильма: его премьера состоялась на 71 Берлинале, где ленту наградили «Хрустальным медведем» Молодежного форума. Украинская премьера прошла на 12 Одесском международном фестивале и принесла фильму Гран-при, награды за лучший полный метр фильм и лучшую актерскую работу.

Герои «Стоп-Земли» - киевские старшеклассницы и старшеклассники. Актрисы и актеры, соответственно - непрофессионалы. В целом, чтобы правдиво воссоздать реалии современной школы, режиссер взяла интервью у более 200 украинских подростков и набрала полноценный класс - 25 молодых людей. Играют фактически самих себя, если быть точным, они настолько органичны, что возникает именно такое впечатление. То есть перед нами, если и не «портрет поколения», то довольно правдивая его зарисовка.

В центре сюжета - Маша, Яна, Сеня и Саша. Первые трое – друзья не разлей вода. Маша втайне влюблена в Сашу; у того - постоянные конфликты с матерью-одиночкой. Впрочем, у всех здесь свои беды и свои причины для радости. Горностай держит в поле зрения еще как минимум добрый десяток персонажей и каждого наделяет объемным характером.

И все здесь, как в любом классе: молодецкие забавы, всякие прыжки и выходки, шуточки и игры в бутылочку. Но без унижений. Есть сильные, яркие, популярные, есть слабые, шуты, аутсайдеры, но никто не утверждается за счет других. Да, матерятся. Да, могут выпить лишнего и покурить веселого. Но без иерархий и пищевых цепочек. Имеют море информации под рукой - висят в интернете и «втыкают» в телефоны - и благодаря этому более широкие во взглядах, свободные в мыслях, чем предшественники. Ты из бедной семьи? Не беда. Ты бисексуал? Лишь бы тебе было хорошо. Толкнули случайно? Извини.

Тревоги их на самом деле вечные. Как жить дальше, учитывая, что твое детство уже на исходе? Как отважиться пригласить на танец парня, который тебе нравится? Как разобраться с депрессией, которая грызет тебя без всякой очевидной причины? Как забыть то, что ты, будучи еще совсем маленьким, пережил в прифронтовом городке на Донбассе?

Горностай их не идеализирует. И не спекулирует их проблемами. Просто смотрит на них, как на равных. Потому что не забывает о своих 16. Именно такой точки зрения нашему кино очень не хватает.

Екатерина Горностай родилась в 1989 г. в Луцке. Дочь ученых Светланы Васьковской и Павла Горностая, внука ученого Петра Горностая. Окончила факультет естественных наук (2010) и магистратуру по журналистике (2012) Киево-Могилянской академии. В 2012-2013 гг. училась в московской «Школе документального кино и театра» Марины Разбежкиной и Михаила Угарова. Режиссерский дебют - неигровая новелла «Между нами» - состоялся в 2013 г. на кинофестивале «Молодость» и получил одобрение кинокритики. Была участницей евромайдана, во время которого снимала фото и видео. Ее две новеллы - «Зубы Ленина» и «Мирный протест Маши» - вошли в альманах «Евромайдан. Черновой монтаж»; среднеметражный «Сквозь Майдан» отмечен специальным призом фестиваля Docudays UA. В 2015 г. первая игровая работа Екатерины «Вдали» отмечена на Одесском фестивале - Wiz-Art Film (приз за лучшую актерскую игру) и на фестивале «Молодость» (лучшая украинская короткометражка). Фильм «Сирень» получил специальную награду жюри и премию FIPRESCI на Одесском фестивале в 2017 г. Живет в Киеве, преподает документальное кино в Школе журналистики Киево-Могилянской академии.

Лучшим актером стал Виталий Салий, исполнитель главной роли в картине «Я работаю на кладбище». Основанная на одноименной книге Павла Белянского трагикомедия режиссера Алексея Тараненко рассказывает о мужчине, который, убегая от жизни, находит тихую (на самом деле нет) работу на кладбище. Виталий Салий - актер киевского Театра драмы и комедии на Левом берегу, сериала «Первые ласточки. Zалежни» и фильма «Круты 1918».

В номинации «Лучший документальный фильм» победила лента «Этот дождь никогда не кончится». Фильм Алины Горловой рассказывает о 20-летнем сирийце, который из-за войны покинул свою страну и с родителями приехал в Украину, где столкнулся с другой войной. На крупнейшем в мире фестивале документального кино IDFA картина победила в номинации First Appearance.

Лучшим короткометражным игровым фильмом признали работу «Папины кроссовки» режиссера Ольги Журбы о тринадцатилетнем парне, которого усыновляет американская семья. Премьера фильма состоялась на Международном кинофестивале в Локарно в программе Pardi di Domani («Леопарды будущего»). На Одесском международном кинофестивале «Папины кроссовки» был признан лучшим короткометражным фильмом, а также награжден Призом Международной ассоциации прессы ФИПРЕССИ.

Премию за лучший анимационный фильм получила картина «Ненужные вещи» Дмитрия ЛИСЕНБАРТА. Снятая по мотивам рассказа Роберта Шекли «Магазин старинных диковинок», лента рассказывает историю робота по имени Роб. Мировая премьера фильма состоялась на Шанхайском международном кинофестивале, а украинская - на Одесском. Картина является победительницей украинского конкурса Международного фестиваля актуальной анимации и медиаискусства LINOLEUM.

Лауреатом премии «За достижения», которая в этом году была вручена впервые, стал Денис БУДАНОВ - украинский кинокритик, который занимается цифровой архивацией национального кинопроцесса - представлением отечественных лент, кинофестивалей, кинокритических публикаций в ведущих кинобазах сети, среди которых IMDb, Letterbox и т.п. Стоит отметить, что, живя в Крыму, Денис придерживается открыто проукраинской позиции.

Национальная премия кинокритиков «Киноколо» - ежегодная премия, учрежденная в 2018 г., чтобы отмечать достижения украинского кинематографа и деятелей киноиндустрии за последний год от имени сообщества кинокритиков Украины. В 2020 году лучшим фильмом года стала драма «Атлантида» Валентина Васяновича, в 2019-м - «Домой» Наримана Алиева, в 2018-м - «Донбасс» Сергея Лозницы.

В комитет «Киноколо» входят кинокритики и киноведы, которые являются членами ФИПРЕССИ; украинские кинокритики, чьи рецензии и критические материалы выходят в печатной прессе, онлайн-медиа, на радио или телевидении; журналисты, которые издают аналитические материалы об украинском кино в СМИ. Сейчас комитет премии насчитывает 45 членов. Лауреаты премии выбираются путем голосования в два этапа. Сначала из списка всех поданных фильмов украинского производства, а также выдвинутых на соискание Премии «За достижения» авторов, которые соответствуют условиям премии, члены комитета выбирают номинантов. Во время второго этапа проходит голосование для определения победителей.

Организаторами премии выступают Союз кинокритиков Украины, Ассоциация «Содействие развитию кинематографа в Украине - смотри украинское!» и компания «Артхаус Трафик» при поддержке Государственного агентства Украины по вопросам кино.

Киевская неделя критики - главный международный фестиваль арт-кино столичной осени, кураторами которого выступают украинские кинокритики: соучредитель Союза кинокритиков Украины Дария БАДЬЕР, киновед и режиссер Станислав Битюцкий, колумнист и автор изданий LB.ua, «Фокус» и DTF Magazine Сергей Ксаверов и кинокритик Анна Дацюк. Фестиваль продлится до 27 октября в кинотеатре «Октябрь».

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ