«Сложнее всего всегда быть новой», — так ответила Мэрил Стрип на вопрос «Дня» о самом большом вызове актерской профессии.
Приезд великой актрисы для получения почетного «Золотого медведя» и для представления фильма «Железная леди», где Стрип сыграла Маргарет Тэтчер, стал на сегодня центральным событием фестиваля.
«Железная леди» (режиссер — Филлида Ллойд) — это кинобиография наиболее известного со времен Черчилля премьер-министра Великобритании, снятая очень традиционно. Ллойд (для которой это вторая картина с участием Стрип после мюзикла «Мама Мия!») показывает в основном одинокую старость Тэтчер, ведущей разговоры с призраком давно умершего мужа. Воспоминания показаны в виде флэшбеков: детство, родители, первая встреча с мужем, начало, расцвет и закат политической карьеры. Атмосфера эпохи очень предсказуемо передана через хронику, где недостает архивов — в ход идет постановочный «оживляж». Одним словом, ничего выдающегося, — кроме Стрип: с заданием очеловечивания Тэтчер она справляется гораздо лучше режиссера. Актриса настолько вжилась в роль «железной леди», что теперь фотографии реальной Тэтчер, похоже, будут восприниматься как кадры, не вошедшие в фильм.
Две достаточно заметные премьеры прошли и в основном конкурсе Берлинале, однако участие «Машины Джейн Мэнсфилд» (режиссер — Билл Боб Торнтон) и «Жутко громко и запредельно близко» (британец Стивен Долдри по бестселлеру Джонатана Сафрана Фоера) в гонке за «Золотыми медведями» вызывает некоторые вопросы. Оба фильма — типичный мейнстрим, средняя голливудская продукция.
Украинских, и — шире — постсоветских наблюдателей «Машина Джейн Мэнсфилд» заинтересовала как американский дебют Александра Роднянского в качестве кинопродюсера. Роднянский начинал в Украине как подающий надежды документалист, позднее состоялся как медиамагнат. Торнтон более известен как актер; режиссер же он, по сути, начинающий, очевидно, поэтому постарался выбрать беспроигрышный сюжет: Алабама, конец 1960-х, демонстрации против войны во Вьетнаме, ЛСД, марихуана, традиционное южное семейство, в котором все мужчины или воевали, или готовятся воевать (Торнтон, например, играет роль обгоревшего на Второй мировой летчика, этакого ветерана с причудами). Нельзя сказать, впрочем, что материал ему помог: получился слишком нехитрый фильм, с прямолинейным юмором и так себе сыгранными ролями.
А вот Роднянский из этой истории может выйти победителем — стремление Александра Ефимовича понравиться всем было заметно даже в такой мелочи, как русскозычный перевод, — «Машина...» оказалась в этом роде единственной среди конкурсных фильмов. Кроме того, американцы любят кино о семейных ценностях, о фамильных «скелетах в шкафу», о 1960-х, а тут еще ко всему и сдержанный милитаристский пафос. Хотя все герои, от черствого отца до хиппующего сына, побывавшего во Вьетнаме, говорят о пережитых на войне ужасах, мораль картины все равно считывается без излишних опосредований: воевать трудно, но почетно, вояк ждет дома любящая семья и им достанутся лучшие женщины. Привлеченные именами Торнтона, Родерта Дювалля, Джона Херта, зрители заполняли зал, смеялись и аплодировали в нужных авторам фильма местах. В свою очередь в фестивальных номерах международных киножурналов Variety и Screen Роднянскому (не Торнтону!) были посвящены объемистые статьи. Повторюсь, участие фильма в конкурсе фестивального кино кажется весьма сомнительным, но с таким массивным пиаром у нашего земляка есть все шансы состояться в голливудской киноиндустрии.
С «Жутко громко и запредельно близко» — еще большая беда, ведь и книга неплоха, и Долдри в свое время убедительно дебютировал «Билли Элиотом», снял хорошие фильмы «Часы» с Николь Кидман, Джулианной Мур и той же Мэрил Стрип и «Чтец» с Ральфом Файнсом. Возможно, над режиссером довлела ответственность за экранизацию или вышеописанное желание покорить американский рынок, но пересказ истории о странном мальчишке — исследователе жизни в Нью-Йорке — вылился в такую приземленную, заштампованную мелодраму, что вся поэзия романа пропала втуне.
Фестиваль близится к финишу. Впереди у зрителей такое испытание, как трехчасовый китайский эпический фильм «Равнина белого оленя», а также многообещающее «Милосердие» одного из лучших немецких режиссеров — Матиаса Гласнера — и «Милый друг» Мопассана, поставленный в Британии.
Интервью с Мэрил Стрип читайте в ближайших номерах нашей газеты.