Когда на прошлой неделе с аншлагом прошел балет «Спартак» А. Хачятуряна (впрочем, это происходит уже 28 лет, с момента постановки Анатолия Шекеры в Национальной опере) ловила себя на мысли, что уже выросло несколько поколений артистов и настоящих балетоманов. Главная идея — лучше погибнуть свободным, чем жить в рабстве — очень созвучна с нашим временем. В «Спартаке» сложные партии для солистов и кордебалета. Балет психологически точно выстроен, он динамичный, требующий от исполнителей актерского мастерства, виртуозной танцевальной техники и самоотдачи. Это спектакль европейского масштаба! То, что балет жив, актуален и очень интересен зрителям, а танцовщики стоят в очереди (да-да!), чтобы выступить в этой хореографической «жемчужине» — огромная заслуга, экс-балерины, ныне педагога-репетира театра Элеоноры Стебляк, которая сохраняет творческое наследие своего супруга, легендарного украинского балетмейстера Анатолия Шекеры.
— Балет — это прежде всего колоссальный труд. В советское время были очень популярны строчки Визбора: «...в области балета мы впереди планеты всей»! Поступить в хореографическое училище было очень престижно, — рассказывает Э. СТЕБЛЯК. — И сегодня масса детей мечтает связать свою судьбу с балетом, но часто этот выбор за ребят делают родители (ведь начинают заниматься с пяти лет). Сегодня в Киеве можно получить образование в хореографическом училище, в Академии танца им. Сержа Лифаря, в колледже «Кияночка». В Одесском культпросвет училище есть хореографическое отделение, а при всех оперных театрах балетные школы — в Днепропетровске, Львове, Харькове и Донецке (знаменитая Писаревская школа, к сожалению, говорить сегодня о полноценных занятиях, когда идет война на Востоке, там не приходится).
Важно понимать, что для балета нужны определенные физические данные, заниматься ежедневно и если ты любишь балет, то даже большие нагрузки, диеты и ежедневные репетиции будут восприниматься как совершенствование своего «я», души и тела. Если ребенок понимает, какую цель ставит, то сцена ему принесет радость. Сегодня можно говорить об украинской хореографической школе, которую знают и ценят в мире. Есть много разных методик и школ, но я считаю, что базовой для танцовщика все же должна быть классика. В период учебы важно впитать как можно больше знаний о музыкальном театре, драматургии, характер персонажа, стилях, эпохе, композиторах — все это в дальнейшем очень пригодится артисту.
ПЯТЬ ЛЕТ ТОМУ НАЗАД В СТОЛИЧНУЮ АФИШУ ВОЗВРАТИЛСЯ ПРЕКРАСНЫЙ БАЛЕТ «ЛЕГЕНДА О ЛЮБВИ» / Фото Бориса КОРПУСЕНКО
Балет — искусство молодых! В сорок лет танцовщики, как правило, покидают сцену и важно во время перейти из исполнительской стадии к чему-то другому, например, педагогике, репетиторству или поучиться стать хореографом, режиссером, заняться продюсированием... У творческих личностей такая смена деятельности проходит почти безболезненно, а те, кто серьезно болен звездной болезнью, этот шаг может быть очень непростым. Ведь то, что ты не такой гибкий, как молодые коллеги ты сам видишь в классе на репетиции, но расстаться со сценой порой так тяжело...
— Как, на ваш взгляд, можно изменить атмосферу общества, привыкшего к легким деньгам, помпезным и гламурным шоу, испорченного однодневками на телевидении, чтобы привлечь публику к настоящим, высоким ценностям, которые заложены в балетном искусстве? Что нужно сделать в первую очередь?
— Вряд ли удастся полюбить классику человеку, который с детства не был приучен к классической музыке и в семье которого при появлении на экране оперного певца и балетного спектакля — переключали канал. Хотя бывают исключения — дети из подобных семей, сами хотят заниматься музыкой или балетом и родители этому не препятствуют. Если человек чего-то не понимает, в частности, классику, то в этом не классика виновата, это человек не дорос в своем развитии до нее! Наверно, нужно начинать с чего-то более легкого — для малышей со сказок («Щелкунчик», «Коппелия»), а для взрослых — одноактных постановок. Детям можно объяснить, что основа балета — танец и состоит он из отдельных па, пируэтов, которые можно сравнить с буквами, слогами, словами. И, как из слов в литературном произведении получаются мелодичные предложения и замысловатые фразы, из которых могут возникнуть забавные рассказы и исторические поэмы, любовные романы и лиричные стихи, так и в балете из отдельных движений возникают миниатюры, составляющие балет-спектакль. Спектакль, который может рассказать зрителю и о разных событиях, и о различных состояниях души героев и тут я бы взрослым посоветовала посмотреть «Ромео и Джульетту» или «Легенду о любви». Я убеждена, что они никого не оставят равнодушными.
Мне кажется, что не всегда помпезное танцевальное действие, которое требует колоссальных финансовых ресурсов, большой команды исполнителей даст то «кпд», на которое рассчитывали продюсеры. Важно, какую мысль несет спектакль, а не сколько заработают на так называемом «проекте». Сегодня телевидение в погоне за «картинкой» отсекает мысль и в этом огромная проблема. Анатолий Федорович считал, что спектакль удался, если зритель сопереживает и думает. ТВ должно не развлекать публику, а информировать, рассказывать и показывать лучшие образцы, которые появились в Украине и в мире.
— Почему сегодня модно быть гламурным, а не культурным? Как вернуть моду на высокое искусство?
— Мне кажется, что внешний блеск и роскошь должны уступить элегантности и национальной самобытности. Я не открою страшной тайны сказав, что прежняя власть спектакли Национальной оперы не жаловала, а в театр отдельные высокие чиновники приходили всего несколько раз на «протокольные» мероприятия и на зарубежных гастролеров... Знаете, когда был Майдан, зал был полон, люди тянулись к высокому искусству, черпая в нем душевные силы. А когда обострилось противостояние и несколько дней метро не работало, то часть наших сотрудников даже ночевала в театре. Мне кажется, что Майдан изменил не только людей, Украину, но и весь мир. Я живу возле Крещатика, ежедневно приносила митингующим продукты и поражалась силе духа людей из разных городов. В тот период приехал из Канады ученик Анатолия Федоровича Шекеры Вадим Федотов, бывший киевлян, ныне успешный балетмейстер и педагог. Он снимал на телефон баррикады, с гордостью говорил: «Я счастлив! Украина проснулась! Такой народ как наш не победить»!
Опера и балет — нормативны. Их нельзя свести до уровня кабаре, что делают некоторые режиссеры в погоне за модными веяниями. Нас постоянно заталкивают в какие-то стили и направления, убеждая, что это авангард — новое слово в балете, — написал в дневнике А. ШЕКЕРА. — Я же считаю, что наша хореографическая школа сильна традициями, и именно этим интересна всему миру. На современном этапе диапазон балетного театра обозначен широкой амплитудой. Он вбирает в себя фольклорные формы танца, мюзик-холльные, бытовые, даже физкультурно-акробатические, элементы так называемой свободной пластики и т. д. Классический балет ассимилирует все это многообразие, использует как средство обогащения и развития своих внутренних законов, а балетный театр, анатомируя свое целое, распадается на множество направлений, тенденций, стилей. Каждый спектакль требует кропотливой работы. Чтобы гореть, нужен горючий материал. Им для танцовщика является профессиональная эрудиция. Без необходимых знаний нельзя начинать репетиции». Эти слова хореографа можно считать напутствием тем, кто решил связать свою судьбу с балетом.
Сегодня, когда на нашу страну напал враг, аннексирован Крым и идет война на востоке все равно нужно держать главный форпост — культуру. Нет денег на фестивали и новые постановки? Но ведь можно телевизионщикам записывать резонные спектакли прошлых лет и это расширит зрительскую аудиторию. Важно, чтобы каждый почувствовал, что он делает нужное дело и стал волонтером культурной сотни.
— Почему современная хореография «грешит» бессюжетностью, набором не танцевальных, а гимнастических номеров и если не прочитать либретто балета, то зритель не поймет о чем спектакль?
— К сожалению, сегодня балет становится похожим на спорт. Уходит из него то, за что всегда его любили зрители — душа, благородство в каждом движении. Танец может передать малейший нюанс, малейшее движение чувства, легкий намек, взгляд, касание, эмоция, доведенная до грани, накал страсти, который нередко заставляет зрителя плакать. Завораживает, как, например, «Ромео и Джульетта», «Спартак», «Болеро»... Красивая музыка, красивые движения, виртуозное владение телом — вот что такое настоящий балет. К сожалению, в погоне за зрелищностью, цирковым налетом балет как драматическое искусство исчезает и это печалит.
Напомню, модерн начал развиваться в США в начале XX века. Развитие современного танца становится для известных балетмейстеров возможностью показать свое мастерство. Современный балет отказывается от сложного выворота ног, от высоких прыжков и удлинений рук и ног. Многие танцоры начинают выступать босиком, обходятся без пуантов и пачек...Интересные работы представляют современные мастера хореографии: Бежар, Эк, Ноймайер, Эйфман и др.
— В чем секрет долголетия таких балетов как «Болеро» (47 лет идет на сцене), «Ромео и Джульетта» (44 года), «Спартак» (28 лет), а пять лет назад вами была восстановлена «Легенда о любви» (хореография А. Шекеры), которые являются визитками столичной Оперы...
— Всем шекеровким спектаклям присуща философская глубина, когда хореография выступает как нечто большее, чем собственно танец, а как отражением самой жизни. Спектакли Анатолия Федоровича поднимают важные темы взаимоотношений между людьми, между человеком и природой, человеком и Богом.
Шекера сумел расширить рамки балета, доказав своим творчеством, что языку пластики подвластно многое. С каждым актером он работал индивидуально, помогая всеми средствами раскрыть образ героя. Многое показывал сам, а самое главное — будил фантазию танцовщиков, требовал внимательно вслушиваться в музыку и идти от нее. Он считал, что актер обязан досконально знать материал и подавать свое отношение поступкам героя. Будил индивидуальность, и поэтому каждый исполнитель, не меняя хореографической целостности постановки, делал каждый спектакль непохожим на другой. Приступая к новой постановке Анатолий Федорович ставил перед собой главный вопрос — зачем этот спектакль сегодня нужен зрителю? И только найдя на него ответ, приступал к репетициям. Может, в этом феномен их свежести, интереса публики не как к архаике, музейной редкости, а как к балетам, удивительно созвучным пульсу нашего времени.
25 апреля в Национальной опере покажут легендарную «Ромео и Джульетту», артисты посвятят спектакль Элеоноре Михайловне Стебляк, которая празднует в этот день юбилей.
P.S.— Украинская и в, частности, киевская хореографическая школа была известна давно и всегда славилась, — подчеркивает Александр ЧЕПАЛОВ, доктор искусствоведения, главный редактор журнала «Танец в Украине и мире». — Можно вспомнить таких звезд: экс-киевлян — Вацлава Нижинского, Сергея Лифаря, Ивана Путрова, криворожца Владимира Малахова, Светлану Захарову из Луцка и др., но сначала имперские, а затем советские бренды вроде как ретушировали наших мастеров под единую «гребенку», выступая с огромным успехом за рубежом. Нижинский и Лифарь — были этуалями «Русского балета» Сергея Дягилева, Путров прославился как премьер Королевского балета Великобритании, Захарова — прима Большого театра, Малахов как директор балета и ведущий солист балетной труппы Берлинской государственной оперы. Ныне чуть ли не треть труппы Театр балета Бориса Эйфмана — украинские танцоры! И таких примеров можно назвать много.
Школа у нас замечательная, но проблема была и остается в том, что пока артист не засветится за рубежом, дома его звездой вроде как и не считают. А так не должно быть! Наши педагоги подвижники, но их колоссальный труд нынешние власти не замечают. А искусство балета передается нога в ногу, и чтобы заложить фундамент мастерства артист и педагог работают в единой связке. Танцору, чтобы добиться легкости, приходится очень много репетировать — только так можно добиться виртуозности и языком пластики и танца рассказывать практически обо всем!
СПРАВКА «Дня»
Анатолий Федорович ШЕКЕРА (1935—2000 гг.), народный артист Украины, хореограф, с 1966 года на протяжении 34 лет балетмейстер-постановщик, а также главный балетмейстер (1975 — 1977 и с 1994 по 2000 год) Национальной оперы Украины.
Шекера родился 17 мая 1935 года во Владивостоке, Россия. Закончил Пермское хореографическое училище в 1956 г. и был принят в Пермский академический театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, где исполнял ведущие партии классического и современного репертуара. В 1964-м окончил балетмейстерское отделение Московского театрального института им. А. Луначарского. С 1964 по 1966 гг. — балетмейстер Львовского академического театра оперы и балета им. И.Франко.
С 1966 года творческая жизнь хореографа была неразрывно связана с Национальным академическим театром оперы и балета Украины им. Т.Г. Шевченко.
Легендарным балетом в репертуаре киевского театра стал его многоплановый философский балет-трагедия «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, со дня премьеры в 1971 году не покидающий столичную сцену. В 1991 г. постановка Анатолия Шекеры была признана Всемирным советом танца ЮНЕСКО выдающимся достижением европейской хореографической культуры и отмечена медалью к 110-летию со дня рождения С. Прокофьева.
Знаковыми стали постановки: «Легенда о любви» А. Меликова (1967, вторая редакция 1992, восстановлен в 2010 году, балетмейстер восстановления Э. Стебляк), «Болеро» М. Равеля, «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, «Спартак» А. Хачатуряна, «Лебединое озеро» П. Чайковского, «Коппелия» Л. Делиба, «Каменярi» М. Скорика, «Каменный властелин» В. Губаренко, «Щелкунчик» П. Чайковского, «Лилея» К. Данькевича, «Ольга» и «Прометей» Е. Станковича, «Фантастическая симфония» Г. Берлиоза и др.
Шекера ставил балеты на сценах других театров.
Элеонора Михайловна СТЕБЛЯК, народная артистка Украины, педагог и балетмейстер-репетитор Национальной оперы Украины.
Родилась в Житомире. Закончила Киевское хореографической училище (1959), балетмейстерское отделение Московского театрального института (1981). В 1959—1982 гг. — артистка Киевского театра оперы и балета им.Т.Г. Шевченко. С 1982 г. — балетмейстер-репетитор Национальной оперы.
Элеонора Стебляк— балерина лирико-драматического плана, с ярко выраженным драматическим даром. Созданные ею образы наполнены экспрессией, внутренней динамикой, психологизмом. Партии: Одетта-Одиллия, Раймонда, Китри, Маша, Джульетта, донна Анна, Мехменэ-бану, Эгина, Айша, Ширин, Фригия, Кармен, Лауренсия, Перо, Франциска, Русалка Водяная; обширный концертный репертуар.
Гастролировала в Португалии, Швеции, Дании, Норвегии, Японии, Италии, Венгрии, Румынии, Германии и в других странах.
Как педагог-репетитор и балетмейстер ведет спектакли в хореографии Анатолия Шекеры, готовит партии с молодыми исполнителями. Балетмейстер восстановления в 2010 году балета «Легенда о любви» А. Меликова в хореографии А. Шекеры.