На днях в галерее «Дукат» открылась выставка Павла Макова «Планы 2017». В работах, созданных в течение последнего года, художник продолжает экспериментировать с сочетанием городского ландшафта и текста и символов. Между однотипных лабиринтов серых городов, созданных с помощью графитового карандаша и глубокой печати, просматриваются разные слова. Один «шрифт» образован из зданий или улиц и площадей. Для коротких месседжей наподобие «ША!», «ДА, ТАК», «ЗАРАЗ» использованы буквы из старых советских трафаретов.
Художник делает городские кварталы игровым полем для детских игр «крестики-нолики» и «классики». Люди на «планах» маленькие и незаметные, лишь один человечек попал в центр «Круга». Но это не честь, а олицетворение одинокого и растерянного человека, на которого давит город, каждый раз суживая кольцо.
Павел Маков рассказал, как создавались некоторые работы из выставки, какой язык для него главный и почему в искусстве важнее всего — присутствие, а в творчестве — ошибки.
«ПОСЛЕ ИГР Я ВЕРНУЛСЯ К РЕАЛЬНЫМ ВЕЩАМ»
— Как возникла идея соединить текст и городские пейзажи?
— Еще два года тому назад я планировал сделать азбуку, в которой каждая линия будет напоминать дом. Начав с букв Х и О, позже осознал, что сделал еще нуль и крестик. Есть и типичные бараки в форме нуля и двух единиц — попытка «поговорить» с помощью компьютерного языка. Однако, вернувшись из Флоренции, я понял, что азбуку не закончу, поэтому сосредоточился на пейзажах.
Каждая работа имеет технический номер. Здесь нет №8 и №11. Восьмую «букву» я подарил, а №11 под названием «Укрытие» сейчас экспонируется на выставке «Город ХА» в Национальном художественном музее Украины. Мне этой работы очень не хватает, но посетители «Дуката» все равно увидят ее на специальных открытках.
— На выставке целых две подборки комбинаций крестиков и ноликов. Почему вы назвали их «взрослыми играми»?
— Крестики-нолики — это стратегическая игра. Если все игроки внимательны, то непременно будет ничья. Но когда кто-то зевает — другой выигрывает. Будто детская забава, но и взрослые ее используют. В настоящее время мы все являются свидетелями того, как в «крестики-нолики» играют важные политические фигуры. Особенно после начала войны чувствуется, что мы внутри чьей-то большой игры. Я думаю, что Украина в ней до сих пор не является субъектом. Очень трудно понять, кому чего нужно. Но ясно одно: пока Украина не поймет, что больше всего она нужна сама себе, ничего не изменится.
— Большинство ландшафтов на выставке абстрактны, однако два города — Харьков и Авдеевку — точно можно опознать. Почему именно эти два города вы разрешаете зрителю опознать?
— После игр я вернулся к реальным вещам. Большой пейзаж посреди стены — об осаде Харькова. Вы понимаете, что это метафора, в действительности никакой осады не было, но...
Харьков прагматичен. В Луганске и Донецке было намного больше романтизма — ощущений, которые присущи даже диктаторам. Харьков ни о чем не мечтал и не возлагал иллюзий. Те, кто реально влияли на ситуацию, просто сели, посчитали и сказали: нам без «ХНР» будет лучше. Но постоянное ощущение угрозы, которое тогда пришло, никуда не делось.
Я не смотрю телевизор, новости в интернете читаю по несколько минут в день. Но в январе этого года меня взволновали события в Авдеевке. Кажется, все немного утихло, а здесь опять людей убивают и дома разрушают. Поэтому авдеевский пейзаж -не единственная ли на этой выставке непосредственная реакция на текущие события в конкретном городе. А по большей части, показывая внешний мир, я рассказываю о том, что у меня внутри.
«ИСКУССТВО ПОМОГАЕТ ПЕРЕЖИТЬ ДРАМЫ ЖИЗНИ»
— Лабиринты из невысоких домиков — это своеобразные коды ваших работ. Что зашифровано в этих элементах?
— В моих работах или все значит все, или ничего не значит. В действительности, для меня намного больше смысла во взаимодействии черного и белого, горизонталей и вертикалей. Именно визуальный язык является главным для меня. Я воспринимаю графику как живой язык, в котором допускаются ошибки. Вообще, творчество — это постоянная ошибка. Если ты боишься ошибаться, ты никогда не выберешься туда, где страшно, и именно там наиболее интересно.
У Ганса Ульриха Гумбрехта, американского философа немецкого происхождения, есть книга «Производство присутствия: чего не может передать значение». В ней он очень точно описал то, что я чувствую: важным для работы является, прежде всего, присутствие. Гумбрехт не отрицает важность смысла, но это потом.
— К тому же, каждый слушатель или зритель может вкладывать свой смысл.
— Безусловно. Одна и та же работа кого-то может радовать, а кого-то — заставлять плакать. Искусство всегда связано с нашей коммуникацией. Оно не может изменить жизнь, но поможет пережить его драмы.
Прежде всего, искусство помогает мне. Наиболее интересные вещи со мной происходят в мастерской. Каждый новый проект — это новое приключение. Ты не знаешь, что, как и куда тебя приведет, практически, как в жизни. Бывает, что работа ведет себя, как машина на гололедице: ты ее в одну сторону, а она в другую. Иногда умный водитель прислушивается к машине: возможно, она все-таки вывезет куда нужно. Когда ты творишь, у тебя есть четкое направление, но как добраться до конечной точки — становится понятно в процессе.
— Кстати, о конечной точке. Работа «ЗДЕСЬ» напоминает настольную игру, но с несколькими запутанными маршрутами. Через что должен пройти игрок на этих дорожках?
— Эта игра посвящена Александру Аксинину. Я не видел его оригинальных работ, но знал о нем еще со студенческих лет благодаря публикациям в журналах о современном искусстве. В начале 1980-х я ездил читать польские и венгерские издания в... Таллинн. Статьи об Аксинине попадались мне дважды. Прямого влияния его творчество на меня не оказало, пока год назад я не увидел его небольшой офорт с надписью «ЗДЕСЬ». Это наложилось на мое желание создать буквы из города, и я почувствовал связь. Я приобрел этот офорт и в своей работе превратил эту надпись в дороги.
В «игре» — два маршрута, которые достаточно трудно отследить. Они имеют одну точку пересечения и общую точку назначения. Для меня важно, чтобы люди «ходили» по этой работе, осваивали этот город с помощью собственного опыта.
Правила — это, скорее, приложение к печатной версии произведения. Текст легко сложился во время размышлений, будто разговор с самим собой. Игра предназначена для двух друзей, которые имеют общие воспоминания и могут ностальгировать по времени, проведенному вместе. Во время игры нельзя разговаривать, только посылать СМС. Это должно помочь.
— Над чем будете работать после завершения выставки?
— Я уже начал работу над другими проектами. Идеи, которые были до этого, наложились на предложение фонда «ИЗОЛЯЦИЯ» открыть у них выставку в июне. Есть несколько мыслей, связанных с городами в целом. Меня нравится прогноз, согласно которому в будущем государства исчезнут, останутся только мегаполисы. Это не удивительно: за всю мою жизнь мир изменился кардинально, стал полицентричным. Это повлияло и на искусство — в нем почти нет места для мейнстрима.
Заинтересовался также Книгой перемен — не гаданием, а гексаграммами, которые напоминают мне планы городов. Если все сложится удачно, то до октября выставка с этими работами будет готова.
Выставка «Планы 2017» будет работать в киевской галерее «Дукат» до 14 января. Вход свободный.