В начале 2015 года Валерий Гергиев должен занять пост главного дирижера Мюнхенского филармонического оркестра. После того, как Гергиев публично поддержал действия Кремля в Украине, у городского совета Мюнхена возникли сомнения относительно этого назначения. Об этом пишет немецкая газета Die Zeit.
То, что дирижер дружит с Владимиром Путиным и выражает лояльность российской власти, общеизвестно (кстати, перед концертами Гергиева в Лондоне и Мюнхене проходят демонстрации протеста), но теперь, когда дирижер наряду со многими другими деятелями культуры России подписал письмо в поддержку политики Путина в Крыму, в руководстве Мюнхена, похоже, задумались, нужен ли городу такой шеф оркестра, пишет svoboda.org. Позицию усомнившихся выразил член городского совета, депутат от партии «Союз 90/Зеленые» Флориан Рот:
— Господин Гергиев был бы в случае прихода на пост руководителя Мюнхенского филармонического оркестра не просто дирижером, но и представителем города Мюнхена, человеком, который стал бы частью имиджа города. Такая фигура должна быть осторожной в политических высказываниях. Сейчас господин Гергиев подписал письмо как шеф петербургского театра и оркестра. Если же он через пару лет подпишет нечто подобное как главный дирижер филармонического оркестра Мюнхена, то это нанесет ущерб репутации города, — считает Флориан Рот.
Мюнхен и Киев — города-побратимы. В столице Баварии еще с послереволюционных времен есть большая украинская община. В городе действует созданный изначально в Вене украинскими эмигрантами в 20-е годы Свободный украинский университет, дипломы которого официально признаются на Украине с 1992 года. Один из преподавателей университета Андрей Дуфанюк убежден, что «в случае прихода Гергиева на пост руководителя оркестра его работа будет сопровождаться акциями протеста, так как украинское сообщество Мюнхена воспримет назначение этого человека как оскорбление».
Волна протеста против назначения Гергиева растет. Представители партии «Союз90/Зеленые»» в городском совете настаивают на том, чтобы Гергиев, как минимум, выступил с объяснением своих слов и поступков. В заявлении партии, в частности, содержится вывод: «Если господин Гергиев по-прежнему считает свои действия и заявления правильными и не намерен от них отказаться, он делает себя тем самым неприемлемой фигурой для назначения на пост главного дирижера в Мюнхене». Баварская пресса уже пишет о том, что контракт с Гергиевым может быть расторгнут.
Впрочем, дело не только в политике. Штутгартская газета Suddeutsche Zeitung в статье «Русская школа» дает трезвую оценку Гергиеву-музыканту и выражает сомнение в том, что он вообще способен дать что-то новое оркестру: «Когда он дирижирует произведениями Чайковского, Прокофьева или Шостаковича — это не музыка, а мечта. Но с симфониями западных композиторов картина совсем иная. Здесь он, как и многие другие, только профессионален, но ничем не удивляет. Вскоре после заключения контракта он исполнял со своим будущим оркестром Брукнера, и это стало полным разочарованием, так как сказать ему этой музыкой было нечего. Мюнхенская публика была, конечно, избалована Серджу Челибедаке. Ему многое прощалось. Челибедаке был неудобным человеком, но боролся только за свой оркестр. Марис Янсонс из творческих побуждений не устает биться с властями города за постройку нового концертного зала с наилучшей акустикой. Но Янсонс, как в прошлом Челибедаке, — свой в городе, его укорененность несомненна. Кирилл Петренко успел всего за несколько месяцев стать таковым. Гергиев же «своим» для мюнхенцев не станет никогда!»