На днях в Украинском фонде культуры представили книгу «Учитель жизни. Сковорода как лозунг времени», автором-составителем которой является лауреат Шевченковской премии (1982), кандидат исторических наук Владимир Стадниченко. Книга вышла в издательстве «Успіх та кар’єра» при поддержке Государственного комитета телевидения и радиовещания Украины.
На презентации первый заместитель главы Госкомтелерадио Богдан Червак поздравил всех причастных к выходу книги-исследования, отметив, что этот проект был включен в перечень изданий, которые должны выйти в этом году в рамках программы «Украинская книга». Монография о Григории Саввиче Сковороде стала первой ласточкой в выполнении бюджетной программы, установив высокую планку как содержательного наполнения издания, так и его полиграфического исполнения.
Богдан Червак также поздравил автора книги Владимира Стадниченко с 80-летием. Юбиляра хорошо знают в журналистских и творческих кругах. Он автор десятка публицистических книг, а последние 20 лет посвятил исследованию жизни и творческого наследия Г. Сковороды.
Напомним, Григорий Саввич Сковорода (22 ноября (3 декабря) 1722 г., Чернухи, Лубенский полк — 29 октября (9 ноября) 1794 г., Ивановка, Харьковщина) — украинский просветитель-гуманист, философ, поэт, педагог.
Образование получил в Киево-Могилянской академии. Преследуемый светскими и духовными властями, с 1770-х вел жизнь странствующего философа. В философских диалогах и трактатах библейская проблематика переплетается с идеями платонизма и стоицизма. Смысл человеческого существования — подвиг самопознания.
С 1754 по 1759 гг. жил в с. Коврай на Черкасщине, здесь он написал ряд стихов к своему знаменитому сборнику «Сад божественных песен». Именно в это время мыслитель встречает одного из своих самых преданных учеников — Михаила Ковалинского, после смерти учителя написавшего его биографию, подробную, обстоятельную, на которую ссылались и ссылаются все исследователи творчества мудреца.
Под конец 70-х годов XVIII в. после разных конфликтов с властями Григорий Сковорода избрал совершенно новый и неизведанный до того стиль жизни, а именно — странствие. И это странствие длилось до самой смерти, почти 30 лет. Было оно полно приключений, окутано сказаниями и легендами. В нем никогда не расставался философ с Библией, сопилкой или флейтой и своими писаниями. Слава о нем шла везде, и каждый — будь то господин или крестьянин — хотел его увидеть и услышать. Поэтому аудитория его была очень многочисленна и разнородна, и все понимали его — глашатая великой правды.