Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Украина не «идет в Европу», она всегда там была»

В Киеве выступит всемирно известная арфистка Алина Бжежинска
23 февраля, 2018 - 10:51

26 февраля в Малом зале Дворца «Украина» будет представлена новая программа «Истории любви» в рамках проекта «Арфа Jazz». Всемирно известная арфистка Алина БЖЕЖИНСКА будет выступать вместе с лауреатом международных джазовых конкурсов вокалисткой и композитором Ники Кинг (Niki King). Дополнят этот женский дуэт украинские джазмены Игорь Закус (бас-гитара) — основатель проекта Jazz Kolo и талантливый барабанщик Сергей Табунщик.

В программе объединится классическое звучание арфы и джазовый вокал, что создаст неповторимое восприятие музыки всемирных звезд вокальной поэзии. Прозвучат известные джазовые композиции Дюка Эллингтона, Нины Симон и Жака Бреля.

Накануне концерта в Киеве «День» пообщался из Алиной Бжежинской. Напомним, что эта талантливая львовянка училась в Польше, Германии и США, принимала участие в разных художественных проектах, в частности в Международном арфовом фестивале в Эдинбурге и во всемирном арфовом конгрессе в Сиднее получила статус настоящей джазовой звезды, которая своими произведениями и манерой исполнения покорила даже придирчивых меломанов. Но об Украине Бжежинска не забывает — вместе с Романом Недзельским (генеральный директор Национального дворца искусств «Украина») инициировала и продолжает проект «Арфа Jazz».  Кстати, в октябре прошлого года с успехом состоялся дебют этого интересного музыкального проекта, а сейчас любителей джаза ждет роскошная новая программа, в которой творческую компанию пани Алине составит вокалистка из Шотландии Ники Кинг. Наша беседа получилась не только о музыке...

«САМЫМ СЛОЖНЫМ БЫЛО... НАЙТИ ИНСТРУМЕНТ»

— Алина, вы 15 лет живете в Великобритании, преподаете в Королевской музыкальной академии в Глазго, даете концерты как в Лондоне, так и в других мировых столицах... И вот уже второй концерт за последние полгода — в Киеве, да еще и на собственном энтузиазме...

— ...и на энтузиазме дирекции Дворца «Украина», я бы сказала. Без этой команды не осуществился бы проект «Арфа Jazz». Знаете, что было труднее всего? Не выстроить программу и не пригласить гостей из-за рубежа, например, прекрасную джазовую певицу Ники Кинг: мы с ней давно дружим и не раз выступали вместе. Самым сложным было... найти инструмент, потому что в Украине нет арф, на которых можно играть такие концерты...

— ...ту красивую красную на первое ваше выступление из-за границы везли?

— Да, из Парижа. Роман Недзельский, директор дворца, нашел возможность, чтобы ее вовремя довезли. Я смеюсь: как в школе помогал мне арфу носить, так и теперь «принес». Мы знакомы с детства, со Львова. Учились в музыкальной школе-интернате им. С.Крушельницкой. Он немного старше, и я помню, девушки, которые учились играть на арфе, просили: «Роман, помоги!»

ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ ДВОРЦА «УКРАИНА»

На такой арфе, как та, что из Парижа привезли, я играю в Лондоне. Это действительно хороший инструмент, стоит он, как дорогое авто, но и качество соответствующее. Я очень довольна тем, что после первого выступления у меня была возможность провести в Малом зале «Украины» мастер-класс для студентов музыкальных учебных заведений, что они имели возможность к настоящему инструменту прикоснуться, почувствовать эту магию и себя — ее творцами. Недавно меня порадовали — сказали, что из Украины этот замечательный  инструмент не выезжал. Неприятно поражает наличие этой проблемы: детям не на чем играть. Талантливым, желающим этого! Возможно, вы будете возражать: мол, сейчас не время, у нас война, а ваши арфы, сами говорите, стоят, как машины... Но уменьшилось ли количество дорогих иномарок из-за войны? Может, люди ограничили себя в этом и перестали их покупать? Я не знаю, сколько еще Украине ждать...

— ... адекватного Закона о меценатстве?

— Вообще, осознания того, что меценатство необходимо. Потому что без культуры нет государства, это фактор идентичности нашей. Напомню, что во время Второй мировой войны Уинстону Черчиллю  парламентарии предложили снизить расходы на культуру. Но он категорически отказался: «А ради чего же мы тогда воюем?»

В прошлом году я была на Конкурсе арфовой музыки в Харькове. Хороший, крепкий конкурс, известные судьи, способные молодые участники... А играть тоже не на чем! Арфы привезли из-за границы, однако никто не заинтересовался тем, чтобы их выкупить, все они уехали назад.

— Эта проблема, она не только об арфах — она касается и тех же роялей...

— ...да всего! И я понимаю тех студентов, для которых мечта — это выучиться здесь и сразу выехать за границу. В свое время мы так выехали — мое поколение. Но у нас не было выбора... Сейчас выпускники нашей школы работают и в Америке, и в Германии, и в Польше... Только Украина их не слышит, к сожалению. Я, например, лет 20 в Киеве не играла.

Кстати, о рояле. Играть на пианино я научилась еще в пять лет, и когда родители вели меня на прослушивание в школу, была уверена: буду пианисткой, виросту — в красивом платье буду играть на рояле, в большом светлом зале... Но в коридоре случайно увидела арфу и сказала: «Хочу это!» Так меня начали учить и как пианистку, и как арфистку.

— Что-то более дешевое и менее габаритное вы выбрать, конечно, не могли...

— Только премиум-класс! На самом деле сейчас очень популярны меньшие и более легкие — так называемые кельтские арфы...

...но джаз играют на всем, потому что это не музыкальный стиль, а состояние души. Обо мне, думаю, нельзя сказать: «Она исполняет на арфе джазовые стандарты». Я склоняюсь к мысли, что джаз — это импровизация, твое мироощущение, воплощенное в музыке. Недавно в Лондоне представляли новую программу, посвященную выдающимся деятелям в области джаза — Джону и Элис Колтрейн. Музыка чрезвычайно требовательна. К счастью, у меня и музыкантов из моего квартета сомнений не было — это шедевры современной музыки ХХ века. И они должны звучать вживую.

— Знаю, что вы играли на юбилее британской королевы Елизаветы ІІ...

— Да, было такое — в замке в Шотландии. Королевская семья Великобритании очень любит арфу..

Сложнее мне было подготовить выступление в Таиландском королевском дворе, где я исполняла произведения, написанные королем Таиланда Пумипоном и посвященные жене, королеве. Я делала аранжировку для арфы, однако не имела права изменить ни одной ноты! Все согласовывала с придворным композитором. Правда, потом он сказал мне, что был доволен моей работой.

«ДРУГОМ МОЕГО ОТЦА БЫЛ ВЯЧЕСЛАВ ЧОРНОВИЛ, КОТОРОГО ЗНАЛА И УВАЖАЛА ВСЯ МОЯ СЕМЬЯ»

— В родном Львове часто бываете?

— Не настолько, как хотелось бы, но бываю. Как можно не возвращаться домой?

Мой отец, Виталий Лазоркин, известный больше историкам — он является основоположником армии украинской. Семья со стороны отца была выслана в Сибирь, а с маминой стороны — в Германию. Но антисоветчики мы с деда-прадеда! А другом моего отца, уже во Львове, был покойный Вячеслав Чорновил, которого знала и уважала вся моя .

— Как думаете, если бы судьба Вячеслава Максимовича сложилась иначе и обошла его та авария...

— Это был бы шанс для Украины, потому что это, безусловно, был лидер. Однако, к сожалению, не бывает этих «если бы».

— Я слышала, что в 2014 году вы приезжали на Майдан...

— Да, была четыре дня, чтобы увидеть все своими глазами. Моя вся семья была на Майдане. A сестра Вита работала там в Мальтийской службе, и я взялась ей помогать. Услышанное, увиденное подтолкнуло записать интерпретацию для арфы «Пливе кача»...

— Да, и это очень впечатляющая работа!

— Три месяца после Майда во мне все болело: я знала, что запишу эту вещь, но не могла за это взяться. А затем как-то среди ночи села — и сыграла: прорвало все то, что я должна была сказать.

— Вы живете за границей, тем не менее не задаете вопросы типа: «Объясните, что у вас здесь происходит...»

— Мне, учитывая специфику моей семьи, не надо это объяснять: для меня война является войной, a благотворительность является благотворительностью. Поэтому я и в Лондоне принимала участие в акциях в поддержку Майдана, ходила на протесты к российскому посольству, когда началась война (кстати, в Россию я не езжу, да и не будет звать, вероятно, никто, потому что там мое лицо на всех камерах — среди протестующих), давала в Британии благотворительные концерты, где мы с коллегами собирали средства — для Украины...

— Не разочаровались?

— В чем? В Украине — нет. А что касается политиков украинских, то не хочу об этом даже говорить: больно.

«ДЛЯ РЕЛАКСАЦИИ СЛУШАЮ ТИШИНУ...»

— Говорят, что Европа уже устала от российско-украинской войны?

— Что-то подобное наблюдается. Мол, столько усилий мы приложили, в частности те, кто собирал, поддерживал, волонтерил и т. д., а где результат? Я сужу по акциям памяти в Британии. Первые годы это было масштабно, но с годами все меньше и меньше. В этом году мы только помолились и поставили свечи за Небесную Сотню. Хотя детям погибших и детским домам я продолжаю помогать. А небезразличные люди поддерживают меня в этом.

— Вы украинкой себя чувствуете или британкой?

— Европейкой. Потому что Украина не «идет в Европу», она всегда там была — территориально, ментально, культурно...

— ...и музыкально...

— Безусловно! Послушайте украинскую народную песню или барокковую музыку — и никаких сомнений не будет.

— Кстати, какую музыку слушаете вы для релаксации?

— Тишину! Когда возвращаюсь с гастролей и иду на йогу или пилатес, то прошу: «Пожалуйста, пусть на бекграунде ничего не звучит»... Тишина —  это тоже музыка. Нужно уметь ее слушать. Есть красивые слова в стихотворении «На видноколі» Григория Чубая: «...А вчуймо тишу, змучену і теплу, и упадім на землю спраглу ниць»...

Анна ШЕСТАК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ