Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Украина очень похожа на Швейцарию»

Органист Мартин Хайни – открытие для наших меломанов
18 июня, 2016 - 13:43
Фото Анастасии МУРАТОВОЙ

В интернете о музыканте написано, что он является церковным органистом храма св. Катарины в городке Хорв (Швейцария), победитель международного конкурса Й.С.Баха в Люцерне. Во время нашей беседы Мартин Хайни рассказал, как овладевает новыми инструментами, совмещает ежедневную работу в храме с преподаванием и концертированием, как зарабатывает на жизнь, оставшись «свободным художником».

Наша встреча состоялась в Киеве после триумфального выступления музыканта в Национальном доме органной и камерной музыки.

«ИМЕННО КУЛЬТУРА МОЖЕТ СДЕЛАТЬ ОЧЕНЬ МНОГОЕ ДЛЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ НАЦИЙ»

- В Швейцарии в последнее время есть большой интерес ко всему, что происходит в Украине. Собственно, присутствуют большие симпатии и солидарность с вашим народом, – рассказал Мартин ХАЙНИ. – В течение нескольких лет я поддерживаю творческие контакты с ужгородским хором «Кантус» под руководством Эмила Сокача. Они часто приезжают с концертами в Швейцарию, а я выступал в Ужгороде, мы вместе исполняли несколько произведений украинских композиторов. К тому же у меня очень хорошие отношения с компанией Коллегиум «Артес либералис» в лице Алексея и Елены Холодовых (они родом из Киева, но  проживают в Швейцарии). В каком-то смысле я смотрю на вашу страну их глазами.

- Вспомните, пожалуйста, свои впечатления от первого визита в Украину.

- Это было пять лет тому назад, я гастролировал в Ужгороде и Львове. Могу сказать, что до этого не знал об Украине вообще ничего. С такого культурного обмена и начался мой интерес к вашей стране.

Что наиболее интересно? Я увидел, что в Украине, с одной стороны, есть западные традиции – как, например, в Ужгороде и во Львове, где культура имеет много общего с западноевропейскими. С другой стороны, есть восточная культура, она несколько иная.

На мой взгляд, в этом смысле Украина очень похожа на Швейцарию, где сосуществует несколько больших культур: французская, итальянская, немецкая и сугубо швейцарская. Они все разные, а главная идея заключается в том, что когда эти культуры взаимодействуют, рождается новое качество, так сказать, «синтеза». Я убежден, что именно культура может сделать очень многое для объединения наций на почве сотрудничества.

- Мартин, что вы можете сказать о нашем «короле» инструментов, на котором вы играли в Николаевском костеле?

- Сначала имел возможность услышать этот орган во время предыдущего концерта. Потом «попробовал» инструмент во время репетиции. Очень радовался, поскольку орган имеет очень много разнообразных и разноцветных тембральных возможностей. К тому же инструмент механический, это позволяет музыканту показать разную технику игры.

Я считаю, что на этом органе (построенном в конце 1970-х чешской фирмой «Ригер-клосс» – В.М.) наилучшим образом звучит французская музыка симфонического масштаба.

Это какая-то своеобразная интрига, когда ты впервые пробуешь инструмент. Конечно, мне прислали все технические и тембрально-регистровые характеристики, так называемую спецификацию. Но когда подходишь впервые к живому инструменту, это совсем другое дело. Из описания инструмента я могу себе представить, какие произведения будут звучать на нем как можно лучше. А когда уже сажусь играть, будто «проверяю» свое предварительное «виденье». В данном случае все совпало.

- Вы играете музыку периода 17 ст. и до современной эпохи, а какие произведения ближе по душе?

- Мои музыкальные приоритеты – это разнообразие. Для органиста очень большое значение имеет инструмент, его возможности. Если бы мне пришлось выбирать из нескольких органов, бесспорно, я выбрал бы тот, который предоставит наибольшее пространство для исполнения разностилевой музыки. Для меня самое главное– творческий процесс. Было бы неинтересно сконцентрироваться на одном стиле.

Современный органист, в отличие от Иоганна Себастьяна Баха, который долгое время играл на одном органе, постоянно путешествует, и у него всегда под рукой другой инструмент. Поэтому органист – человек, который всегда стремится к открытиям.

БЕЗ БАХА ВСЕ БЫЛО БЫ ДРУГИМ

- Есть ли в вашем репертуаре произведения, написанные специально для вас?

- Да, пять–десять композиторов сотрудничают со мной.

- Расскажите, пожалуйста, о произведении Карла Рютти, которое вы играли в концерте «Музыкальный диалог» в Киеве?

- Карл Рютти – один из ведущих современных швейцарских композиторов. Он учился в Швейцарии и Великобритании, принадлежат к поколению шестидесятников – европейских «революционеров», которые увлекались рок-н-роллом и исповедовали стиль жизни хиппи. И это очень ощутимо в его музыке. Он имеет очень выразительный и свободный стиль, в нем совмещается все – от классических традиций к поп-музики и року. Это своеобразная полистилевая амальгама. Рютти удивляет и шокирует слушателя. В этом смысле он интересен не только молодым людям, но и специалистам-профессионалам.

Тема произведения под названием «Язык огня» – секвенция из григорианской монодии, которую поют на Троицу. Рютти будто изображает восхождение святого духа. Оно символизировано в языках пламени. Второй символ святого духа – голубь, третий герой – черный дрозд. Он олицетворяет автора: его бунтарский дух передан стилевыми характеристиками года.

- Прозвучали также шедевры Иоганна Себастьяна Баха, Георга Фридриха Генделя, а также Сезара Франка, Николаса Леменса, Теодора Дюбуа, Шарля Видора. Такая программа представляет вас как универсального органиста. Композиции Генделя и Франка – это настоящий подарок меломану.

- У меня был свободный выбор репертуара. Я рассуждал так: какой концерт органиста может быть без Баха? Я считаю, что вся музыка развивалась бы абсолютно иначе после 1750 года, если бы не было Иоганна Себастьяна Баха. Все музыкальное искусство было бы другим. Его влияние достигает всех стилей и жанров, вплоть до джаза. И так будет продолжаться дальше, потому что Баха обойти невозможно, все пути развития идут через его творчество.

Гендель был современником Баха. Концерт для органа, струнных и клавесина – фантастическое произведение, я был рад возможности играть его вместе с украинскими музыкантами ансамбля «Киев». О высоком уровне исполнительского мастерства ваших артистов у меня свое мнение, ведь был опыт выступлений вместе с Анной Нужей в Швейцарии. У нас сразу возникло взаимопонимание, она прекрасный музыкант.

В ШВЕЙЦАРИИ КОНЦЕРТАМИ МНОГО НЕ ЗАРАБОТАЕШЬ

- Расскажите, пожалуйста, о своей работе в храме?

- Уже 30 лет я работаю в храме св. Катарины в городе Хорв, который граничит с Люцерном. Там очень качественный 43-регистровый трехмануальный орган фирмы Голль и прекрасная акустика, потому в церкви часто производят записи CD.

Кроме ежедневной (пять раз в неделю) работы, пять раз в год я организовываю концерты. В программах – разностилевые произведения, могут «комбинироваться», например, орган с хором, с камерным ансамблем, с разными солистами. Два года тому назад в одном из концертов выступила известная аргентинская певица, исполнительница музыки барокко, Мария Кристина Кир. Произведения для органа и перкуссии составили программу под названием «Танго Органтино». Мы записали ее на компакт-диск.

- По-видимому, много времени забирает преподавание, не мешает ли оно творческой работе?

- Большинство моих учеников (а их в целом 45) учатся игре на фортепиано, есть несколько органистов. Иногда думаю, что нужно было бы меньше времени отдавать преподаванию, а больше концертировать. Но преподавать мне нравится. С другой стороны, это одна из прибыльных отраслей деятельности. Ведь в Швейцарии концертами много не заработаешь. Разве что ты – звезда мирового уровня. Иногда совмещать концертирование и преподавание тяжеловато, но возможно, если хорошо распланировать свое время. Конечно, свободного времени немного. Для меня главное – творческая свобода. В отличие от «штатных» музыкантов, я могу играть только то, что мне нравится, потому что не имею финансовой зависимости от каких-либо конъюнктурных запросов.

P.S. Столичную публику сегодня трудно удивить. Но организаторам международного проекта «Музыкальные диалоги: Швейцария – Украина» Анне Нуже, председателю ОО «Союз музыкантов Украины» и ее партнеру Алексу Холодову, президенту Коллегиума «Артес либералис» (Швейцария) это удалось. Концерт при участии известного органиста Мартина Хайни (Швейцария) и камерного ансамбля «Киев» (художественный руководитель – Анна Нужа) стал настоящим событием не только для меломанов, но и для специалистов. В чем секрет? В нескольких победных факторах, которые всегда являются залогом успеха. Прекрасный выбор программы – «от Баха до Рютти», перфектное исполнение, изысканная манера игры и профессионализм наивысшего сорта.

СПРАВКА «ДНЯ»

Мартин Хайни родился в Люцерне (Швейцария), музыкальное образование получил в академиях Люцерна и Орхуса (Дания). В 1992 году стал победителем Международного конкурса им. И.С.Баха (Люцерн). С 1995-го – музыкальный руководитель Церкви Св.Катарины в г. Хорв, организатор международных проектов. Имеет награды: «Культурная премия Хорва (2010), Золотая медаль Orgelbau Goll AG (2012). CD «Tongues of Fire» признан журналом «Граммофон» как «Выбор критиков 2012 года».

Виктория МУРАТОВА, специально для «Дня». Фото Анастасии МУРАТОВОЙ
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ