В интернете о музыканте написано, что он является церковным органистом храма св. Катарины в городке Хорв (Швейцария), победитель международного конкурса Й.С.Баха в Люцерне. Во время нашей беседы Мартин Хайни рассказал, как овладевает новыми инструментами, совмещает ежедневную работу в храме с преподаванием и концертированием, как зарабатывает на жизнь, оставшись «свободным художником».
Наша встреча состоялась в Киеве после триумфального выступления музыканта в Национальном доме органной и камерной музыки.
«ИМЕННО КУЛЬТУРА МОЖЕТ СДЕЛАТЬ ОЧЕНЬ МНОГОЕ ДЛЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ НАЦИЙ»
- В Швейцарии в последнее время есть большой интерес ко всему, что происходит в Украине. Собственно, присутствуют большие симпатии и солидарность с вашим народом, – рассказал Мартин ХАЙНИ. – В течение нескольких лет я поддерживаю творческие контакты с ужгородским хором «Кантус» под руководством Эмила Сокача. Они часто приезжают с концертами в Швейцарию, а я выступал в Ужгороде, мы вместе исполняли несколько произведений украинских композиторов. К тому же у меня очень хорошие отношения с компанией Коллегиум «Артес либералис» в лице Алексея и Елены Холодовых (они родом из Киева, но проживают в Швейцарии). В каком-то смысле я смотрю на вашу страну их глазами.
- Вспомните, пожалуйста, свои впечатления от первого визита в Украину.
- Это было пять лет тому назад, я гастролировал в Ужгороде и Львове. Могу сказать, что до этого не знал об Украине вообще ничего. С такого культурного обмена и начался мой интерес к вашей стране.
Что наиболее интересно? Я увидел, что в Украине, с одной стороны, есть западные традиции – как, например, в Ужгороде и во Львове, где культура имеет много общего с западноевропейскими. С другой стороны, есть восточная культура, она несколько иная.
На мой взгляд, в этом смысле Украина очень похожа на Швейцарию, где сосуществует несколько больших культур: французская, итальянская, немецкая и сугубо швейцарская. Они все разные, а главная идея заключается в том, что когда эти культуры взаимодействуют, рождается новое качество, так сказать, «синтеза». Я убежден, что именно культура может сделать очень многое для объединения наций на почве сотрудничества.
- Мартин, что вы можете сказать о нашем «короле» инструментов, на котором вы играли в Николаевском костеле?
- Сначала имел возможность услышать этот орган во время предыдущего концерта. Потом «попробовал» инструмент во время репетиции. Очень радовался, поскольку орган имеет очень много разнообразных и разноцветных тембральных возможностей. К тому же инструмент механический, это позволяет музыканту показать разную технику игры.
Я считаю, что на этом органе (построенном в конце 1970-х чешской фирмой «Ригер-клосс» – В.М.) наилучшим образом звучит французская музыка симфонического масштаба.
Это какая-то своеобразная интрига, когда ты впервые пробуешь инструмент. Конечно, мне прислали все технические и тембрально-регистровые характеристики, так называемую спецификацию. Но когда подходишь впервые к живому инструменту, это совсем другое дело. Из описания инструмента я могу себе представить, какие произведения будут звучать на нем как можно лучше. А когда уже сажусь играть, будто «проверяю» свое предварительное «виденье». В данном случае все совпало.
- Вы играете музыку периода 17 ст. и до современной эпохи, а какие произведения ближе по душе?
- Мои музыкальные приоритеты – это разнообразие. Для органиста очень большое значение имеет инструмент, его возможности. Если бы мне пришлось выбирать из нескольких органов, бесспорно, я выбрал бы тот, который предоставит наибольшее пространство для исполнения разностилевой музыки. Для меня самое главное– творческий процесс. Было бы неинтересно сконцентрироваться на одном стиле.
Современный органист, в отличие от Иоганна Себастьяна Баха, который долгое время играл на одном органе, постоянно путешествует, и у него всегда под рукой другой инструмент. Поэтому органист – человек, который всегда стремится к открытиям.
БЕЗ БАХА ВСЕ БЫЛО БЫ ДРУГИМ
- Есть ли в вашем репертуаре произведения, написанные специально для вас?
- Да, пять–десять композиторов сотрудничают со мной.
- Расскажите, пожалуйста, о произведении Карла Рютти, которое вы играли в концерте «Музыкальный диалог» в Киеве?
- Карл Рютти – один из ведущих современных швейцарских композиторов. Он учился в Швейцарии и Великобритании, принадлежат к поколению шестидесятников – европейских «революционеров», которые увлекались рок-н-роллом и исповедовали стиль жизни хиппи. И это очень ощутимо в его музыке. Он имеет очень выразительный и свободный стиль, в нем совмещается все – от классических традиций к поп-музики и року. Это своеобразная полистилевая амальгама. Рютти удивляет и шокирует слушателя. В этом смысле он интересен не только молодым людям, но и специалистам-профессионалам.
Тема произведения под названием «Язык огня» – секвенция из григорианской монодии, которую поют на Троицу. Рютти будто изображает восхождение святого духа. Оно символизировано в языках пламени. Второй символ святого духа – голубь, третий герой – черный дрозд. Он олицетворяет автора: его бунтарский дух передан стилевыми характеристиками года.
- Прозвучали также шедевры Иоганна Себастьяна Баха, Георга Фридриха Генделя, а также Сезара Франка, Николаса Леменса, Теодора Дюбуа, Шарля Видора. Такая программа представляет вас как универсального органиста. Композиции Генделя и Франка – это настоящий подарок меломану.
- У меня был свободный выбор репертуара. Я рассуждал так: какой концерт органиста может быть без Баха? Я считаю, что вся музыка развивалась бы абсолютно иначе после 1750 года, если бы не было Иоганна Себастьяна Баха. Все музыкальное искусство было бы другим. Его влияние достигает всех стилей и жанров, вплоть до джаза. И так будет продолжаться дальше, потому что Баха обойти невозможно, все пути развития идут через его творчество.
Гендель был современником Баха. Концерт для органа, струнных и клавесина – фантастическое произведение, я был рад возможности играть его вместе с украинскими музыкантами ансамбля «Киев». О высоком уровне исполнительского мастерства ваших артистов у меня свое мнение, ведь был опыт выступлений вместе с Анной Нужей в Швейцарии. У нас сразу возникло взаимопонимание, она прекрасный музыкант.
В ШВЕЙЦАРИИ КОНЦЕРТАМИ МНОГО НЕ ЗАРАБОТАЕШЬ
- Расскажите, пожалуйста, о своей работе в храме?
- Уже 30 лет я работаю в храме св. Катарины в городе Хорв, который граничит с Люцерном. Там очень качественный 43-регистровый трехмануальный орган фирмы Голль и прекрасная акустика, потому в церкви часто производят записи CD.
Кроме ежедневной (пять раз в неделю) работы, пять раз в год я организовываю концерты. В программах – разностилевые произведения, могут «комбинироваться», например, орган с хором, с камерным ансамблем, с разными солистами. Два года тому назад в одном из концертов выступила известная аргентинская певица, исполнительница музыки барокко, Мария Кристина Кир. Произведения для органа и перкуссии составили программу под названием «Танго Органтино». Мы записали ее на компакт-диск.
- По-видимому, много времени забирает преподавание, не мешает ли оно творческой работе?
- Большинство моих учеников (а их в целом 45) учатся игре на фортепиано, есть несколько органистов. Иногда думаю, что нужно было бы меньше времени отдавать преподаванию, а больше концертировать. Но преподавать мне нравится. С другой стороны, это одна из прибыльных отраслей деятельности. Ведь в Швейцарии концертами много не заработаешь. Разве что ты – звезда мирового уровня. Иногда совмещать концертирование и преподавание тяжеловато, но возможно, если хорошо распланировать свое время. Конечно, свободного времени немного. Для меня главное – творческая свобода. В отличие от «штатных» музыкантов, я могу играть только то, что мне нравится, потому что не имею финансовой зависимости от каких-либо конъюнктурных запросов.
P.S. Столичную публику сегодня трудно удивить. Но организаторам международного проекта «Музыкальные диалоги: Швейцария – Украина» Анне Нуже, председателю ОО «Союз музыкантов Украины» и ее партнеру Алексу Холодову, президенту Коллегиума «Артес либералис» (Швейцария) это удалось. Концерт при участии известного органиста Мартина Хайни (Швейцария) и камерного ансамбля «Киев» (художественный руководитель – Анна Нужа) стал настоящим событием не только для меломанов, но и для специалистов. В чем секрет? В нескольких победных факторах, которые всегда являются залогом успеха. Прекрасный выбор программы – «от Баха до Рютти», перфектное исполнение, изысканная манера игры и профессионализм наивысшего сорта.
СПРАВКА «ДНЯ»
Мартин Хайни родился в Люцерне (Швейцария), музыкальное образование получил в академиях Люцерна и Орхуса (Дания). В 1992 году стал победителем Международного конкурса им. И.С.Баха (Люцерн). С 1995-го – музыкальный руководитель Церкви Св.Катарины в г. Хорв, организатор международных проектов. Имеет награды: «Культурная премия Хорва (2010), Золотая медаль Orgelbau Goll AG (2012). CD «Tongues of Fire» признан журналом «Граммофон» как «Выбор критиков 2012 года».