Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Украинцы в Баварской опере

Почему, чтобы услышать наших звезд, нужно ехать за границу
16 ноября, 2017 - 10:43
ФОТО С САЙТА KURS.IF.UA

Большая радость и привкус грусти окутывают меня при воспоминаниях о двухдневном путешествии в Мюнхен на спектакли прославленой Баварской государственной оперы. Это путешествие имело двойную цель. Хотелось посмотреть премьеру «Свадьба Фигаро» Моцарта, воплощенную моим любимым режиссером Кристофом Лоем, постановки которого всегда увлекают оригинальными прочтениями произведений и глубиной проникновения в авторский замысел. К тому же здесь дебютировала в партии Сюзанны молодая украинская певица Ольга Кульчинская, воспитанница Национальной музыкальной академии Украины (класс Марии Стефюк). И услышать таких звезд, как Анатолий Кочерга и Михаил Дидык и замечательного маэстро Оксану Лынив...

ФЕЕРИЧНЫЙ ДЕБЮТ

Ольга Кульчинская начала свое стремительное восхождение на оперный Олимп с побед на международных соревнованиях, зачисления в состав Молодежной оперной программы Большого театра России, после чего уже через год стала солисткой этого театра и успешно выступила в главных партиях нескольких спектаклей. Москва оказалась трамплином, который быстро позволил перескочить на высокую ступень европейского оперного пространства. Победа на вокальном конкурсе в Барселоне открыла двери и к этой оперной сцене. Кульчицкую сразу заметили зарубежные импресарио. И вот уже она поет в Цюрихе. Следующая важная ступенька — Баварская государственная опера, которая считается одним из самых мощных и самых престижных оперных коллективов мира.

Несколько слов о самом моцартовском спектакле. Партнерами Ольги здесь стали известные опытные певцы. Это исполнитель многочисленных россиновских и моцартовских партий на разных мировых сценах итальянец Алекс Эспозито (Фигаро), выдающийся немецкий оперный и камерный певец Кристиан Герхахер (Граф Альмавива), итальянка Федерика Ломбарде с прекрасным голосом выразительного тембра и яркой внешностью (Графиня). Даже во второстепенных ролях выступили исполнители международного уровня. Это касается одного из ведущих россиновских басов-буффо Паоло Бордонья (Бартоло), а также шведского меццо-сопрано Анны Солье фон Оттер (Марселина). Нашей Ольге удалось проявить в действительно звездной роли Сюзанны яркие актерские и вокальные способности и не только не потеряться в блестящем интернациональном ансамбле, но и выразительно воплотить непростую режиссерскую задачу: игру в отношениях с Графом на грани между соблазнительным кокетством и пленяющей эротичной ауры, разлитой вокруг этого утонченного аристократа. Чары Эроса, которыми преисполненная музыка моцартовской оперы, витают в воздухе новой мюнхенской постановки. Их действие нарастает, подобно снежной лавине. Подготовка к финальной счастливой развязке идет в ускоренном темпе и постоянно тормозится все новыми преградами, осложнением интриги, сбоями настроенного ритма.

Разрастание водоворота событий подчеркнуто метафорическим приемом в сценографическом решении Иоганеса Лайекера (костюмы — Клаус Брунс, свет — Франк Евин). Все начинается с малого: маленького театрального портала на игровом занавесе, трех кукол-марионеток, которые демонстрируют участников любовного треугольника, нарушения этой кукольной иллюзии, когда из-под пола мини-театрика появляется огромная голова настоящего Фигаро. Театральные ассоциации подчеркнуты и в самих декорациях. Полупустое светлое помещение комнаты на проходе, отведенной Фигаро и Сюзанне, отмечено двумя низенькими дверями в левой стене и тем же увеличенным театральным порталом в роли окна, за которым видно нарисованный пейзаж. Маленькие двери — будто маленькая тайна, которая за ними скрывается. Но ее довольно быстро разгадывает Сюзанна и раскрывает Фигаро. На самом полу мы видим только большое кресло, которое впоследствии сработает как тайник, и неразобранные чемоданы.

Во второй части спектакля размеры всех деталей оформления, в том числе боковых дверей, увеличиваются, появляются многочисленные стулья как знак все новых преград, которые придется преодолевать героям. Наконец, в конце опять возникает гипертрофированная пустота, а вместо окна с пейзажем — нереально большие полузакрытые двери на переднем плане. Маленькая интрижка Графа вылилась в историю, которая стала настоящим переломным событием для всех участников. Никто из них не закончил этот безумный день таким же, каким его начинал. Сначала все в спектакле, в том числе музыкальный ее темпоритм, неслось на максимальной скорости. Греческий дирижер Константинос Харидис использовал подчеркнуто резкую артикуляцию, не менял темп при переходе от речитативов до арий, чтобы последние не останавливали активность действия...

Новая постановка «Свадьбы Фигаро» стала первой премьерой мюнхенского оперного сезона, который будет насыщенным яркими событиями. В этой постановке наша Ольга Кульчинская блестяще дебютировала на баварской сцене, чем мы можем гордиться. А огорчило меня только одно. Ее уже слышали и признали во многих европейских театрах, когда же ее услышат украинские поклонники оперы? И почему карьера прекрасной украинской певицы, рожденной в Ривном в музыкальной семье, воспитанной в стенах Института музыки им. Р. Глиэра (теоретическое отделение), а затем на вокальном факультете Национальной музыкальной академии Украины, начиналась не с Киева?

«ЛЕДИ» ЛЫНИВ И К°

Второй, однако никоим образом не второстепенной целью моего короткого пребывания в Мюнхене было желание еще раз насладиться выдающейся постановкой оперы Дмитрия Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда», которую я впервые увидела летом во время ежегодного фестиваля Баварской оперы. Однако в этот раз спектаклем дирижировала наша несравненная звезда, и теперь — можно с уверенностью сказать — любимца мюнхенской публики Оксана Лынив (на фото). Когда по завершению поражающего масштабного зрелища эта изысканная хрупкая юная женщина вышла на поклоны, неистовые овации зала превысили уровень всех предыдущих громких приветствий выдающихся исполнителей спектакля. Среди последних также были наши соотечественники Анатолий Кочерга и Михаил Дидык, которые давно работают в Европе, а в опере Шостаковича выступили в заглавных партиях Бориса Тимофеевича и Сергея.

Этот памятный вечер стал для Оксаны Лынив прощанием с Мюнхеном, городом, в котором в течение насыщенных трудом и художественными событиями четырех лет она смогла достойно проявить себя как ассистент музыкального руководителя Баварской оперы, всемирно известного дирижера Кирилла Петренко, осуществить ряд самостоятельных постановок, организовать фестиваль украинской музыки и одновременно выступать и осуществлять постановки в других городах и странах. Невзирая на все уже достигнутое, принять сложную оперу Шостаковича из рук Кирилла Петренко — означало для молодого дирижера серьезное испытание. И Оксана вышла из этого творческого экзамена победительницей. Она покорила зал темпераментом, зажигательной энергией, умением как волевой стратег руководить многомерным организмом произведения, достигая гибкого взаимодействия насыщенной оркестровой звучности с голосами солистов, выступлениями хора, сложными и динамическими массовыми эпизодами. Удалось ей выразительно подчеркнуть мгновенные переключения из стремительных лихорадящих ритмов, которые фиксировали шумную внешнюю атмосферу оперы, до проницательных инструментальных соло и вокальных реплик, моментов тишины, связанных с внутренним психологическим состоянием главной героини, а также с философско-обобщенным отпечатком событий. Особенно запомнились в этом плане исповедальные монологи Екатерины в талантливом исполнении немецкой певицы Ани Кампе.

Уже на следующий день после триумфальной мюнхенской «Леди Макбет Мценского уезда» Оксану Лынив ожидал австрийский Грац и оперный театр города, должность главного музыкального руководителя, которую она добыла в конкурентной борьбе. Впереди постановка в Граце «Евгения Онегина», интересные планы на ближайшие сезоны, а также проведение летом во Львове второго Фестиваля, посвященного фигуре и музыкальному наследию многолетнего львовянина, сына Моцарта Ксаверия Моцарта, творчество которого возрождается из забвения.

Оксана — настоящая патриотка Украины. Она верит в то, что украинская музыка достойна того, чтобы о ней узнал мир, а произведениям выдающихся украинских композиторов аплодировали слушатели разных стран. Она всячески поддерживает молодых украинских музыкантов, для которых ее пример является образцом того, как реализовать свой талант и у себя на родине, и в условиях современных европейских реалий.

Приятно отметить, что имя Оксаны Лынив есть среди номинантов на высшую награду Украины — Шевченковскую премию. Воспитанница львовской дирижерской школы, Оксана начинала свой путь в Театре оперы и балета в Одессе. Прекрасно, что этот театр ее любит и помнит, приглашает к сотрудничеству. Так стоило бы поступать другим украинским коллективам. Стоит и власти заботиться о том, чтобы украинские таланты не разлетались по миру, исчезая из родного горизонта на долгие годы или даже и навсегда. Досадно мне было слышать летом в Мюнхене такой ответ на вопрос, обращенный к известному тенору Михаилу Дидыку, когда и где его можно услышать в Украине: «В Украине я не пою. Приезжайте в Вену на премьеру «Игрока» Прокофьева, увидите меня в главной партии»...

Марина ЧЕРКАШИНА-ГУБАРЕНКО, музыковед, Мюнхен — Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ