Неповторимость Иосифа Гошуляка, обладателя прекрасного баса-баритона бархатной окраски, заключается в том, что он — высокообразованный оперный певец — большую часть своей творческой жизни (художнику в прошлом году исполнилось 85 лет) прожил в Торонто (Канада), исполняет произведения украинской классики.
Иосиф Гошуляк родился 7 октября 1922 года в с. Палашивка на Тернопольщине. С раннего детства он ощущал большую тягу к музыке (этому способствовали и семейные певческие традиции, и ближайшее окружение), поэтому решение юноши стать певцом мало кого удивило во многодетной сельской семье. Этапы становления его в нелегкие времена (бушевала Вторая мировая война) не выделялись чем-то особенным: пел в церковных и просветительских хорах, учился в Чертковской гимназии, духовной семинарии, работал сельским учителем и тому подобное. Оказавшись в военные годы в Германии, даже при неблагоприятных обстоятельствах юноша берет уроки пения у известного украинского певца Д. Иохи-Березенца, а потом в Голландии знакомится с другим выдающимся украинцем, дирижером и музыковедом Мирославом Антоновичем, с которым Гошуляк не порывал дружеских связей до конца. В Голландии Иосиф совершенствовал свое вокальное искусство в Королевской академии. Но обстоятельства жизни заставляют его вместе с семьей в 1950 году переехать в Канаду. Там он продолжает обучение уже в консерватории Торонто и свой путь в высокое искусство. Его голос, который музыкальные критики впоследствии будут характеризовать исключительно «ласковыми» и «приятными» эпитетами, понадобился в Торонтской опере: в 1954 году в опере «Отелло» Дж. Верди состоялся его дебют. Любознательный и неугомонный (Гошуляк овладевает еще одной профессией библиографа, что в будущем ему в значительной степени пригодилось из материальных соображений) певец изучает ряд сложных оперных партий в произведениях Дж. Россини, П. Чайковского, Д. Пучини, М. Аркаса, Г. Майбороды и др. Он выступает в партнерстве со многими известными певцами, среди них: Мерилен Горн, Джон Викерс, Луи Килико, Тереса Стратас, Мария Кира, также дирижеры — Лев Туркевич, Эрнесто Барбини, пианист Лео Баркин и др. Постепенно Иосиф Гошуляк занимает почетное место в творческой элите Торонто. Незабываемыми стали его выступления в Канаде и США в составе знаменитой капеллы бандуристов под руководством славного Григория Китастого.
Для певца наиболее плодотворными становятся 1950—1960 года. Именно в это время Гошуляк, не ограничиваясь оперным репертуаром (освоил более 20 ведущих оперных партий мировой музыки на пяти языках), активно включается в украинскую творческо-общественную жизнь Канады и США. Кроме постановок украинских опер, к которым он привлекается вместе с композитором Зиновием Лавришиным, охватывает огромный репертуар украинской музыки. Забегая вперед, отмечу, что Иосиф Гошуляк овладел объемной песенной Шевченкианой и Франконианой. В его репертуаре были произведения М. Лысенко, С. Людкевича, В. Барвинского, М. Вериковского, М. Фоменко, О. Бобикевича, А. Кос-Анатольского и других. Совместно с мастерскими обработками украинских народных песен, соло и романсы в исполнении И. Гошуляка стали духовной «пищей», которой питались наши земляки вдали от Родины — в Аргентине, Австрии, Бразилии, Великобритании, Германии.
Некоторые почитатели творчества певца спросят, гастролировал ли Иосиф Гошуляк во все перечисленные и другие страны? Нет! Как писал профессор Богдан Гнидь из Киева, «не имел И. Гошуляк на чужбине условий для творческого самовыражения». Свои скромные заработки певец «пустил» на то, чтобы делать записи на грампластинках, аудиокассетах, а позже — на CD. И пластинки Гошуляка разошлись по всему миру. Кроме оперных арий на них записаны сольные выступления и романсы на слова Т. Шевченко, народные песни и думы...
Вообще жизнь певца просится для интересного и детального описания в какой-то саге. Иосиф Гошуляк пытался поддерживать тесные творческие отношения с выдающимися украинцами диаспоры (многие из этих имен были запрещены в бывшем СССР). Он переписывался с Уласом Самчуком, Игорем Качуровским, Валерианом Ревуцким, Юрием Стефаником, Иосифом Гирняком, Александром Пулюем, Григорием Костюком, Григорием Китастым, Василием Витвицким, Теодором Терен-Юськовым, Михаилом Голинским, Мирославом Скала-Старицким и другими.
В 1995 году во Львовском издательстве «Каменяр» выходит книга И. Гошуляка «И свого не цурайтесь». Это воспоминания, статьи о разных страницах жизни и деятельности певца, переписка с писателями, композиторами, коллегами, дирижерами, единомышленниками и приятелями, т.е. своеобразная антология творчески-гуманитарного духа, где освещается картина украинской жизни в чужих краях...
На протяжении десятков лет сложился у нас стереотип о пребывании украинцев за океаном, что живут они беззаботно, безоблачно и богато... В чем не было дефицита у наших земляков за границей — это в свободе. Все остальное — тоска по Родине, тяжелый труд, поиск своего места под солнцем — реалии.
Иосиф Гошуляк никогда не порывал связей с Украиной. Сначала — мысленно и посредством певческого искусства, потом стремился побывать в родном краю. Мечта осуществилась в 1980 году: впервые после длительного перерыва он посетил Украину (тогда — УССР). Концерты певца состоялись в Тернополе, Львове и Киеве. В столичной Филармонии. Гошуляк выступал совместно с известной певицей Галиной Туфтиной, этот концерт вызвал значительный резонанс в творческих кругах. Восторженно писал музыковед из Днепропетровска Андрей Тулянцев: «Искусство канадского баса пленило слушателей художественным совершенством, оригинальностью и смелостью музыкальных интерпретаций камерных произведений, безупречным вкусом при подборе репертуара, безошибочной интуицией». Такие редко исполняемые в то время произведения, как «Гетьмани», «Молітесь, братія, молітесь» Лысенко, «Монах» Верикивского потрясли воображение публики. Казалось бы, что перед певцом открываются широкие перспективы: выступать в родном краю не только с камерными произведениями, но и в опере. И здесь певцу поступило «предложение» — организовать следующие гастроли по Украине, а взамен просили Иосифа выполнять в Канаде определенные «услуги» нетворческого характера. Гошуляк категорически отказался, и это пресекло его мечты. После возвращения в Канаду некоторые «радикал-патриоты» организовали против певца целую кампанию, забрасывая обвинение, что он «пел для коммунистов»... После того как распалась Советская империя и пришли новые времена вокалист опять стал выступать в Украине. С 90-х годов Иосиф Гошуляк часто бывает с концертами, творческими встречами в Черткове, Тернополе, Стрые, Дрогобыче, Львове, Черновцах, Его захватывает издательское дело: он издает два сборника («Пісні, думи та романси з репертуару Йосипа Гошуляка»; творческий фотоальбом «Йосип Гошуляк: Миті життя»). К 85-летнему юбилею отделение НТШ в Торонто наградило певца золотой медалью имени Т. Шевченко. Почтенные года не изменили его жизненных принципов, образ мышления.