Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Украинская женщина, наделенная властью и силой»

Сусанна Чахоян чаще выступает за границей, чем в Национальной опере Украины
2 марта, 2006 - 19:11
СЦЕНА ИЗ ОПЕРЫ «ВОЛШЕБНАЯ ФЛЕЙТА»: ПАПАЧЕНО (АНДРЕЙ ТРЕГУБЕНКО) И ПАМИНА (СУСАННА ЧАХОЯН) / ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО / «День» ПЕВИЦА ИМЕЕТ ЛИРИКО-КОЛОРАТУРНОЕ СОПРАНО. ДЛЯ ТАКОГО ГОЛОСА В РЕПЕРТУАРЕ СТОЛИЧНОЙ ОПЕРЫ ПОЧТИ НЕТ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА ПЕВИЦЫ

Сегодня почитатели оперы переживают не лучшие времена. Если в США выходит журнал «Новости оперы», где можно узнать и обо всех выдающихся мировых оперных постановках, и о DVD и компакт-дисках, на которых хранится искусство самых прославленных звезд, а у российских меломанов есть журнал «Афиша», где рассказывается и об оперных фестивалях, и о певцах — своих и заезжих, то у нас об этом можно только мечтать. Видеокассеты с мировыми операми днем с огнем не найдешь. Это же касается радио и телезаписей оперных шедевров. В Национальной опере Украины выпускают одну-две премьеры за сезон. А в афишу посмотришь — грустно становится: из года в год, из десятилетия в десятилетие — то же самое. Вот и приходится довольствоваться рассказами наших востребованных на Западе артистов о том, как там у них, в Европе или Америке уважают оперный жанр, который уже свыше 400 лет удивляет мир, смотреть на фото сцены из постановок, сделанных усилиями интернациональных по составу творческих коллективов. А если повезет, можно и посмотреть привезенное из-за границы любительское видео с записью всего спектакля и пожалеть, что все это сделано, как говорится, не специально для нас, а специально для них. Недавно в таком международном проекте участвовала солистка Национальной оперы Украины Сусанна Чахоян.

— Более трех лет я участвую в Шаляпинском фестивале (Казань), который имеет старую традицию: на него приглашают со всего мира певцов, режиссеров, дирижеров, — рассказала С. Чахоян. — В этом году фестиваль прошел в 24-й раз и начинался в честь 250-летия со дня рождения Моцарта оперой «Волшебная флейта».

— Ваш педагог, Евгения Семеновна Мирошниченко, в свое время в этой опере была непревзойденной Царицей Ночи. Киевские меломаны помнят эту постановку на сцене Национальной оперы Украины. Вы, по-видимому, также мечтали спеть эту чрезвычайно сложную партию, где только в одной «арии гнева» нужно взять четыре ноты «фа» третьей октавы!

— Именно с таким намерением я и отправилась в Казань на прослушивание. Поскольку я очень волновалась, то решила петь не арию Царицы Ночи, а арию Памины, просто чтобы «разогреться» и успокоиться. Когда закончила пение, услышала из зала аплодисменты и крики «браво». Все, кто был в зале, вскочили с мест и начали что-то обсуждать. А продюсер и дирижер сказали: «Вот и есть Памина. Вы будете петь в первом составе». Они увидели во мне тот образ, который искали... Постановка сделана, как яркое шоу-фантазия. Более пятидесяти раз меняли декорации. Когда я смотрела это представление из зрительного зала, поймала себя на том, что трудно сосредоточиться на восприятии музыки, потому что все время хотелось рассматривать декорации и костюмы, наблюдать за действием. Организаторы фестиваля пригласили режиссера из Южно-Африканской Республики — Эндрю Ботта, он же и художник, а дирижера из Швеции — Мику Айшенхольца. Состав солистов тоже был интернационален. Манолито Марио Франц из Австрии, работающий в Мюнхене, был моим любимым принцем Тамино. Жрец Зорастро — певец из Болгарии Петар Найденов, Царица Ночи — родом из Казани — Альбина Шагимуратова, которая поет в Москве. Следует отметить, что на репетиции и во время представления царила очень благожелательная атмосфера среди коллег. Все мы помогали друг другу.

— Сусанна, как вам работалось над образом Памины, дочери Царицы Ночи? — Было интересно работать. Эта опера — очень загадочная. Потому что осталось тайной, кто же является отцом Памины? Для чего появилась волшебная флейта? Что олицетворяет золотая пуля, которую похитила в свое время Царица Ночи и которая стала поводом для войны между силами добра и зла.

— Как восприняла критика вас в этом образе?

— Очень своеобразно. На волне популярности в мире наших политических деятелей возникли определенные ассоциации... Памина — это женщина-лидер, которая наделена особыми полномочиями. Она помогла Тамино пройти через все испытания и попасть в круг избранных. Поэтому о моей героине писали, что это украинская женщина, которая наделена властью и силой.

— Скажите, а вам присущи такие черты украинских женщин, как свободолюбие, стремление быть лидером?

— Да. Хотя в моих жилах течет также и армянская кровь, но украинские культура и менталитет, считаю, в большей степени повлияли на меня.

— Дружите ли вы с представителями армянской общины?

— Они часто приглашают меня для участия в своих акциях. Мечтаю, что как-то с помощью армянской диаспоры мне посчастливится попасть в Армению, где я никогда не была, о чем очень жалею... Как-то, когда я выступала на сцене амстердамского «Концертгебау», ко мне подошли армяне и подарили статуэтку Мадонны с младенцем из черного хрусталя. Они увидели мою фамилию на афише и специально приехали из-под Амстердама послушать «армянку из Украины» в опере «Искатели жемчуга» Жоржа Бизе в постановке Казанского театра.

— Это еще одна прекрасная опера, которая не идет в Киеве. А как же ваша мечта спеть Царицу Ночи?

— Я подготовила эту партию в Казани и может еще как- то исполню ее на сцене Национальной оперы Украины и посвящу эту работу своему прославленному педагогу Евгении Мирошниченко.

— Кстати, какие были у вас отношения с Евгенией Семеновной? Говорят, что она довольно строгая в классе, иногда может и ударить ученицу...

— Было и такое. И я плакала на уроках. Но все это не стоит того, чтобы об этом говорить. Так же, как принц Тамино в опере «Волшебная флейта» проходит определенные испытания, каждый творческий человек должен пройти определенные этапы в жизни: узнать, что такое слезы, обиды, и, несмотря ни на что, найти в себе силы, чтобы пройти через все это и понять, что же является самым важным. А самое важное — это получить хорошее образование, стать мастером. О Евгении Семеновне могу сказать, что она любит нас, своих учениц, как мать и это — главное.

— В Национальной опере огромный штат солистов, и это приводит к тому, что певцы месяцами стоят в очереди, чтобы спеть на родной сцене. А поэтому почитают за счастье, когда их вызывают на спектакль на замену заболевшего артиста. Скажите, как дела с открытием Малой оперы, о которой так много говорила Евгения Мирошниченко?

— Разрешение на открытие театра уже есть. Но проблема связана с тем, что отведено для него здание Клуба трамвайщиков, на Лукьяновке, по причине отсутствия средств еще не отреставрированное. Малая опера откроется в следующем году. Я надеюсь, что когда театр начнет работать, то и я буду петь на его сцене.

— Вы — лауреат многочисленных международных конкурсов. Вас приглашают участвовать в международных проектах, для которых вы специально готовите партии, которые в родных пенатах не поете. Почему на сцене Национальной оперы вы появляетесь очень редко?

— То, что не могу пополнять свой творческий багаж здесь, на родной сцене — большая проблема. В основе репертуара нашего театра — оперы Верди и Пуччини, требующие сильных драматических голосов. У нас есть немало певиц с такими голосами, и они могут прекрасно реализовать себя в театре. А подвижным лирико- колоратурным сопрано, как у меня, — петь практически нечего.

— Например, у знаменитой певицы Виктории Лукьянец, которая сейчас живет в Вене, в репертуаре семь партий сопрано из опер Доницетти. Почему бы не поставить у нас такие прекрасные спектакли этого выдающегося итальянского композитора, как та же «Дочь полка», «Любовный напиток»? Или ту же «Волшебную флейту» Моцарта? — Певец не может «простаивать» или терять форму, пока дождется новых партий. У дирекции есть свои планы. Иногда они совпадают с моими, а иногда — нет. Поэтому я ищу любую возможность петь. Недавно дала сольный концерт в Национальной филармонии вместе с Оркестром народных инструментов под управлением Виктора Гуцало, где исполняла украинскую вокальную музыку.

— Расскажите о вашем участии в знаменитом «Венском бале» в Национальной опере. Количество певцов, удостоенных чести участвовать в этой акции, было очень ограничено. А потом вы выступали на бале-маскараде в Октябрьском дворце.

— Очень хорошо, что в Украине возрождается эта красивая традиция. В Национальной опере я пела музыку из популярных оперетт: куплеты Адели из «Летучей мыши» Иоганна Штрауса и песню Джудиты из одноименной оперетты Франца Легара. А на бале-маскараде я исполняла вместе с оркестром народных инструментов Виктора Гуцало «Днепровский вальс», с радиооркестром под управлением Владимира Шейко «Сказки Венского леса» и арию Олимпии из оперетты Жана Оффенбаха «Сказки Гофмана». По сценарию ведущие предлагали вниманию публики диковинку — фарфоровую куклу, которая вышла из шкатулки, стоящей на сцене, и я спела куплеты куклы Олимпии, в образе марионетки...

Мне понравилась праздничная атмосфера вечеров: когда выступления артистов продолжались танцами гостей бала, можно было пообщаться с очень разными интересными людьми. Насколько я знаю, организаторы собираются проводить балы регулярно. Ближайший состоится уже весной. На «Венский бал» меня лично пригласил посол Австрии в Украине Михаэль Миисс. Кстати, после того, как я получила три премии на конкурсе Бельведер в Вене в 2005 году, обо мне узнали в Австрийском посольстве, и его сотрудники стали моими постоянными слушателями. Вы знаете, когда я пела на балу куплеты Адели, увидела господина посла среди стоящих в первых рядах и решила обратиться в песне непосредственно к нему. Он любезно вышел на подиум и подыграл мне. Для участия в бале мне подарили два платья от французского кутюрье Карена Бабаяна, которые были изготовлены специально для меня. Кстати, в Национальной опере только однажды для меня специально сшили платье на премьеру оперы «Ромео и Джульетта» Шарля Гуно. А обычно нам, артистам, приходится выступать в, так сказать, общей одежде, которую нужно подгонять по своей фигуре.

— Это случайность, что украинской певице армянского происхождения платья для бала сшил француз армянского происхождения?

— Не совсем. Мы познакомились на концерте в Национальной опере, посвященном 90-летию геноцида армян. Тогда армянская диаспора попросила Карена Бабаяна сшить мне платье. С тех пор мы подружились. Несмотря на свою молодость, Карен имеет свой индивидуальный стиль. Его коллекция, которая была показана на «Венском бале» и посвящена теме роз, меня очень поразила. Я тогда завершила показ, как финальная модель.

Кстати, в Октябрьском дворце бал-маскарад проходил более демократично. Цветы стоили намного дешевле. А поэтому даже студенты могли их купить. (О Венском бале и бале- маскараде «День» писал в своих репортажах в №195 за 2005 г. и в №27 за этот год). Мне кажется, что балы — это еще один случай ввести в украинский быт европейские традиции. Они способствуют улучшению отношений между мужчинами и женщинами, возвышенность и романтические отношения на балах потом переходят в повседневную жизнь.

— Сусанна, как случилось, что вы — красавица и до сих пор еще не замужем?

— Во-первых, я еще молодая... А во-вторых, по-видимому, мужчины воспринимают артисток такими, какими они предстают на сцене: величественными и недоступными графинями, царевнами, а поэтому боятся даже приблизиться. Есть и такой момент. Но настоящие мужчины, которые не боятся препятствий, еще существуют, и они есть в моем окружении. Я верю, что свою судьбу еще найду.

Людмила КУЧЕРЕНКО, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ