Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Украинские премьеры Вольфганга Боттенберга

Форум VIVAT ACADEMIA познакомил киевлян с творчеством самобытного мастера из Канады
2 октября, 2013 - 09:46
ВОЛЬФГАНГ БОТТЕНБЕРГ

В рамках Гранд-фестиваля VIVAT ACADEMIA, который продлится до 20 декабря по случаю 100-летия со дня основания главного музыкального заведения страны — Национальной музыкальной академии им. П. Чайковского, — состоялся интересный вечер, подаривший общение с известным на американском континенте, однако абсолютно не известным в нашей стране композитором, профессором Вольфгангом Боттенбергом (Монреаль, Канада). Эта встреча стала возможной благодаря инициативе известного украинского композитора Александра Яковчука, который уже свыше полутора десятков лет дружит с мастером и решил представить его творчество своим соотечественникам.

Вольфганг Боттенберг — канадский композитор немецкого происхождения. Он родился 1930 года во Франкфурте-на-Майне и свои музыкальные студии начал достаточно поздно: в возрасте 28 лет, после эмиграции в Канаду. Именно там получил степень бакалавра музыки в Университете Альберты, а попытки усовершенствовать знания по композиции привели его в Цинциннати (Огайо, США), где он занимался у Скотта Хьюстона и Поля Купера. После получения степени магистра музыки (1962) и защиты диссертации (1970) Вольфганг Боттенберг начинает свою активную творческую жизнь, реализовывая себя не только в композиции, но и в педагогике, исполнительской, музыковедческой науке. После многолетнего преподавания в Университете Акадия (Вольфиль, Канада), с 1973 г. композитор связал судьбу с известным учебным заведением — Университетом Конкордия (Монреаль). Там он стал основателем и многолетним руководителем Ансамбля старинной музыки, играя на старинном инструменте виола да гамба, предшественнике современной виолончели. В результате практического исполнительского опыта в ансамбле появился его весомый научный труд о педагогической ценности прочтения средневековой и ренессансной музыки в оригинальной мензуральной нотации, который увидела мир в 1983 году. Кроме того, ему принадлежит пальма первенства в мире относительно открытия музыкального наследия выдающегося немецкого философа 20 века Фридриха Ницше. По инициативе Боттенберга в 1993 году был выпущен альбом из двух CD, где записано полное собрание музыкальных произведений Ницше.

В собственной наработке Вольфганга Боттенберга — около сотни композиций разных жанров, включая оперу и большие произведения с участием хора и оркестра, а также небольшие сольные инструментальные пьесы. Эстетические взгляды мастера основаны на идее о том, что вся музыка происходит от певческого опыта человечества. Поэтому он очень благосклонен в своей стилистике к григорианскому хоралу и полифонии барокковой эпохи, отдавая тем самым дань тенденции ретроспективизму. Собственно, ее ярко продемонстрировали камерно-ансамблевые произведения с участием фортепиано, из которых состояла программа концерта. В частности прозвучали: Соната для скрипки и фортепиано (2002), где упор на традиционный трехчастный цикл совмещался с прозрачностью фактурного и тонального мышления; Сюита для скрипки, виолончели и фортепиано (1998), где автор, отталкиваясь от старинных названий частей — Прелюдия, Бурре, Кантилена, Токката — переосмысливает музыку отдаленной эпохи современным взглядом; фортепианное трио in D (2001), которое продемонстрировало приверженность автора не только музыке барокко, но и романтизму сквозь призму художественных образов Роберта Шумана и Иоганнеса Брамса; «Иллюминации» для виолончели и фортепиано (1997, вторая редакция 2006) — достаточно провокационное произведение, непростое для восприятия в результате применения политональности, его три части имеют названия старинных инструментальных жанров — Прелюдия, Партита, Токката. Во второй части произведения музыкальный материал основан на теме средневекового рождественского антифона в честь Божьей матери «Alma redemptoris mater», звучит в нескольких вариациях.

Прозвучавшие произведения впервые в Украине представляли наработку в части камерно-инструментальной музыки современного канадского композитора Вольфганга Боттенберга, который лично присутствовал на концерте и искренне приветствовал мастеров-исполнителей: старшего преподавателя кафедры камерного ансамбля НМАУ Надежду Яковчук (фортепиано), лауреатов международных конкурсов Кирилла Шарапова (скрипка) и Александра Госачинского (виолончель).

Ольга КУШНИРУК, кандидат искусствоведения
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ