Этот львовский художник — фигура известная и высоко оцененная не только в Украине, но и в Европе, и на американском континенте. В лице Ивана Остафийчука имеем тип современного мастера — интеллектуалиста и философа, который умеет выразить свою жизненную и творческую позицию в изысканной артистической форме. Суггестивная сила и своеобразие творческого высказывания этого художника заключается в его глубинном укоренении в жизнь, историю и культуру украинского этноса.
Тематику и вдохновение для своего искусства Иван Остафийчук черпает из реалий родной ему земли на покутском Подкарпатье, где он родился в селе Тростянец (1940 г.) и провел детство и юность. Отсюда вынес обстоятельное знание жизни и быта своего народа, сердцем познал его душу, ментальность и «вышний» мир его идеалов, метафизических представлений, традиций и обычаев. Несмотря на это, в произведениях И. Остафийчука не найдем и тени поверхностного этнографизма. Это художник-интеллектуалист, который охватывает в своем творческом мировоззрении широкие горизонты современных цивилизационных процессов и мировых художественных явлений. Способность остро чувствовать и реагировать на новые духовно-мировоззренческие веяния современности совмещается в нем с глубоким пониманием духа украинской национальной культуры. Все это наложилось на уникальный характер творческого самовыражения И. Остафийчука.
И еще один немаловажный факт: как художник, Иван Остафийчук сформировался в специфической общественно-культурной атмосфере города Львова во времена короткой «хрущевской» оттепели 1960-х. Художественный Львов того времени с его безудержной тягой к национальным источникам и одновременно к поискам новых, созвучных духу времени, формально-пластичных решений — этот Львов, с его выразительно прозападными творческими ориентациями, воспитал в лице Ивана Остафийчука не только национально сознательного художника, но и тонкого эстета, вооруженного высокой культурой графического и малярного языка.
Художник получил редкий дар колориста, требовательный вкус и философский склад ума, который позволяет ему видеть мир с позиции вечных, вневременных правд и ценностей человеческого сердца.
Эти и другие размышления приходят на ум, когда просматриваешь посвященное творчеству Ивана Васильевича новое издание (Марьян Бесага «Іван Остафійчук. Джерела творчості. Альбом-монографія», киевское издательство «Майстер-Принт».) Прежде всего бросается в глаза выполненный с большим художественным тактом и любовью дизайн этой книги, которая является творческой работой Михаила Царика. Книга насчитывает 287 страниц, напечатанных на плотной меловой бумаге, и представляет собой четко структурированную целость, разделенную на несколько разделов. Открывает книгу текстовая часть с анализом произведений Ивана Остафийчука. Ее автором является кандидат искусствоведения Марьян Бесага — доцент кафедры живописи и кафедры менеджмента Львовской Национальной академии искусств. Далее, после короткого просмотра основных публикаций о художнике, начинается собственно альбомная часть книги, которая состоит из большого раздела «Графіка» (свыше 150 черно-белых и цветных репродукций) и раздела «Малярство», в который вошло более 80 цветных репродукций. Завершает книгу интересный раздел с архивными материалами, которые являются ценным приложением к творческой биографии художника. Это 50 фотографий, дипломные отличия, развертки и афиши отечественных и зарубежных выставок И.В. Остафийчука. Среди них особо выделены два высоких отличия мастера — Золотая медаль ІХ международной биеннале графики в Брно в 1980 году и Национальная премия имени Тараса Шевченко за 2007 год.
Роскошно репродуцированные произведения в альбомной части книги дают достаточно представления об основных этапах и рубежах творческих исканий художника: от его первых, монументальных в своем лаконичном, стилизованном языке линогравюр 1960 годов («Аркан», 1965 г., «Музыки», 1968 г., серия линоритов на тему новелл В. Стефаника, 1969 г.) до графических листов 1970 гг., выполненных в разнообразных техниках: цветной литографии («Танец жизни», 1971 г., «Приход великанов, 1971 г.), офорта (серия на тему легенды о Довбуше, 1973 г.); меццо-тинто (серия «Дилемма», 1975 г.), рисунки тушью (серия «Летние впечатлении»») и, наконец, — серия волшебных цветных эстампов по мотивам украинских народных песен, выполненная в авторской комбинированной технике («Ой, за гаєм, гаєм», 1978 р., «Ой, зійди, зійди, ясен місяцю», 1978 г. и другие). За эти произведения в 1980 г. художник получил Золотую медаль на биенналє графики в Брно.
В 1980-х резко меняется графический почерк Ивана Васильлвича, приближаясь к характеру его тогдашнего живописного языка. Произведения, выполненные кистью и тушью или же в технике цветного линорита, приобретают выразительные черты зрелого экспрессионизма художника. Преисполненные драматичного напряжения и недосказанности они словно призывают зрителя к активному творческому диалогу. Среди них — пастели «Я думаю», 1983 г., «Осень в Карпатах», 1985 г., серия цветных и черно-белых линоритов на тему поэзий Лины Костенко («Душа тисячоліть шукає себе в слові», 1986 г.), на слова Т. Шевченко («Згадайте, братія моя», 1987 р., «За байраком байрак», 1987 г.) и композиции по мотивам гуцульской демонологии («Мольфар», «Лісні-лісниці», 2010 г.).
В 1980-х взрывается темперамент Ивана Остафийчука — живописца. Его живописные полотна поражают своей экспрессией, экстатическим напряжением чувств, выраженных целой симфонией красок. Художник смело и артистично оперирует насыщенными, яркими цветами — черным, красным, желтым, зеленым, добиваясь при этом редкой цветовой ценности своих художественных образов — экспрессивных по своей стилистике и неизменно насыщенных глубокой философской рефлексией мастера («Автопортрет», 1984 г., диптих «Икар», 2000 г.).
Хочется отметить, что каждая встреча с произведениями художника (даже в таком репродуцированном виде) — это всегда интригующее приключение, которое дает зрителю наслаждение и одновременно побуждает к думанью, задевает самые тонкие струны человеческой души.
Иллюстрации из книги Марьяна БЕСАГИ «Іван Остафійчук. Джерела творчості. Альбом-монографія»