Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Украинский Шекспир

22 мая Марко Кропивницкому — «отцу национального театра» — исполняется 170 лет со дня рождения
19 мая, 2010 - 20:48
МАРКО КРОПИВНИЦКИЙ / ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА СЕМЬИ КРОПИВНИЦКИХ

С его именем связана целая эпоха: актер, драматург, режиссер, писатель, композитор, певец, публицист, общественный деятель, основатель украинского театра. Марко Лукич воспитал настоящих звезд мировой сцены, а театр Кропивницкого сумел стать в ряд лучших национальных в Европе и завоевал громкую славу. Его коллектив с успехом гастролировал не только по всей царской России, а также в Варшаве, Минске, Вильно, Тифлисе, Галичине, Австро-Венгрии...

Во времена, когда большинство населения Украины было необразованным и не могло читать произведений Тараса Шевченко, Марко Вовчок, Ивана Франко и других украинских писателей, театр Кропивницкого много лет был одним из главных источников культурного возрождения порабощенной нации, занимаясь просветительской миссией, — нес правду в народ. Театр Марка Кропивницкого давал огромный толчок для последующего развития украинской культуры и был одним из важных духовных фундаментов, на котором через многие десятилетия было построено независимое Украинское государство.

Как продолжатель традиций Кобзаря, Марко Лукич чувствовал угрозу уничтожения украинского народа как этноса, а также видел опасность растворения национального языка и культуры в господствующей русской нации. Поэтому всю свою жизнь посвятил борьбе за духовное освобождение Украины средствами искусства: как драматург и актер, пламенным художественным словом пробуждал национальное сознание народа, призывал его хранить и отстаивать свои культурные достижения, давал надежду на светлое будущее.

Устами героев своих пьес Кропивницкий провозглашал пламенные слова протеста против социальной несправедливости. Недаром царские сатрапы запрещали произведения драматурга, угрожали арестом, и только огромная популярность и народная любовь спасала художника-патриота от неминуемого ареста. Возможно, не все читатели знают, что за Кропивницким был установлен полицейский надзор, но остановить его все же сатрапы не могли.

«В Украине моей милой и далее нет ни школы народной, ни газет и журналов, и далее украинский язык высмеивают, не признают, пытаются уничтожить... Зачем это? За что? Неужели за то, что предки наши устелили костями и полили своей кровью тот край, который называется благословенным и благодатным и который присоединился к родственному народу, как равный к равному? Досадно, больно, тяжело!», — с болью писал Марко Кропивницкий. Он самоотверженно боролся против попыток рассматривать украинский народ, как «племя», а его язык, как «южнорусский диалект».

«Нет сил более терпеть гнет издевательства позор порабощения духовного и морального, молчать перед грубым пренебрежением общечеловеческих прав, элементарной справедливости... Пора уравнять украинское слово во всех правах с русским, потому что только родной язык в церкви, в театре, в литературе и в школе, не ограничиваемый цензурой, дает возможность применять угнетаемые силы с пользой и успехом на благо родной Отчизны», — обращался Кропивницкий к тем, кому была дорога судьба народа.

Через всю жизнь пронес Марко Лукич безграничную любовь к творчеству Шевченко, с исключительным мастерством читал его стихотворения и поэмы. С именем Кропивницкого связано первое публичное исполнение, посвященное ему композитором Данилой Крыжанивским, песни на слова Шевченко «Реве та стогне Дніпр широкий», за что едва не поплатился арестом (потому что в те времена «читать произведения, печатать тексты к музыкальным нотам на украинском языке» было запрещено царским указом. Вечер состоялся в Одессе в 1898 году, Кропивницкий запел, а публика, подхватив торжественную мелодию, поневоле встав, дружно подпевала, и в это мгновение подразделение городовых ворвалось в зал, начало выталкивать зрителей, а в ответ, как будто приговор, со всех сторон пением звучало, шквалом било шевченковское слово)...

Именно Кропивницкий впервые придал украинскому театру социальное значение и звучание. В своих произведениях он выступает тонким знатоком души, освещая больные проблемы современности, изображая острые социальные противоречия общества, что придавало его творчеству идейно-воспитательную силу. В целом Марко Лукич написал более 40 пьес. Современная пресса сравнивала их с шедеврами мировой литературы, потому что в каждой из таких, как «Дай серцю волю, заведе в неволю», «Доки сонце зійде, роса очі виїсть», «Глитай, або ж Павук», «По ревізії», «Олеся», «Замулені джерела», «Скрутна доба» — художник выводит на жизненную сцену своего любимого героя — крестьянина.

В театре Кропивницкий вводит принципы профессиональной режиссуры как искусства самостоятельного и ответственного, в то время это было настоящим открытием. Марко Лукич говорил, что актер и режиссер должны хорошо знать жизнь народа и черпать из него образы, чтобы правдиво раскрывать психологию сценического образа. А слово, движение, интонация, мимика, грим, костюм, сценография и музыкальное оформление — то есть все компоненты спектакля должны быть подчинены раскрытию содержания произведения. Таким было творческое кредо большого режиссера-педагога. На этом он воспитал несколько поколений украинских актеров.

«Нельзя забывать, — вспоминала актриса София Тобилевич, жена Карпенко-Карого, — что тот тройной труд, который выполнял Марко Кропивницкий, будучи одновременно драматургом, артистом, режиссером и учителем целого кружка молодых актеров, что этот труд требовал нечеловеческих сил, исключительного напряжения энергии, нервов и здоровья. Все актеры, которым он помогал овладеть техникой игры на сцене, все его ученики, не исключая Садовского и Саксаганского, были влюблены в Марка Кропивницкого — как в артиста, режиссера и большой души человека».

Кстати, современные российские театроведы отмечают, что украинцы под режиссурой Кропивницкого на многие годы опередили МХТ Станиславского. Известно, что Немирович-Данченко и Станиславский приезжали в Украину, чтобы поучиться и ознакомиться с творческими достижениями Кропивницкого в режиссуре, которыми он прославился во время триумфальных гастролей в Петербурге.

За свою долгую театральную жизнь Марко Лукич сыграл более 500 ролей (!) украинского, русского и западноевропейского репертуара. Это были шедевры сценического воплощения, в которых великий актер достигал глубины раскрытия и понимания образа, создавал исполненные правдой характеры, очаровывая своей игрой зрителей. «Чувствовалось, что на сцене выступает не только незаурядная художественная сила, а человек, который поистине знает толк в своем родном национальном искусстве. На сцене выступает один из главных, лучших деятелей в украинском театре, украшение, гордость его», — так высоко отзывался о Кропивницком один из известных критиков того времени. «Популярность крупного драматурга и артиста была настолько большой, что не будет излишним сказать, что после народного поэта Т.Шевченко имя Кропивницкого — одно из особенно популярных и любимых на Украине». «Без преувеличения я назвал бы его «солнцем» Украины», — таким были высказывания о художнике в тогдашней прессе.

Неутомимую подвижническую деятельность Кропивницкого, его отвагу в борьбе за защиту национальной культуры своего народа очень ценили выдающиеся представители передового русского искусства: Л.Толстой, П.Чайковский, А.Чехов, К.Станиславский, М.Горький, В.Стасов и другие. Выдающийся русский художник Илья Репин изобразил Марка Лукича кормчим казацкой лодки, которая наперекор стихии преодолевает волны разбушевавшегся моря, чтобы достичь своей цели, словно подытоживая сложный и тернистый путь, который выпал на долю художника.

Кропивницкий мечтал о лучшей судьбе для своего народа. В письме к профессору Харьковского университета Н.Сумцову он писал: «Переживаем мы такие времена, словно вдвое быстрее живется, чем ранее жилось, и как-то даже страшно делается, как подумаешь, что не доживешь до того момента, когда Правда обратится к Несправедливости: «Довольно тебе, пакостница, на покутье сидеть и мед-вино пить, прочь от порога, туда, где ты меня заставляла долгие годы стоять. И сядет Правда на покутье, сядет цепко и прочно... Ох, Господи милосердный, помоги хоть разик дохнуть свободным воздухом, услышать свободное пение Марсельезы»...

Вся жизнь Марка Лукича, творческое горение, неутомимый поиск путей к светлому будущему, являла собой пример общественного подвига человека, безгранично преданного своей Отчизне. Напомню известный факт, когда русский царь, в восторге от актерского мастерства, во время гастролей театра в Петербурге, предложил Кропивницкому играть в императорском театре, что давало возможность актеру беззаботно и богато жить, он решительно отказался. «Не нужно мне ни серебра, ни золота, ни славы, ни уважения... Предавать свой народ, идти в работы по найму здесь «власть придержащим», которые язык наш не признают и хотят уничтожить? Никогда! Лучше буду работать для милой моей Украине в полную, Богом данную мне силу, а там уже пусть ценят, что я оставил», — так смело высказался «отец украинского театра» —Кропивницкий, ибо родная Украина была для него превыше всего!

Еще при жизни его называли «украинскими Мольером» и «украинским Шекспиром», а его прогрессивные идеи актуальны и в наше время. Хочется напомнить слова известного поэта Максима Рыльского, который имел счастье видеть и слышать легендарного мастера:

«Схилим чоло: тут віяв геній,
Народу син творив тут
і страждав,
Щоб для народу домогтися прав,
Щоб на землі сади цвіли
зелені...»

Игорь КРОПИВНИЦКИЙ, внук драматурга
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ