Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Улыбки мыслей

В ТЮЗе — премьера «Одолжите тенора»
9 ноября, 2020 - 19:55
ГЛЕБ МИХАЙЛИЧЕНКО (МАКС) И ЕКАТЕРИНА АРТИМЕНЬЕВ (МЭГГИ) / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ТЮЗОМ НА ЛИПКАХ

Из всех врачебных рекомендаций карантинного времени самой определенной была — болейте с.... наслаждением. Это очень похоже на казацкий рецепт — ударить бедой о землю, чтобы и пыль  разлетелась.

Созвучность этим оптимистичным жизненным установкам демонстрирует начало киевского театрального сезона, которое своими премьерами доказывает, что в вынужденном простое не было места застою.

К вечно веселому хиту Национального академического театра русской драмы имени Леси Украинки «№13» по Р. Кунидо добавились еще две комедии со смертями и чудесным воскресением «Бельведер» по А. Дяченко в КАМТМ «Сузір’я», и «Одолжите тенора» по К. Людвигу у Киевском академическом театре юного зрителя на Липках. Уместно вспомнить Платона: «Без смешного невозможно понять серьезное».

Название коммерческого хита на языке автора имеет непонятный для иностранцев подтекст, потому за сорок лет от премьеры в Лондоне при продюсерстве компании Эндрю Ллойд Веббера в зависимости от акцентов постановщиков оно менялось: «Звездный час», «Тенор по найму», «Одолжите тенора!».

Неизменным оставался гарантированный успех и награждение премиями Лоуренса Оливье, Томми, Ассоциацией нью-йоркских критиков и многими другими в странах мира, которые используют те из семи языков, на которые переведена пьеса.

В ней, кстати, есть одна серьезная опасность. Действие происходит в театре, актеры играют актеров, менеджеров, фанатов, мастеров и просто рабочих. И здесь нужно понимать то, что юмор — это правда в безопасных для жизни дозах.

В провинциальный американский городок 1930-х приезжает на гастроли звезда мировой оперы Тито Мерелли. По дороге он съел пирожок (актер Виталий Деревянчук с остро студенческим опытом играет последствия такой неосмотрительности), за что его беспощадно ругает жена (Марина Андрощук) на чисто итальянском языке, с одесским акцентом. Ожидание кумира заставило фанатов прятаться в его гостиничном номере и выискивать поводы как-то к нему попасть.

Под тревожный марш желудка певца вместо туалета открывает шкаф,.. из которого на него вываливается дочь директора театра. Ее когда-то в ладошку поцеловал маэстро, кажется, после этого кулачок не разжимается. Актриса Екатерина Артименьева наделяет персонаж детской наивностью. Директора актер Александр Вилков подает полководцем, который решил захватить в плен армию зрителей. В туалете тоже неожиданность — красотка без тормозов в смело экономном костюме, которую Екатерина Марченко играет остро характерно.

Словом, до и после центрального события все персонажи будут появляться здесь — жена директора приносит огромный торт, за которым видно лишь ее голову. Анжелика Гирич — жена директора по  жизни — сыграла не главную роль, но блестяще. Владимир Захарченко демонстрирует вокальные данные — хоть  «певчим ректором» иди. А лирического героя, скромного гения, который спасет от провала театр, маэстро — от стыда, фанатов — от разочарования, любимую девушку — от любовного обмана,  артист Глеб Михайличенко играет почти биографически.

Пересказывать калейдоскоп комедийных поворотов — напрасное дело, отметить стоит лишь, что они бы не состоялись, если бы ожидаемое представление не было оперой Дж. Верди «Отелло», герой которой как известно Мавр. Оба исполнителя этой роли, похожие чернотой лиц, споют своими голосами дуэт, который задает вопрос: почему так популярно трио теноров.

Киевские театры легко достигли заполнения наполовину наполненных при карантинных ограничениях залов. В некоторых театрах «лишние» кресла «закрывают» лентами, которыми ограничивают аварийное пространство.

В Театре на Липках для этого сделаны специальные орденские бандельеры с эмблемой театра и рядом сразу уже как будто не пустое место. Но это, к сожалению, не разрешает проблему, которую почувствовали все театральные коллективы не в зависимости от размеров зрительского зала. Когда говорят, что театр — это искусство коллективное, идет речь не только об особенностях сценического труда, но и в понимании, общности, близости между сценой и залом, которые необходимы, чтобы дух и тело спектакля стали живым соучастниками акта творчества.

Пустоты в зале оказались в известной степени факторами эмоциональной изоляции, в результате общность восприятия, лелеяние эмоциональной доминанты утратили привычную наполненность. Вполне естественно артисту кажется, что он не прибавляет и потому, как говорят в театре, «подбавляет» потому что «слишком жирно играет».

Это чрезвычайно важный момент в нахождении правды чувств в новых для зрителя условиях восприятия.

Режиссер Виктор Гирич предложил гротесковое прочтение лирической комедии положений. Это воспринято актерами, и вклад каждого из них заметный. Зрительская реакция, и это уже заметно по первым показам, позволяет не стараться смешить. Просто не стоит от половины зала ожидать громкости реакции зала полного. Алексей Скляренко, верный своему стилю плотной  хореографии, ставит задачу втанцевания рисунка в его несознательно-органичное исполнение. Это приходит не сразу, а с каждым показом. Рисунок яркий, остроумный и стоящий работы над ним.

В костюмах, в прекрасном решении показа в спектакле сцен из оперной постановки со всем ее мишурным блеском и провинциальной помпезностью, сценограф Екатерина Корнийчук присоединятся к размышлениям режиссера об искусственности чувств, уродстве фанатизма, бесправности таланта, душевной слепоте.

Комедия созревает на зрителе.

Джин Ландрам в «Исследованниях гениев и гениальности» заметил: «Креативные личности верят в себя и в свои решения и не обращают внимания на тех, кто не разделяет их точку зрения. Они демонстрируют такую уверенность в своих идеях, что страх ошибки отступает».

Следующие показы спектакля «Позичне тенора» состоятся 22 и 28 ноября.

Алексей КУЖЕЛЬНЫЙ, народный артист Украины
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ