Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Умер художник Виктор Рыжих

13 декабря отошел в Вечность народный художник, действительный член Национальной академии Украины
14 декабря, 2021 - 14:32

Страна прощается с выдающимся художником, но его искусство остается живым и прекрасным.
   Когда мы говорим о Викторе Рыжих, то не можем не вспомнить его супругу Галину Неледву. Это была уникальная пара как в жизни, так и в живописи. Виктор Рыжих и Галина Неледва своей живописью и человеческой сущностью презентовали поиск, даже более того – художественное сознание целого поколения 1970–1980-х.
    Их мастерская была украшением неформального художественного Олимпа. До потолка заполненная холстами, она открывала посетителям необъятные возможности таланта хозяев. Творческая производительность этого дуэта была удивительной. Рассудительный интеллектуал Виктор и его темпераментная, подвижная, словно ртуть, горячая и верткая Галина дополняли друг друга.

Во времена, когда освобождения от навязчивых штампов соцреализма искали все, кто осознавал запросы эпохи, в мастерской талантливой пары культивировалась дружба единомышленников. В ней искали поэзию жизни, свободу творчества в чеховской грации духовных контактов и в замесах красителей. Читали не «Новую землю» Л. Брежнева с его идеями «развитого социализма», а Б. Пастернака, М. Булгакова, В. Набокова, М. Бахтина, Д. Лихачева. Оглядываясь на эти поиски, Виктор Рыжих говорил: «В начале своего пути я поставил перед собой задачу – быть «свидетелем времени».


Виктор Рыжих. В Паланге. 1971 г.

На выставках появлялись его многофигурные композиции и лирические пейзажи с непревзойденным мерцанием света как сияния. Мастерскую этих двух художников можно было назвать «лабораторией свободной мысли». Здесь встречались только единомышленники. Поэтому привилегия, которой пользовался жанр портрета, не была случайной.


Виктор Рыжих. На Капитолии.1990 г.


Виктор Рыжих. Арль. Утро. 1988.

Широкая образованность Виктора Рыжих отражалась в многофигурных композициях на актуальные темы: «Поиск» (1977) – образы кибернетиков, «Интерклуб» (1972), «Копьеметательница» (1974), так и в его культурологических рефлексиях в полотнах «Восточный Крым» (1974), «Херсонес» (1975), «Легенда о Гурзуфе» (1977), в грузинской серии (1979-1982).


Виктор Рыжих. Конкистадор. 1993 г.


Виктор Рыжих. Джвари. 1991г.

Рыжих с Неледвой во времена отмирающего соцреализма сделали многое для профессиональной высоты и развития новых линий в искусстве Украины 1970–1980-х. Они разрабатывали принципы «неоренессанса», «неопримитивизма», других направлений, альтернативных соцреализму.


Виктор Рыжих. Вечер в Грузии.1991 г.

После перестройки, когда для художников, очевидно, открылась культура Европы, Рыжих напишет итальянские, испанские и французские сюжеты. «Моим глубоким убеждением, – говорил он, – является понимание украинской культуры как средиземноморской. Мы принадлежим к этому ареалу общеевропейской традиции. Тема моих проевропейских композиций не вступает в противоречие с национально ориентированным искусством. Михаил Бойчук и все украинские авангардисты прошли через европейскую классику к национальному украинскому модернизму».

Светлая память!

Ольга ПЕТРОВА, доктор философии и кандидат искусствоведения
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ