Столицы разных государств, безусловно, имеют между собой кое что общее, особенно если они находятся на стадии некапиталистических перемен. Диспропорция застройки, пестрота рекламы, неожиданные памятники, утверждающие сомнительные ценности — все это вызывает немало эмоций у жителей столиц. Актуальное искусство чутко подхватывает и развивает их настроения в провокационных акциях и других формах, которые, не доходя до выставочных залов, часто демонстрируются прямо на улицах. О таком опыте художественной реакции на новую урбанизацию рассказала гостья из Болгарии Яра Бубнова, которая была приглашена фондом «Ейдос» в рамках ГОГОЛЬFEST, который недавно прошел в Киеве.
Яра Бубнова, известная как Директор института современного искусства в Софии, член совета «Манифесты», всемирно известного форума искусств. Она выступила куратором и организатором Болгарской программы на биеннале в Венеции, в Санкт-Петербурге, Стамбуле, Сан-Паулу, Москве; выставки финалистов премии Кандинского 2007 в Риге (2008) и других неординарных мероприятий. Ее взгляды на искусство как куратора и арт-критика отличаются самокритичностью, не лишены иронии, оценки и характеристики довольно точные. Проведенный Бубновой «Визуальный семинар» в Киеве был посвящен культуре визуальности в так называемых трансформирующихся обществах. С появлением капиталистической экономической системы перемены, произошедшие в урбанистическом пространстве, требуют смелого беспристрастного восприятия. Слайды, которые демонстрировала куратор, показывали уголки Софии, увиденные в необычных ракурсах.
Так, «украшение» центра столицы, построенное по последней Европейской моде из прозрачного стекла и бетона, на взгляд художницы, не только неэстетичное, но и нефункциональное в местных условиях. Ведь насыщенный солнцем южный город страдает от его избытка и жары. Идея прозрачности как символа «прозрачной» политики и демократии превращается в свою противоположность из-за необходимости постоянно затемнять стеклянные площади. Это наблюдение послужило организации куратором конкурса среди жителей болгарской столицы на выявление самого худшего, неуместного современного сооружения. «Победитель» был найден по тысячам писем в интернете. Так акция современного искусства пробудила активность населения в направлении внимательного отношения к красоте и гармонии окружения. А их в большом городе нарушают немало, как и в Киеве.
Недоразумения вызывают большие рекламные надписи и изображения там, где они ничего не выражают, чего стоят только обнаженные хорошенькие девушки, украшающие собой что угодно. Яра с юмором рассказала об огромной надписи Fillips, установленной над домом районной поликлиники, которая то ли по бедности, то ли по халатности своей надписи не имела. Следовательно, больные люди в дополнение к своим страданиям еще и должны были найти врача под вывеской известной компании, которая, однако, не занимается исцелением. Бубнова и ее единомышленники не только собирают «художественную» коллекцию нелепостей и несуразиц своего города, документируя их на фото и видео, но и устраивают действа, чтобы ситуация менялась к лучшему, не так хаотично, а более-менее осмыслено.
Например, группа «X TENDO»устроила перформанс в холле метро. Молодые люди имитировали атмосферу советского митинга, когда народ выходил с транспарантами типа «Ура героям космоса!» и тому подобное, но надписи сделали с современной тематикой, привлекательной нынче, например «Дешевая распродажа» и т.д., заставляя всех прохожих задуматься над изменением ценностей.
Как и в Украине, в Болгарии не построили ни дворца, ни музея, ни центра современного искусства, где можно было бы масштабно посмотреть произведения еще живых, а не мертвых, художников. На фоне строительства коттеджей и многочисленных офисов это досадное отсутствие говорит о прагматичности времени, не заинтересованного культурой. Однажды в масс-медиа Софии появилось сообщение о дате и месте открытия долгожданного Центра. Известные государственные и негосударственные деятели культуры и искусства прибыли в определенные время и место. Однако... ничего не произошло, там оказался обычный дом, жители которого с изумлением смотрели на растущую толпу. Тысячи заинтересованных лиц встретились на одной площадке благодаря акции, устроенной Ярой Бубновой, чтобы посмотреть друг другу в глаза с упреком о бездеятельности и посмеяться с самих себя...