Уже стало традицией, что в нашей столице музыканты из разных стран, желающие усовершенствовать свое профессиональное мастерство исполнителя, могут это сделать на занятиях в Академии .
Напомним, в 1998 году Международный конкурс молодых пианистов памяти Владимира Горовица основал Школу исполнительского мастерства, в рамках которой с 2000 года функционирует «Летняя музыкальная академия».
Традиционно мастер-классы проходят в здании самого старого музыкального учебного заведения Украины — Киевском институте музыки им. Р.М. Глиэра. В этом году преподавателями Международной «Летней музыкальной академии» стали: фортепиано — Яков Касман (США), Юрий Кот (Украина) Вадим Руденко (Россия); скрипка — Марк Лакирович (США), Олег Похановский (Канада); виолончель — Владимир Пантелеев (США). Кстати, для участников ограничений по возрасту или профессиональному уровню подготовки нет. Обучение проходит, как уроки: соло (на фортепиано, скрипке, виолончели) или для игры с оркестром. Также есть дополнительные мастер-классы камерного ансамбля. Интересным открытием является практический курс старинного и современного танцев, который позволил слушателям Академии переместиться во времени в эпоху Барокко с его причудливыми ритмами, ощутить атмосферу старины. Руководителем этого курса выступила кандидат искусствоведения Юлия Ваш, а желающим погрузиться в стихию ритма, энергии и драйва помогала преподаватель современного танца Анна Гега. Таким образом, занятия в Международной «Летней музыкальной академии» — это гармоничное сочетание разнообразных предметов, уроки с профессорами, каждый из которых является мастером своего дела и умеет найти свой неповторимый индивидуальный подход к каждому ученику и помочь раскрыться зерну его таланта.
В рамках Академии, кроме сольных концертов и классов каждого из профессоров, прошло пять выступлений-концертов с Национальным симфоническим оркестром Украины (дирижер — Наталия Пономарчук), где участники имели возможность продемонстрировать свое мастерство, исполняя мировые музыкальные шедевры. В этот раз слушатели Академии выступали в Большом зале Дома звукозаписи НРКУ. Прозвучали концерты Баха, Бетховена, Брамса, Бруха, Гайдна, Грига, Моцарта, Понсе, Прокофьева, Равеля, Сен-Санса, Сибелиуса, Чайковского и Шостаковича.
Так, на первом вечере запомнилась игра норвежского пианиста Эрика Стоэмнэра (он исполнил Концерт Грига ля минор) и Александры Касман из США (в ее исполнении прозвучал Первый концерт Прокофьева). Александра — лауреат многочисленных международных конкурсов, находит время и для других увлечений. Недавно окончила балетную студию и выступила с собственной хореографической композицией, для которой выбрала музыку И. Стравинского. Фортепианный репертуар этой талантливой исполнительницы разнообразен: от старинной до современной музыки. В Киеве игра Касман была вдохновенной, отличалась не только технической безупречностью и неимоверной скоростью переключений разных состояний, но и безупречным прокофьевским звуком.
В памяти меломанов останется выступление талантливой пианистки Марии Вихляевой (Украина, мастер-класс Я. Касмана). В исполнении Второго концерт Брамса Мария гармонично достигла слияния с оркестром в одно целое, превращая множество звуков в звучание единого организма, хорошо передала стиль и эпоху романтизма. Музыка Брамса в исполнении молодой пианистки была яркой, лиричной — от созерцательности до драматизма, героики и даже патетики.
Запомнится слушателям и самобытный пианист Андре Шорт (США, мастер-класс Я. Касмана). В его исполнении прозвучал Первый концерт Шостаковича — динамично, с мощным звуком, виртуозно и тонко.
Следует отметить, что все профессора Академии внимательно следили за выступлениями участников, переживали и поддерживали своими профессиональными советами.
После концерта Юрий КОТ, профессор по классу фортепиано Национальной музыкальной академии Украины им. П. Чаковского, поделился впечатлениями от Академии-2013.
— Сложно заметить какую-то тенденцию, потому что на мастер-классы приезжают разные люди. Некоторых я уже знаю из прошлых Академий и вижу их рост. Есть очень сильные музыканты, а также были и те, кто находится только в начале творческого пути. Положительное впечатление оставили студенты из Киевского, Луганского, Криворожского музучилищ. Что касается моего класса, в этом году я доволен, у меня очень хорошие ученики, с ними приятно было заниматься.
Хочу отметить Александру Касман. Наблюдаю ее уже на протяжении нескольких лет мастер-классов и вижу, как она приобретает еще большую сценичность и профессионализм. Я был очень доволен и ее исполнением, и в целом процессом работы. Это, безусловно, мыслящий, творческий человек.
Я хочу пожелать всем участником Академии-2013 больших творческих успехов, удачи и всесторонней поддержки в концертной деятельности. Верить в себя, поставить высокие цели и обязательно добиваться хорошего результата.