За почти четыре десятилетия своей работы в Киевской консерватории Вилинская подготовила несколько поколений певцов-профессионалов. Ирина Николаевна является автором ряда сборников вокализов, романсов и обработок народных песен, ее вокализы получили широкое распространение для обучения певцов в консерваториях и музыкальных училищах.
Ирина Вилинская родилась в Одессе 7 сентября 1920 года, происходит из дворянской семьи. Ее отец — украинский композитор и педагог Николай Николаевич Вилинский . К этой музыкальной семье принадлежат «золотое сопрано» Большого театра Ксения Держинская, музыковед и критик Александр Оссовский — друг и коллега Александра Зилоти и Сергея Рахманинова (кстати, Оссовский и Держинская имеют украинских предков). По линии матери — Елены Петровны — с французской кровью Ирина Николаевна унаследовала западноевропейские музыкальные корни: ее мать — потомок династии композиторов Бутми из Гента (в настоящее время Бельгия), музыкантов эпохи барокко. Примечательно, что один из них — Жан-Жозеф Бутми в 1765 году встречался в Гааге с Леопольдом Моцартом и его сыном — юным Вольфгангом-Амадеусом, которые в то время путешествовали с концертами по Нидерландам. Об этом событии Леопольд Моцарт оставил соответствующую запись в своем путевом дневнике...
Уже в раннем детстве Ирина поражает своими выдающимися музыкальными способностями. В пятилетнем возрасте после посещения с родителями Оперного театра дочь подошла к роялю и стала подбирать услышанные в опере мелодии. Выяснилось, что девочка имеет абсолютный музыкальный слух и уникальное чувство ритма. После этого открытия родители наняли дочери педагога для занятий по фортепиано. Однако Ирина Николаевна считала своим главным учителем отца, которому она обязана своей любовью к искусству, широким кругозором, музыкальной культурой и изысканным вкусом.
В юности Вилинская проявила весьма разносторонние способности, у девушки развился прекрасный голос — сопрано, она увлекалась математикой, активно занималась спортом, выступала в соревнованиях по плаванию и была награждена призами. Не прекращая музыкальных занятий, в 1935 году Ирина поступает на Одесский строительный рабфак, который заканчивает в 1938. Далее поступает в Одесский строительный институт, но, как пишет профессор Киевской консерватории Т. Михайлова, занятия музыкой берут верх — и Вилинская в 1939 году переходит в Одесское музыкальное училище, где занимается одновременно на вокальном (педагог Менер-Каневская) и историко-теоретическом факультетах.
В 1941 году Вилинская поступает в Одесскую консерваторию, где начинает учиться также на двух факультетах — историко-теоретическом и композиторском. Однако Вторая мировая война прерывает ее планы, семья эвакуируется в Ташкент, где Вилинская часто встречается с Ксенией Держинской, в то время знаменитой певицей. В Ташкенте Ирина Николаевна продолжает учебу по вокалу в Ташкентской консерватории у профессора Д.Аспелунда, с которым она затем в течение нескольких лет ведет переписку вокальной тематики.
В 1944 году Николая Вилинского приглашают на работу в Киевскую консерваторию, и Ирина вместе с семьей приезжает в Киев, где продолжает учебу по классу вокала у профессора Д.Евтушенко. Кстати, еще студенткой IV курса консерватории Вилинская была принята в стажерскую группу Оперного театра, где работала ее близкая подруга Леокадия Масленникова, впоследствии солистка Большого театра. Когда Масленникова уехала в Москву, то не раз приглашала Ирину Вилинскую последовать ее примеру. Да и Ксения Держинская настойчиво звала в Москву свою племянницу, но болезнь отца и личные обстоятельства не позволили Ирине Вилинской уехать из Киева.
В конце 40-х годов Ирина Николаевна начинает педагогическую деятельность на кафедре сольного пения Киевской консерватории. Коллеги-педагоги запомнили ее как талантливого музыканта, скромного, но в то же время принципиального человека, много сил отдававшего воспитанию вокальных кадров, а также как специалиста, ведущего научную работу в области вокальной педагогики.
Вилинская рассматривала певческий голос как уникальный музыкальный инструмент, который без надлежащей подготовки можно повредить сложным репертуаром. Следуя своим музыкально-эстетическим принципам, а также глубоким философским убеждениям о гармонии с природой, Ирина Николаевна в вокальной школе проповедовала бережное и постепенное развитие природных данных певцов с использованием тщательно подобранного репертуара, вокализов и созданных ею специальных распевок. Такой подход обеспечивал высокое профессиональное мастерство и творческое долголетие ее учеников. Кстати, вокализы, обработки народных песен и романсы часто писались для студентов с учетом конкретных особенностей каждого голоса. Ее учениками были Владимир Богомаз, Анатолий Пономаренко, Виктор Титкин, которые ныне передают свои знания и опыт студентам.
Как известно, вокализы писали многие композиторы, однако, очень редко вокализы пишутся опытным педагогом и одновременно композитором и пианистом. Выдающийся украинский композитор Лев Ревуцкий был одним из первых рецензентов вокализов, в 1950 г. он весьма тепло отозвался о сочинениях Ирины Вилинской и рекомендовал их к публикации. В частности, Ревуцкий писал, что «Старательно отработанное произведение Вилинской относительно качества музыки особых замечаний не вызывает... Указанную работу по ее музыкальным качествам можно использовать в педагогической практике». Вокализы Вилинской получили высокую оценку и признание таких известных педагогов-вокалистов, как Елизавета Чавдар, Гуго Тиц, Зара Долуханова, Тамара Веске и многих других. Так, знаменитая певица Зара Долуханова писала: «Сборники вокализов И. Н. Вилинской широко используются в учебном процессе на вокальном факультете МГПИ им. Гнесиных... Как лирические, так и подвижные, эти вокализы отличаются хорошим вкусом. От простого к сложному, они ставят перед студентами определенные задачи, решение которых приносит им большую пользу». Последний сборник вокализов Вилинской был опубликован посмертно в 1986 г., а тираж быстро распродан. Произведения И. Вилинской получили распространение не только в Украине, но и за рубежом, их можно найти в музыкальных библиотеках крупнейших западных университетов, например в Университете г. Торонто, Канада.
Любимыми композиторами Вилинской были Рахманинов, Шопен, Чайковский, Григ, Лысенко, Косенко, многие фортепианные произведения которых она знала напамять.
Ирина Николаевна была сильной пианисткой; по воспоминаниям ее ученика Анатолий Маняченко, она несколько раз исполняла партию фортепиано, когда он записывался для передач на Украинском радио. Часто Ирина Николаевна исполняла произведения своего отца, особенно его Балладу в форме вариаций на тему украинской народной песни «Ой на полі жито копитами збито». Вилинская очень любила мелодичные украинские народные песни, обработки которых она с удовольствием писала. Лишь небольшая часть этих обработок была издана. Будучи, по сути, классическим музыкантом, Вилинская не сторонилась популярной музыки, которую любила играть для друзей. Однажды Ирине Николаевне попались в руки ноты джазовых произведений для фортепиано, там, в частности, было несколько пьес выдающихся джазовых композиторов. Она сначала пожимала плечами, ей эта музыка не вполне была привычна, а затем увлеченно играла — блюзы и баллады, читая с листа. Потом, закрыв ноты, еще некоторое время она играла уже свои импровизации на джазовые темы.
В последние годы жизни Ирина Николаевна часто болела, но продолжала преподавательскую и научную деятельность. Ее скоропостижный уход из жизни перед самым началом нового учебного года (31 августа 1986 г.) для многих коллег, учеников и друзей стал шоком. На рабочем столе у Ирины Николаевны осталась неоконченная рукопись — воспоминания о певице и педагоге Александре Робской; над этой статьей Вилинская работала в последние дни...