Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Уроки музыки Которовича

для украинской элиты
6 мая, 1999 - 00:00

Для старта Богодар Которович выбрал известные сочинения итальянской школы (Антонио Вивальди) и австрийской — Вольфганга Амадея Моцарта, исполненные в интерпретации ансамбля. Особенно сильно прозвучали концертная редакция для солирующей скрипки с оркестром моцартовского дивертисмента ре-мажор (солист Которович) и вторая часть его концерта № 21 для фортепиано с оркестром (соло на фортепиано — Евгения Басалаева).

«Я мечтаю о создании музыкального клуба, объединяющего самых разных людей: дипломатов, политиков, бизнесменов в том числе, влюбленных в музыку, — подчеркнул Богодар Которович

. — Мы планируем ежегодно проводить концерты, в которых будут звучать лучшие образцы мировой классики. Следующими в элитном цикле подготовим программу по произведениям Петра Чайковского, а затем яркого представителя венской школы Франца Йозефа Гайдна.

Наша украинская элита только начинает формироваться. Процесс идет медленно, но чем быстрее она окрепнет и станет законодательницей хорошего вкуса, тем гармоничнее будет наше общество. Нужны лидеры в искусстве, бизнесе, политике. Люди, на которых равняются. У нас десятилетиями вытравляли интеллигентность. Я хочу, чтобы вернулось ощущение праздника, чтобы публика готовилась к посещению концертов. Настраивалась не только внешне, одевая смокинг или вечернее платье, но внутренне подготавливалась к восприятию того или иного произведения».

— Богодар Антонович, у вас молодой ансамбль «Киевские солисты». По какому принципу шел отбор музыкантов? Вы поступали по методу Владимира Спивакова — все виртуозы или как Юрий Башмет — молодость и амбициозность?

— Я придерживался собственного принципа. В нашем коллективе работают представители, исповедующие украинскую школу, много моих учеников (Которович заведует кафедрой скрипичных инструментов при Киевской консерватории). Кроме высокого профессионализма, я считаю необходимым для музыканта уметь эмоционально воздействовать на слушателей, раскрывать все оттенки исполняемого произведения. Не признаю выдуманных теорий «от головы», исповедующих рационализм. Только полностью отдавая себя игре, чувствуя произведение сердцем, можно добиться идеальной слаженности ансамбля. У нас почти все оркестранты являются лауреатами международных конкурсов. Своеобразным днем рождения «Киевских солистов» стало 29 ноября 1996 года. Именно тогда наши артисты впервые выступили на открытии отреставрированного Колонного зала им. Н. Лысенко Национальной филармонии Украины.

— Дивертисмент Моцарта D- dur написан для струнных и двух валторн KV 334. Вы же исполнили редакцию для солирующей скрипки с оркестром в редакции Карло Цеки. Как к вам попали ноты?

— С Карло Цеки мы познакомились еще в Италии, когда я выступал на Международном конкурсе им. Н. Паганини. В начале восьмидесятых годов он приезжал в бывший Советский Союз на гастроли. Именно тогда впервые прозвучала эта редакция сочинения Моцарта. Карло остался очень доволен нашим творческим сотрудничеством и на память о концерте подарил мне свои ноты. Он был виртуозным дирижером. Мечтал, чтобы мы поработали вместе, присылал мне приглашения, но тогдашние чиновники из Госконцерта ответили за меня «нет», ссылаясь на мою занятость.

— Для своего музыкального вечера вы выбрали концерт А. Вивальди из цикла «Гармоническое вдохновение», а где, кроме музыки, в обычной жизни вы черпаете вдохновение и находите гармонию?

— И гармонию, и вдохновение нахожу в своей семье. У меня замечательная жена, великолепная пианистка Евгения Басалаева. Она солистка нашего коллектива, подлинный виртуоз. И наш оркестр может себе позволить поднимать самые сложные пласты фортепианной музыки. На Женю я обратил внимание еще в консерватории. Первый раз увидел и понял, что это «бриллиант»: музыкант и женщина. Ни минуты не сомневался, что мы обязательно будем вместе.

— У вас очень красивое и редкое имя Богодар. Такое впечатление, что родители знали, что у них родился необыкновенный ребенок, который будет выступать на сцене?

— Я поздний и очень долгожданный ребенок. На радостях родители и дали это имя. В музыкальной школе сразу начал заниматься на скрипке. Буквально с первых занятий влюбился в этот инструмент и это продолжается по сей день.

— 23 мая в зале филармонии, а 26-го в Национальной опере Украины должны пройти концерты, на которых вы будете играть на скрипке Николо Паганини. В нашу страну уникальный инструмент приедет впервые.

— Решение о том, что скрипка Паганини отправится в гастрольное турне, принял муниципалитет города Генуи. Это бывает нечасто. Инструмент итальянского виртуоза отправится по маршруту Украина — Испания — Америка — Япония. Так что киевляне его звучание услышат первыми.

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ