— 1 октября мы приглашаем на премьеру пьесы Антона Чехова
«Чайка». А утром театр ждет маленьких зрителей, которые смогут встретиться
со своим любимым героем — Томом Сойером. Мы обратились к этому классическому
произведению, считая, что его герой очень близок и понятен современным
подросткам, которые тяготеют к острым переживаниям и романтике. На этом
литературном материале мы создали современный мюзикл, учитывая особое отношение
молодежи к музыке. В спектакле есть очень интересные сцены, где музыкальное
сопровождение и литературный речитатив сливаются в единое целое. И при
этом абсолютно отсутствует патетика, а присутствует легкая ирония, которая
и создает колорит нового мюзикла.
— Какие основные задачи ставит перед собой театр?
— Мы пытаемся воспитывать в ребенке сострадание ко всему
живому. Если вам приходилось бывать в современной школе, то вы, вероятно,
заметили, что изменились взаимоотношения учеников, характер развлечений
вне уроков. Драки между детьми поражают своей жестокостью, они, как и взрослые,
пытаются вести разговор с позиции силы.
Большая проблема сегодня и в том, что родители мало занимаются
детьми, брошенными на произвол судьбы и многие из них больше времени проводят
на улице. А улица диктует свои правила поведения. Я не знаю, какое поколение
мы получим в будущем. Это и на совести телевидения, людей, формирующих
массовую культуру. Вы гляньте на фильмы, которые смотрят наши дети. Утром
— сентиментальную Мексику, а вечером — жестокие драки. Эта культура совсем
не свойственна славянам. Я думаю, это вредит в первую очередь нашим детям.
Вся Европа уже восстала против социальной американизации. Французы, немцы
пытаются избегать ее. Нам тоже надо формировать собственную культуру, собственное
мировоззрение. У нас в театре нет ни одного представления, несущего агрессию.
— Какое представление вы можете назвать сегодня актуальным
для воспитания наших детей?
— Например, «Очаровательная Пеппи». Мы поднимаем тему ребенка,
который остался без родителей и должен не только адаптироваться к новым
условиям жизни, но и суметь защитить себя. На примере Пеппи ми показываем,
что ребенок не только может обеспечить себя, но и найти гармонию в отношениях
с людьми, окружающими его.
— Расскажите о ваших благотворительных акциях.
— Мы сотрудничаем с Фондом Андрея Первозванного, с другими
организациями, пытаемся делать это и самостоятельно. Мы получаем много
писем от малообеспеченных семей, не имеющих возможности купить билет, и
мы предоставляем им такую возможность.
— Как отразился экономический кризис на посещении детьми
вашего театра?
— Сейчас почти все театры на государственной дотации. Относительно
нашего театра, то прерогативы, к сожалению, у нас нет. Мы не в состоянии
создать нормальную постановочную базу, не можем достойно рекламировать
репертуар. Не все могут себе позволить, а особенно ребенок, купить билет
за 50 гривен, хотя себестоимость его для театра должна бы быть именно такой.
Государство должно создать все условия для сохранения детского театра,
ведь речь идет о будущем нации.
— А как эти же проблемы решают театры зарубежья?
— Их поддерживает муниципальная власть, а также общественные
и коммерческие организации, которые вкладывают деньги в театр. Например,
детской театр в Лондоне удерживается на муниципальные деньги, причем достаточно
большие, позволяющие им ставить четыре новых спектакля в год.
— Вы в состоянии заполнять весь зал зрителями?
— У нас есть представления, которые проходят с полным аншлагом.
Но основной проблемой для нас являются будни. Раньше все было наоборот:
в будни зал был полностью забит, потому что школы организованно вели учеников
на просмотр представлений. Сейчас этого нет, хотя мы даем в школы репертуар,
соответствующую информацию, работаем с учителями, делаем скидки. Но вы
представьте, если, например, на Троещине учителя организуют детей. Это
непростая вещь в наших условиях. Во-первых, после уроков нужно собрать
детей, накормить, час в транспорте, а у тебя 25—30 человек, и за каждого
нужно отвечать... Общество, к сожалению, не создает условий для таких поступков.
На Западе во время уроков детей садят в автобус и везут — либо в музей,
либо в театр, либо в картинную галерею. А у нас в свое время было запрещено
Министерством образования посещение театров во время уроков. Это хорошее
решение — с одной стороны. Но с другой... Кто детей будет водить в театры,
музеи? По моим наблюдениям — 5—10 процентов родителей. Большинство наших
детей впервые попадают в театр в 13 лет.
— Но к культпоходам относятся по-разному. Считается,
что ребенок не имеет возможности сосредоточиться на своих эмоциях.
— С моей точки зрения, такие коллективные посещения — это
хорошо. Когда спектакль не в силах завоевать их внимание, то виноваты мы.
Это значит, что не заложены в спектакле психологические ритмы, помогающие
реализовать связь зрителя со сценой. Родители редко водят детей в театр.
Это не только финансовая проблема. К сожалению, мы заняты домашними делами
и собой. Считаем, что достаточно ребенку почитать книжку или посмотреть
телевизор. Мы даже поговорить с ребенком не находим времени. И потому дети
оказываются обделенными культурной информацией. В этом случае лучше работать
со школами, приучающими детей посещать музеи, театры. Театр учит их реагировать
и сочувствовать, радоваться, страдать, т.е. помогает эмоционально воспитывать
подрастающее поколение.