Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Ушел из жизни гений парадоксов

Гия Канчели — один из ключевых композиторов современности и самый искренний друг Украины
2 октября, 2019 - 18:19
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Гия Александрович Канчели умер после длительной болезни, дожив до возраста 84 лет, сообщают грузинские СМИ. Как отмечает «Рустави-2», в последнее время Канчели серьезно болел и проходил лечение за рубежом. Свой последний день рождения 10 августа он также встретил в больнице... Большую часть времени композитор жил в Бельгии.

Напомним, Гия Канчели родился в 1935 году в Тбилиси. Сначала поступил на геологический факультет Тбилисского университета, который закончил в 1959 году, и только потом перешел в консерваторию, получив диплом в 1963 г. До распада СССР работал в Грузии, в 1991 году получил стипендию Немецкой академии искусств и переехал в Берлин. Позже его пригласил в Бельгию Королевский филармонический оркестр Фландрии... С 1991 года проживал в Германии, Голландии, Бельгии. Лауреат Государственной премии Грузии.

Гию Александровича музыкальные критики называли самым «выдающимся симфонистом ХХ века», ведь музыка маэстро вне времени, а относительно ее глубины и мудрости нет пределов и границ! Произведения Канчели исполняют лучшие дирижеры и оркестры мира. Композитор написал семь симфоний и музыку к более чем 40 спектаклям, саундтреки к более чем 60 фильмам: «Мимино», «Не горюй!», «Кин-дза-дза» и т.д. Он сотрудничал с Георгием Данелия, Робертом Стуруа, Сергеем Бодровым, Богданом Ступкой и другими мастерами. Напомним, в 2003 году спектакль-трагифарс «Царь Эдип» по Софоклу соединила в Киеве творчество трех мастеров: известного грузинского режиссера Роберта Стуруа, известного грузинского композитора Гию Канчели и звезды Национального театра им. И. Франко Богдана Ступку. Те репетиции стали мастер-классами, на которые приходили как зрелые актеры, так и молодежь, интересно было смотреть, как маэстро, постановщик и актер вместе будут «вырисовывать» спектакль, расставляя точные акценты к каждому фрагменту действа, которое в настоящее время вошло в «золотой фонд» первой сцены нашей страны.

«День» уже писал в свое время и о знаковом концерте, который состоялся в ноябре 2014 года в Национальной филармонии и на котором была премьера Гии Канчели «Ангелы печали» — произведения-посвящения украинскому народу, в рамках международного проекта в исполнении хора «Щедрик», легендарного скрипача Гидона Кремера и Киевского камерного оркестра под руководством Романа Кофмана. В зале присутствовал автор, который в интервью нашей газете сказал: «Судьба Украины напоминает мне судьбу Грузии, осуществляется та же российская установка: «Разделяй и властвуй!». Когда в Грузии нужно было выгнать из Абхазии двести с лишним тысяч грузин, нашлись люди, которые способствовали этому. С помощью таких людей, которые сокрушаются о потере Советского Союза, этот план успешно реализуется. И вот наша земля с древними грузинскими церквами XIV — XVI веков сегодня становится таким же сателлитом России, в который Кремль хочет превратить Донецкую и Луганскую области.

Есть известное высказывание маркиза де Кюстина: «Поклонный раб бредит о мировом господстве». Эта фраза выражает мое отношение к тому, что в настоящий момент происходит. Путинской агрессии противостоит весь цивилизованный мир, но путь будет чрезвычайно тяжелым и длинным. И эта наибольшая трагедия, которая происходит в вашей стране, мне кажется, в будущем принесет позитивные плоды, как парадоксально это не звучит. Действия «поклонного раба» помогут Украине найти единство и стать европейским государством...»

Гия Александрович осуждал агрессивную политику России как против Грузии, так и против Украины. В частности, на авторском концерте в Киеве 14 мая 2015 года композитор, благодарил слушателей за восприятие его музыки и говорил: «Я очень хочу, чтобы мы — и грузины, и украинцы — освободились от опеки «старшего брата». События на Майдане заставили меня пересмотреть много убеждений, потому много лет я не посещал Россию, невзирая на то, что у меня там много друзей. И немало из них совершенно не так думают, как бы этого хотелось официальному Кремлю. Общаюсь с ними теперь лишь по интернету. Не знаю, дождусь ли того времени, когда опять поеду в Россию, но это случится только тогда, когда закончится балаган, устроенный Путиным. Знаете, мне уже столько лет, что не хочу притворяться. Да и не делал этого никогда. Киев живет в моем сердце всегда. Потому что именно в вашем городе 48 лет тому назад мы с моей женой соединили свои судьбы, и наше свадебное путешествие началось здесь».

   Об одном из самых выдающихся композиторов современности Гии Канчели его друг, дирижер Роман Кофман написал в книге «Хвала працедавцям»: «...Коли я пізнав Гію ближче і зрозумів, що мислить він парадоксами, а висловлюється афоризмами, кожен із яких варто викарбувати в камені, а головне — під час роботи над його великими творами, — мені стало ясно, що категорію руху він мислить не завжди стандартно, як безперервний розвиток дрібних частинок матеріалу. В опусах Канчелі виникають і зіштовхуються величезні пласти різнопланової, часто протилежної матерії, кожен з яких містить, здавалося б, вичерпний набір самодостатності, але чергування цих гігантських брил створює особливий, незвичайний і захопливий тип руху. Так буває в небі: висить непорушно величезна громада важких хмар і не проявляє жодних ознак руху; глянеш угору за півгодини — вони вже на іншому кінці небокраю. Такий Канчелі. Його музика гіпнотизує і публіку, і виконавців»!..»

   «Пока я смогу двигаться, пока будут живы мои друзья Роман Кофман и Валентин Сильвестров — до того времени я буду жить, Саша», — так мне сказал батоно Гия Канчели во время одного из наших личных разговоров. От сегодня маэстро в лучших мирах... Гений современности, с которым мне повезло не только познакомиться, но и работать, претворяя в жизнь его большой юбилейный авторский концерт в Киеве в 2015 году! Благодарю судьбу за то, что дала возможность общаться с мэтром в разных ипостасях: композитора, философа и просто человека с естественными эмоциями и мыслями вне официальных и публичных мероприятий, — написал на своей странице в Facebook известный виолончелист Александр ПИРИЕВ. — На самом деле очень-очень грустно! Но уверен, что Гия Александрович не хотел, чтобы на наших лицах была печаль...»

«День» выражает соболезнование семье маэстро и всем почитателям его великого таланта. Светлая память!

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ