«День» в № 125 сообщал, что из Национального академического одесского театра оперы и балета уволили худрука и директора. Ныне в адрес премьер-министра, подписавшего указ об увольнении Сергея Проскурни, шлют письма как «за» та и «против». Целую петицию, подписанную рядом известных деятелей культуры, направили Юлии Тимошенко, защищая опального директора. Одни подчеркивают, что «театру необходим творческий и художественный лидер, человек «с крыльями», интеллигентный, образованный», и что «Проскурня натолкнулся на атмосферу агрессивности, злобы, отсутствия творчества, которые годами накапливались в театре»; но оппоненты тоже не дремлют, обвиняя экс-директора «в национализме, бандеровщине, невыплате гонораров» и прочих грехах. Кстати, три месяца назад, его назначение на руководящий пост Одесской оперы также не прошло незамеченным, особенно много разговоров было в кругах творческой интеллигенции. Давались разные комментарии, строились прогнозы: как сработается этот продюсер и режиссер с коллективом в Южной Пальмире. Ведь Проскурня — фигура если не знаковая, то довольно заметная в Украине. Можно вспомнить, что с его именем связаны такие резонансные художественные акции, как «Мистецьке Березілля» или бенефис лучших спектаклей Романа Виктюка в Киеве. Напомним, что перед назначением в Одессу Сергей поработал советником министра культуры и туризма, поэтому многие, хорошо знающие творческую натуру Проскурни, даже удивлялись: зачем ему взваливать на себя административную обузу. Ведь изначально было понятно, что у Сергея масса идей и он, конечно, захочет внедрить в жизнь свои долго дремавшие амбициозные планы... Всего десять дней без приставки «и.о.» посидел в директорском кресле Сергей Проскурня, но за этот малюсенький срок нажил как друзей, так и врагов. Одна часть коллектива не приняла смелые новации «варяга» из Киева, а другая поддержала режиссера, считая, что работать по-старому нельзя. Конфликт расколол не только труппу, но и технический состав театра. Последней каплей, переполнившей чашу бурлящих страстей, стала премьера оперы «Кармен», в которой ведущие партии исполняли приглашенные молодые артисты, а одесситы фактически были статистами... Ныне новым директором Одесского оперного театра назначен Анатолий Дуда. А что же Проскурня, какие его дальнейшие действия? Об этом он рассказал «Дню».
— Сергей, вы сообщали, что собираетесь судиться, чтобы вас восстановили в должности. Еще не оставили эту идею?
— Я намерен обратиться в суд и попытаться восстановиться в должности директора театра. Сейчас я консультируюсь с юристами, намерен оформить иск. То, что произошло, просто так оставлять нельзя. Работая в Одесской опере, я впервые за многие годы начал проводить совещания, встречи со всеми техническими и творческими подразделениями, посетил комбинат театра и провел масштабную встречу с коллективом. Обеспечил людей на местах элементарными вещами: вентиляторами, утюгами, канцелярскими принадлежностями. С этим всем были, как ни странно, проблемы. Когда стал руководителем Одесской оперы, то потребовал предоставить отчетность о продаже билетов в театре. И уже на следующий день было проведено собрание части трудового коллектива театра, на котором мне было выражено недоверие. До меня в театре не было никакой отчетности о продаже билетов. Я начал контролировать ее, и сейчас театр перевыполнил план в два раза. Поэтому объективных причин для увольнения, да и, собственно, для конфликта, не было. Я считаю, что в данной ситуации замешана политика.
— Есть ли у вас план и стратегия, как должен работать театр в современных условиях?
— Моя стратегия обусловлена концепцией, которую утвердило Министерство культуры и туризма Украины. Одесская опера — это гармонизация памятника архитектуры мирового значения с высоким уровнем искусства. То есть чтобы люди не просто ходили в театр, чтобы увидеть памятник культуры, но и чтобы они смогли прийти сюда за искусством.
— Есть ли у вас единомышленники в коллективе и творческая команда, готовая провести реформы в театре?
— У меня более двух третей единомышленников — 500 человек. Но эта команда начинает распадаться, так как новое руководство оказывает значительное давление на этих людей. Я знаю даже солистов оперы, которые заполняли чистые листы бумаги, а потом эти листы оказались обращением к премьер-министру.
— В комментарии «Дню» вы сказали, что ваше увольнение имеет политический и экономический характер. В СМИ обсуждается, что до сих пор одесским артистам, игравшим в новой постановке «Кармен», не выплатили деньги (хотя прибыль от двух показов спектакля составила 236 тысяч гривен, но с вырученной суммы вы рассчитались только с приглашенными иностранцами — режиссером и дирижером, которые получив по 98 тысяч, покинули страну), правда ли это?
— Были подготовлены все контракты, были расписаны все суммы. Я пообещал всем участникам, что мы посмотрим, какой будет доход от представлений. Студентам, например, я пообещал минимум 1000 грн. — в любой ситуации. Но мы договорились, что в дни перед премьерой я посмотрю, как будут продаваться билеты и тогда они смогу увидеть, какую реальную сумму они смогут получить. Это было бы чистыми — минимум 1200 гривен. Но 9 июля был в Киеве, где меня не приняла премьер-министр, а когда вернулся в Одессу на премьеру, то из театра исчезла печать, и бухгалтерия уже мне не подчинялась. То есть произошел саботаж. Я считаю, что это было сделано для того, чтобы очернить мое имя.
— Проводится ли ныне Генеральной прокуратурой и МВД Украины проверка административно-хозяйственной деятельности Одесской оперы?
— Я ушел из театра 13 июля в 20:30. Поэтому я об этом ничего сказать не могу. Знаю только одно. В период моего руководства я обратился к независимой аудиторской фирме, которая должна была провести аудит в театре. Теперь этот запрос отозван новым руководством по инициативе последнего. Новому руководству не нужны проверки.
— Ваши оппоненты обвиняют вас в лоббировании собственных интересов, и что театр был для вас лишь «вотчиной»...
— Каких интересов? Это абсолютно бездоказательная риторика. Контракт, который я подписал с голландцами, был контрактом двух структур, одной из которых был как раз Одесский национальный театр оперы и балета. Поэтому обвинения в мой адрес относительно заинтересованности являются демагогией...