Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Усталость или реинкарнация?

48 «Молодость» окончилась и оставила больше вопросов, чем ответов
7 июня, 2019 - 12:17
ПОЛНОМЕТРАЖНОГО «СКИФСКОГО ОЛЕНЯ» ПОЛУЧИЛА «КОЛИБРИ» — ЭКРАНИЗАЦИЯ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ ПОВЕСТИ ЮЖНОЙ КОРЕЯНКИ КИМ БО-РА, КОТОРАЯ ОСУЩЕСТВЛЕНА АВТОРОМ

В определенном смысле на самом деле не 48-я, а только вторая. Ведь для фестиваля сроки проведения — это часть идентичности, определенной ауры. Много лет с «Молодостью» ассоциировался очень конкретный образный ряд: конец октября—начало ноября, опадающие листья, дожди, туманы — и особенно яркий на этом фоне экранный пир, украшенный призерами последних Канн, Берлина и Венеции, встречи с более-менее известными режиссерами и иногда звездами калибра Фанни АРДАН и Софи МАРСО. В 2010-х дополнительный импульс фестивалю придало негласное решение начать принимать на конкурсы фильмы-призеры более известных кинофорумов.

В 2009 у «Молодости» появился конкурент: Одесский международный кинофестиваль, который имел серьезные преимущества места и времени: июль, приморский город, а необходимые связи у организаторов уже были. Очевидно, не в последнюю очередь из-за этого неизменный директор «Молодости» Андрей ХАЛПАХЧИ решил перенести время проведения на конец мая. Таким образом, теперь имеем уже вторую «весеннюю» «Молодость». Есть ли какие-то отличия?

Теперь Канны заканчиваются ровно день в день с началом нашего фестиваля. То есть взять что-то свежее с Лазурного берега нереально. Остается только февральский Берлинале, а также Карловы Вары и Локарно (оба — летом предыдущего года). Собственно, фильмы именно оттуда были в этом году и в конкурсе, и вне конкурса в Киеве.

Что самое досадное — возникла проблема с публикой. На фестивале почти исчезли очереди, которые раньше стояли на премьеры более-менее интересных фильмов. Причина очевидна: большую часть авдитории «Молодости» составляют студенты творческих и гуманитарных вузов; однако вторая половина мая — это преддверие сессий, времени на кино нет. К тому же в последнюю неделю мая проходят «Книжный Арсенал», «Чилдрен Кинофест», День города — публика которых является так же потенциальными посетителями «Молодости».

При этом сейчас было на что посмотреть. В этом году «Молодость» получила более двух тысяч заявок на участие из почти ста стран мира. Из них 495 картин претендовали на включение в конкурс полнометражных фильмов, 768 — в короткометражных и 433 — в студенческий конкурс. За право принять участие в Национальном конкурсе соревновалось более 200 украинских короткометражек. К этому прибавлялась немалая внеконкурсная программа. Например, можно было увидеть на большом экране «Городских пижонов» — комедию Рона АНДЕРВУДА (1991), за роль в которой голливудская звезда украинского происхождения Джек ПАЛАНС (Владимир Палагнюк) получил свой единственный «Оскар», триллер Роман ПОЛАНСКИ «Тупик», награжденный «Золотым медведем» в Берлине в 1966 г., ранний шедевр Федерико ФЕЛЛИНИ «Дорогая» (1954), изысканно-физиологескую драму «Зет и два нуля» (1985)  снятую Питером ГРИНУЭЕМ на пике его режиссерской карьеры. Сам Гринуэй приехал в Киев, чтобы получить почетного «Скифского оленя» и провести мастер-класс под названием «Кино умерло, да здравствует кино!» Не менее весомым событием стало 40-летие культового фильма ужасов «Чужой» другого известного британца — Ридли СКОТТА. На «Молодости» не просто показали отреставрированную копию фильма, но и открыли в Довженко-центре выставку создателя Чужого — швейцарского художника Г. Г. ГИГЕРА; к тому же в клубе MonteRay состоялся концерт индустриал-рок группы The Young Gods, которая в свое время создала саундтрек для фильма «Swiss Made 2069» — первой пробы Гигера в кинематографе, где, собственно, и появился персонаж в облике Чужого.

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР КИНОФЕСТИВАЛЯ «МОЛОДОСТЬ» АНДРЕЙ ХАЛПАКЧИ И ПРИМА-БАЛЕРИНА НАЦИОНАЛЬНОЙ ОПЕРЫ УКРАИНЫ ЕКАТЕРИНА КУХАР

 

А впрочем, качество фестиваля измеряется по основному — полнометражному конкурсу.

Гран-при кинофестиваля, награду «Скифский олень», денежную премию в сумме 10000 долларов США и специальное награду жюри конкурсной программы ЛГБТ-фильмов «Солнечный зайчик» получила социальная драма «Дикий» (Savage) Камиля ВИДАЛЬ-НАКЕ (Франция).

Главного героя зовут Лео, ему 22, он гей, фактически живет на улице, зарабатывает проституцией, болеет туберкулезом. Среди клиентов встречается очень разная публика — от инвалидов до опасных садистов. При всем этом он способен любить, получать удовольствие от секса. Феликс МАРИТО (он, кстати, и вышел получать награду) играет сдержанно, точно, продуцируя ощущение постоянно сжатой пружины, которая может распрямиться очень неожиданным образом. Собственно, эта неожиданность и происходят. Видаль-Наке искусно обманывает зрителя, навязывая очевидный хеппи-энд, а затем делая резкий разворот — и здесь нам становится понятно, что вся история — не о страдании юного изгоя, а о свободе, и что savage еще переводится как «свободный».

Свою долю независимости обретает и забитая 37-летняя домохозяйка Панайоту (Мариша ТРИАНТАФИЛЛИДА) в «Ее работе» (Никос Лабот, Греция). Она живет с двумя детьми, которые ее воспринимают как бесплатную прислугу, и с мужем, который не спешит устроиться на работу, но всех учит жить. Трудоустройство Панайоту уборщицей в торговом центре становится поворотом поистине судьбоносным. Она получает свои первые заработанные деньги, впервые садится за руль, впервые пользуется банковской карточкой, находит новых подруг. Лабот явно верит в рабочую и женскую солидарность. Мариша Триантафиллида очень убедительна в этой роли и свой приз Hellenic Film Academy Awards имеет вполне заслуженно. Еще хочется прибавить, что таких фильмов — о маленьких людях в борьбе с ежедневной рутиной —  явно не хватает украинскому кино.

Конфликт в «Путешествии в мамину комнату» 36-летней испанки Селии КЛАВЕЛЛИНО — более камерный. У себя на родине эта картина собрала премии «Гойя» лучшему новому режиссеру и за лучшую женскую роль второго плана (Анна КАСТИЛЕ). Движение повествования начинает противостояние матери Эстрельи и дочери Леонор. Последняя планирует уйти из надоевшего дома, а первая и хотела бы удержать родную бунтовщицу, но та формально является уже взрослой.  Клавеллино разворачивает сюжет нетипично: с развитием повествования оставляет фокус на Эстрелье. Что происходит с родителями, когда их оставляют дети? Оказывается, из этого может получиться хорошая мелодрама. А этот мелодраматизм компенсируют прекрасные актрисы: Анна Кастильо — Леонор и Лола ДУЭНЬЯС в роли матери. Дуэньяс обрела популярность, сыграв у Алехандро АМЕНАБАРА и у Педро АЛЬМОДОВАРА. Влияние Альмодовара и на режиссуру, и на сценарий здесь безусловный — но это не худшая черта для начинающего.

«Нина» (режиссер — Мария Винтер ОЛЬСЕН) — первый кинопродукт Фарерских островов, показанный в Украине. Фареры — часть Дании с высоким уровнем автономии. «Нина» — сюжет в духе театрального реализма, спектакль для двух актеров. Беременная писательница Нина переезжает на отдаленный остров со своим новобрачным Вильямом. Вильям — врач и целыми днями вынужден работать. Нина чувствует себя одиноко, у нее не идет  письмо. Сначала намечается фабула о женской силе, о цене независимости, которую платит молодой интеллектуал. Но где-то ближе к середине неизвестно по каким причинам режисер сбивается на банальности о супружеской измене, любовном треугольнике и тому подобное. Явно дезориентированные таким поворотом, актеры ужасно переигрывают — прямо как во второстепенном сериале.

Но если уж говорить о тенденциях в полнометражном конкурсе, то окажется, что его самую значительную часть составили так называемые романы-воспитания — то есть истории взросления.

В частности, «За что нам все это?» (Ева ШПРАЙЦХОФЕР, Австрия) в неожиданно, но вполне уместно комичной тональности рассказывает о феминистке Ванде, которая с ужасом узнает, что ее дочь-подросток приняла ислам и собирается носить платок. В израильском «На следующий день, когда меня не станет» (Нимрод ЭЛЬДАР) Йорам, - ветеринар из Тель-Авива, ведет позиционную войну тоже с несовершеннолетней дочерью, которая регулярно исчезает из дома и даже пытается наложить на себя руки. Он решает поехать с ребенком к родственникам ее матери. Это путешествие по пустыне помогает обоим лучше понять себя и друг друга.

Протагонистка «Разрушительницы системы» — 9-летняя Бенни — создает окружающим совсем немаленькие проблемы (актриса Хелена ЗЕНГЕЛЬ делает невероятную работу). Она скандальная, очень возбудимая, безгранично агрессивная. Школы и приюты избавляются от нее, как от воплощенного кошмара. У нее есть мама — мягкая и покладистая, которая просто не знает, что делать. И никто не знает. Режиссер фильма — бывшая документалистка, 36-летняя Нора ФИНШАЙТ считается теперь одной из главных надежд немецкого кино. На Берлинале это подтвердили Призом Альфреда Бауэра за фильм, который открывает новые перспективы киноискусства. Финшайт с истинно документалистской тщательностью изучила тему неконтролированных детей. Испытывая систему немецкой педагогики, она это делает, впрочем, не без юмора и с саспенсом, достойным лучших триллеров. И — в чем наибольшее мастерство — все равно побеждает любовь. Но этот фильм так и не получил главный приз в киевском конкурсе — именно из-за наличия весомой берлинской награды.

Зато полнометражного «Скифского оленя» получило «Колибри» — экранизация автобиографичной повести южной кореянки Ким БО-РА, осуществленная автором. Сюжет разворачивается в декорациях Сеула середины 1990-х, который бурно развивается после десятилетий военных диктатур. Колибри — достаточно точное обозначение для 14-летней Ін-хи (Пак Чжи Ху): она легкая, яркая, жадная к наслаждениям, легко влюбляется и в ребят, и в девушек и, конечно, не меньшей мерой впечатлительная. Другого выхода у нее нет, ведь ее семью благополучной не назовешь: родители ссорятся, сестра — проблемная, брат хулиган.

Ким Бо-ра экранизировала собственную повесть, построенную на автобиографичном материале. Героев здесь двое: «колибри» Ин Хи, которая всегда на пределе, и Сеул, охваченный неконтролированным строительным бумом. Они оба больны, и развитие этих болезней привносит в сначала медленный фильм все более растущее напряжение, которое развязывается в катастрофической кульминации — обвале моста Сонсу, унесшем десятки жизней. Возможно, Бо-Ра и не ставила цель создать портрет эпохи — но все же изобразила его с надлежащим размахом.

В целом, если говорить о репертуарном наполнении, «Молодость» в этом году вполне удалась. Однако — пусть это и субъективное наблюдение — есть тревожная тенденция, которую можно назвать усталостью. Ведь «Молодость» все еще остается проектом Андрея Халпахчи — уже почти 30 лет. Вся фестивальная машина лежит на его плечах, на его связях, на его харизме. Один человек не может все время нести на себе такой груз. Частичная потеря публики — это лишь одно из последствий такой усталости. Возможная смена руководства кажется не слишком отдаленной перспективой. Переживет ли ее «Молодость»? Вернет ли своего зрителя? Сохранит ли свой шарм кинематографического праздника?

Хотелось бы верить, что все будет хорошо.

Фото предоставлены международным кинофестивалем «Молодость»

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ