Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

В Донбасс-Опере впервые ставят «Летучего Голландца»!

«Часто, оглядываясь назад, можно увидеть будущее», — считает режиссер спектакля Мара Курочка (Германия)
23 ноября, 2012 - 11:58
Мара КУРОЧКА: «В ПОСТАНОВКЕ «ЛЕТУЧЕГО ГОЛЛАНДЦА» ЧЕРЕЗ ИСТОРИЮ СЕНТЫ ХОЧУ ПЕРЕДАТЬ ОЩУЩЕНИЕ ЖИЗНИ ХІХ в., ПРИБЛИЗИТЬСЯ К НЕМУ, НАСКОЛЬКО ЭТО ВОЗМОЖНО, ИСХОДЯ ИЗ СОВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ, ПОСКОЛЬКУ ВИЖУ ПАРАЛЛЕЛИ С НЫНЕШНИМ СОЦИАЛЬНЫМ НАСТРОЕНИЕМ»
В СПЕКТАКЛЕ ЗАДЕЙСТВОВАНО БОЛЕЕ 200 ЧЕЛОВЕК (СОЛИСТЫ, ХОР, ОРКЕСТР, ТАНЦОВЩИКИ И ТЕ, КТО РАБОТАЕТ ЗА КУЛИСАМИ)!

Постановка оперы Рихарда Вагнера является совместным украинско-немецким творческим проектом, посвященным 200-летнему юбилею выдающегося композитора, который мировое сообщество будет отмечать в 2013 году. Надо сказать, что произведения маэстро — «Валькирия», «Зигфрид», «Лоэнгрин», «Тристан и Изольда» — звучат во многих театрах мира, а в нашей стране музыкальное наследие классика очень редкий гость на оперной сцене.

В «Летучем Голландце» задействовано более 200 человек (солисты, хор, оркестр, танцовщики и те, кто работает за кулисами)! Постановка недешевая, но тратятся негосударственные деньги. Проект стоит свыше 100 тысяч евро! Достаточно дорогое специальное оборудование театр приобрел для создания визуальных и звуковых эффектов. В частности, донеччане имеют видеопроектор, который впервые используют в спектакле (это устройство воспроизведет на сцене бурное море). Постановщики пообещали, что на премьере (8 и 12 декабря, а затем 14 и 17 февраля) зрители увидят увлекательное действо. Опера будет исполняться на языке оригинала — на немецком, с украинскими субтитрами.

Продюсер из Швейцарии, директор компании Pro Musica Classic Александр Янков считает, что эта постановка должна быть интересной не только с точки зрения театральной жизни Донецка, но и заинтригует и заинтересует всех украинских меломанов. А главный дирижер Донецкого театра оперы и балета им. А. Соловьяненко Василий Василенко напоминает, что «классик мировой оперной сцены Рихард Вагнер вообще не известен нашей публике! И когда появилась идея сделать постановку к 200-летнему юбилею композитора, то решили, что «Летучий Голландец» — это самое интригующее и динамичное произведение, поскольку его драматургия не может оставить равнодушным ни одного человека».

Генеральное консульство Германии в Донецке приобрело для Донбасс-Оперы оригинальный нотный материал Вагнера издательского дома Breitkopf — партитуру, оркестровые голоса, клавиры для симфонического оркестра и хора. Генеральным партнером проекта выступила компания СКМ, финансовую поддержку также будут оказывать представительства немецких компаний в Украине — «Кнауф», «Сименс» и «Люфтганза».

Постановка оперы Р. Вагнера «Летучий Голландец» проходит при участии украинских и немецких партнеров: Посольства Германии в Украине, Генерального консульства Германии в Донецке и Немецкого культурного центра «Гете-институт» в Киеве.

Перед премьерой (на месяц) театр закрыли для зрителей — все дни идут репетиции. Декорации монтировали три дня (их вес девять тонн!). Пока на сцене работали технические службы, хор, миманс, оркестр и солисты репетировали в классах. Уже известно, что главные партии будут исполнять несколько составов артистов — ведущих вокалистов из разных стран: Голландец (бас-баритон) — Андреас Макко (Германия), лауреат международных конкурсов Александр Благодарный, заслуженный артист Украины Анатолий Воронин; Даланд, норвежский моряк (бас) — Вальтер Финк (Австрия), заслуженный артист Украины Юрий Алексейчук, дипломант международного конкурса Максим Иващук и Александр Климов; Сента, его дочь (сопрано) — лауреат международных конкурсов Леся Алексеева (Национальная опера Украины), заслуженная артистка Украины Татьяна Плеханова и Элана Сагайдак; Эрик, молодой охотник (тенор) — Виталий Козин и Александр Левчишин; Мэри, воспитательница Сенты (меццо-сопрано) — лауреат международных конкурсов Анна Максудова и Наталья Матвеева; Рулевой на корабле Даланда (тенор) — лауреат международных конкурсов Евгений Удовин и Владимир Хамраев.

Дирижером-консультантом оперы стал известный маэстро из Мариинского театра Михаил Синькевич (Санкт-Петербург, Россия), сценографами выступают Момме Хинрихс и Торге Меллер (Германия), художник по костюмам — Юлия Харттунг (Германия), хормейстер — Людмила Стрельцова (главный хормейстер Донецкой оперы), коррепетитор — Мальте Кроидл (Германия), дирижер-постановщик — Василий Василенко (главный дирижер Донбасс-Оперы), руководитель проекта — Василий Рябенький (генеральный директор Донецкого оперного театра), а режиссером-постановщиком оперы «Летучий Голландец» является Мара Курочка (Германия).

На репетиции режиссер М. Курочка очень эмоционально и выразительно демонстрирует солистам (Вальтер Финк, Андреас Макко и Леся Алексеева) движения, объясняя содержание сцены: «Вагнер — непростой композитор, у него нужно петь и ползти одновременно. Он объединил вокал, постановку, исполнительское мастерство, — объясняет позже режиссер. — Важно не просто выйти к рампе и красиво пропеть. Наша задача — сделать реалистичными движения на сцене и наполнить эмоциями музыкальное исполнение. Это должно красиво звучать и иметь хороший вид».

Сама сцена представляет собой палубу судна, накренившуюся во время шторма. Солистам и хору нужно держаться крепко на ногах. Кое-кто из артистов репетирует босиком, привыкая к «палубе». «Меня растрогало то, насколько артисты подхватили мою идею, — говорит режиссер. — Все готовы экспериментировать, ведь постановка у нас необычная. У меня такое ощущение, словно мы плывем в одной лодке».

Киевлянка Леся Алексеева имеет звание лауреата международного Конкурса молодых вокалистов имени Вагнера. Она работала в Австрии, и знает специфику немецкой оперы. О режиссере отзывается с восторгом: «Мара — очень открытый человек, всегда готовый выслушать оппонента. У нее гениальные идеи. Простые, но гениальные. Работает словно по системе Станиславского: не просто указывает, что и как сыграть, а объясняет, что чувствуют герои, почему так себя ведут. А без этого Вагнера петь невозможно»!

Название «Летучий Голландец» предполагает, что Голландец является главной фигурой представления. А в донецкой постановке это будет... Сента. Достаточно неожиданная трактовка известного сюжета. У Вагнера главная героиня умирает на последних тактах, а в постановке немецкого режиссера Сента умирает уже в увертюре! Сюрпризов для публики международная творческая команда подготовила немало. А поэтому «День» попросил Мару Курочку рассказать о том, что стало для нее отправной точкой постановки оперы Вагнера в Донбасс-Опере, как ей удалось соединить на сцене романтизм и фантазии, о Голландце — блуждающей душе и образе из мечтаний девушки, о женской проблематике спектакля, и о значении оперы «Летучий Голландец» для современной публики.

«ЖИЗНЬ — КАК РИСКОВАННОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

— Темой и центральным мотивом донецкой постановки является корабельная авария — сюжет, характерный для той эпохи. Центральные образы — затерянный в воде дрейфующий плот и маленький человек, противостоящий водной стихии. Жизнь — как рискованное путешествие, символ изоляции в жестоком мире, который формируется под воздействием экономических, социальных и политических неурядиц и в котором человек борется за выживание, — рассказывает Мара КУРОЧКА. — В «Летучем Голландце» Вагнера мы встречаем сразу нескольких потерпевших кораблекрушение: Голландца, капитана с командой, терпящих кораблекрушение, и Сенту, которая переживает эмоциональное кораблекрушение. Даже пространство сцены дает крен и угрожает погрузиться в оркестровую яму. Столетия прошли сквозь него и снесли его части.

Мы оглядываемся назад, на фрагмент той эпохи. Тоска по пристанищу — с одной стороны, стремление к свободе и приключениям, которые обещает море, — с другой, образуют два полюса, определяющих судьбу главных героев, и на этом фоне разворачивается эмоционально напряженная история.

«ИЗ-ПОД КРОВАТИ СЕНТЫ ВЫХОДЯТ ЕЕ ВИДЕНИЯ»

— Сюжет «Голландца» пришел из легенды, где Вагнер рассказывает «страшилки» с хором призраков, привидениями и легендарным Голландцем. Как обращаетесь с таким типичным для романтизма элементом фантастического?

Я рассказываю «Голландца» как неспокойный сон Сенты. Это очень близко к музыке Вагнера, в которой звучит видение главной героини. С одной стороны, это воспроизводит дух времени, передает склонность Сенты к отчужденности и галлюцинациям, а с другой — создает прекрасный фон для большего развития фантастического.

Из-под кровати Сенты выходят ее видения. Простыня ширится по всей сцене, превращаясь в море. Море вливается в двери или разворачивается из костюма. Бьются волны, под которыми прячется бездна...

Поверхность моря скрывает невысказанные желания, страхи, надежды и преступления. То они появляются, как отражение, на поверхности, то призрачно возникают на фоне, как неприкаянные души, и овладевают всем, что происходит на сцене. Идут в море и фигуры со сцены или появляются на ней опять, словно движимые приливами и отливами.

Лихорадочные сны Сенты открывают зрителю доступ к воображаемой реальности, где реальные переживания девушки перенесены на метафорические виденья и события. Они налагаются друг на друга: фигуры представляются многосторонними, возникают временные скрещивания, темпы сдвигаются, действие отматывается назад, повторяется в вариациях. В созданной Сентой сюрреалистической последовательности сновидений, как в калейдоскопе, переплетаются отдельные судьбы и социальные процессы.

«ГОЛЛАНДЕЦ — НЕ ВЕКАМИ БЛУЖДАЮЩАЯ ДУША, А ОБРАЗ ИЗ МЕЧТАНИЙ СЕНТЫ»

— Во сне Сенты мы переживаем происходящие события с ее эмоциональной точки зрения. Перед нами предстает ограниченный, меркантильный, враждебный и черствый мир, где правят ее отец и Мэри. Сента мечтает о Голландце, она видит в нем вымышленную родственную душу.

Голландец тоже в поиске другой жизни. Он появляется безродным, дрейфующим, потерпевшим кораблекрушение, грустящим по другой действительности, оторванным от самого себя в силу обстоятельств, в которых он вынужден существовать.

В образе Голландца Сента видит необычайно мыслящего человека, который может избавить ее от обременительного родительского дома. Ее тяга к этому человеку моря, к абсолюту выражается в ее балладе, центральной теме произведения, которая открывает глубокое стремление Сенты к освобождению и побегу из ограниченности буржуазных отношений к романтичной свободе.

Обычный, холодный Эрик, ее настоящий муж, не может ей этого дать. Напротив, с Эриком под ее ногами возникает бездна, поскольку брак с ним означает систематическое продолжение ее предыдущей нестерпимой жизни как дочери Даланда.

ИЩИТЕ ЖЕНЩИНУ!

— Речь идет о проблематике личного фиаско в попытке реализовать свои мечты и жить самостоятельной жизнью. Здесь рассматривается тема страха, ощущения жизни на краю и несоответствия обстоятельств, в которых человек вынужден жить. Для женщин буржуазной среды в ХІХ в. это было особенно явной, жгучей проблемой. Но даже если здесь речь идет о Сенте с точки зрения женского персонажа, все же имеются в виду общечеловеческие темы.

«СМЕРТЬ — КАК НАЧАЛО И КОНЕЦ ИСТОРИИ»

— Смерть Сенты у Вагнера музыкально определилась с самого начала. Уже в увертюре звучит мотив смерти вместе с апофеозом, и в начале встречи Сенты с Голландцем после фатальной паузы мы слышим известный мотив смерти — хвалебное пение, традиционное для итальянской и французской оперы, в античном стихотворном ритме пеона (соло литавр).

Я изображаю эту смерть как начало и конец истории. Добавленный мною пролог дополняет либретто и вытекает непосредственно из оригинального произведения. В своем жестко регламентированном мире Сента вынуждена играть пассивную роль, типичную для большинства женщин ХІХ в. Она под давлением общества должна выйти замуж за человека, которого не любит, — друга детства Эрика. Он — простой, грубый мужчина, который видит только свое собственное желание, страсть и не интересуется личностью Сенты, ее потребностями.

Эту безвыходную ситуацию Сента разрешает самоубийством. Из этой предпосылки развивается действие. В предсмертном сне Сенте удается подняться над своей смертью с помощью Голландца, своего спасителя и мстителя. Ее смерть не бессмысленна, каким является реальное, никчемное самоубийство, а «цель жизни». Кровать становится плотом смерти, на котором она плывет навстречу своему концу и мечте своей жизни.

О ЗНАЧЕНИИ ОПЕРЫ «ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ» ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ ПУБЛИКИ

— Этой постановкой я хочу, в первую очередь, через историю Сенты передать ощущение жизни ХІХ в. (а не ХVІI в., как у Вагнера), приблизиться к нему, насколько это возможно, исходя из современной перспективы, поскольку я вижу сильные параллели с нынешним социальным настроением. Глобализация, гиперкапитализм, непонятность рынков, сдвиги в ценностях ведут к тому, что одиночка чувствует себя бессильным в игре, правила которой не прозрачны.

В ХІХ в., как и сегодня, обещания бесконечны, мир и его ресурсы кажутся полностью доступными, разрушаются системы сознания, которые бережно передавались от поколения к поколению, человек переживает состояние «трансцендентальной бездомности», как его назвал Г. Лукач.

В этой напряженности между обещанием и бессмыслицей человек теряет равновесие. Состояния отсрочки и неустойчивого дрейфа описаны и у великих романистов, а также у Мелвилла и Флобера. Страх растет, и национализм распространяется. Это социальный климат, который, как показала история, скрывает в себе огромные опасности. О них необходимо знать и заблаговременно им противодействовать. Я думаю, мы не должны забывать, что часто, оглядываясь назад, можно увидеть будущее.

Фото Андрея КОРНИЕНКО

СПРАВКА «Дня»

Мара Курочка — немецкий режиссер и хореограф из Берлина. Окончила Джульярдскую школу в Нью-Йорке. Ее хореографические работы можно увидеть в Линкольн-Центре в Нью-Йорке, на Триеннале в немецком регионе Рур, в Камерном театре в Мюнхене, на фестивалях в Зальцбурге. В качестве сорежиссера (в течение многих лет) работает с режиссером Ф. Штельцлем. Эта команда инсценировала «Фауста» и «Летучего Голландца» для театра в Базеле, «Риенци» и «Парсифаль» — в Немецком театре оперы и балета в Берлине, «Летучую мышь» — в Государственной опере Штутгарта, «Орфея» — в Немецкой государственной опере в Берлине. Также признание на международном уровне получили ее видеоработы на повседневные движения в мегаполисах. Многократно получала награды.

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ