Никого не удивить тем, что, например, в один вечер в разных театрах одного города идет одна и та же пьеса Шекспира или Чехова. А вот что касается современных авторов такая ситуация маловероятна. Поэтому чрезвычайным для украинского драматурга Татьяны Иващенко показалось событие, когда во Львове, городе, знаковом для гения национальной литературы Ивана Франко, в один вечер на сцене двух театров шла ее пьеса «Тайна бытия», посвященная невероятной судьбе, творчеству, супружеской жизни, любви Ивана Яковлевича.
На сцене Национального театра им. М.Заньковецкой спектаклем «Тричі мені являлася любов» по этой пьесе начал свои гастроли во Львове коллектив Коломыйского украинского драмтеатра им. И.Озаркевича. А вторая постановка «Тайна бытия» проходила во Львовском Первом украинском театре для детей и юношества.
Хотя главными фигурами сценического повествования в обоих спектаклях является Иван Франко и его жена Ольга Хоружинская, режиссерское решение отличается. Автор коломыйського спектакля режиссер Сергей Кузик создал масштабное полотно противоречивой тогдашней жизни, на музыкально- пластическом фоне которого разворачивается проникновенная история о сложных, подчас трагических обстоятельствах супружеской жизни Франко и Хоружинской. Желание любви и ревность жены противостоят потребности любви поэта, к сожалению, не к жене.
Спектакль в режиссуре Владимира Борисюка более формалистичный. Учитывая воспитательную направленность Театра для молодежи, здесь внимание сосредоточивается, скорее, на фигуре Франко как просветителя и писателя.
Несмотря на освещение неординарных человеческих черт и исследование эмоциональных переживаний героев, автор пьесы не оставляет вне поля зрения значение Франко как общественного деятеля, лирического и страстного поэта. Акцентируется на этом в обоих спектаклях. Наряду с уже хрестоматийными, тоскливыми строками: «Чому являешся мені у сні?...», звучат гневные слова Каменяра о необходимости независимости Украины. Давние сентенции Ивана Франко о такой, и по сей день, болезненной теме украинской действительности, очень чутко воспринимались в зрительских театральных залах Львова и имели одобрительный эмоциональный отклик благодарных зрителей.