В экспозиции представлены работы двух известных украинских художниц Натальи Борисенко (экспериментальный текстиль) и Олеси Дворак-Галик (профессиональная керамика).
Этот арт-проект воспринимается интересным со всех точек зрения: и своей идеей, и ее авторами. Прежде всего, выставка вызывает интерес неожиданным «вторжениям» в это уже привычное для киевлян «царство керамики» работ художественного текстиля, которые, между тем, чувствуют себя в пространстве «ЦеГлинаАрт» достаточно уверенно. Искусство ткани настолько органично, почти «в любовном экстазе», слилось с искусством глины, что есть подозрение — это не последнее их «свидание» в галерее.
Бесспорно, эта созвучность текстиля и керамика возникает не случайно. Киевлянки Наталья Борисенко и Олеся Дворак-Галик — выпускницы Львовской национальной академии искусств (в прошлом — Львовский государственный институт прикладного и декоративного искусства), и обе в своем творчестве продолжают главные принципы львовской художественной школы — такие, как подчеркнутый вектор этнической и национальной идентичности, глубокое осмысление достояний отечественного и мирового искусства, впитываемости всего самого лучшего из авангардных течений в сочетании с национальными традициями. И хотя эти две талантливые харизматичные женщины-творцы являются самодостаточными и независимыми художницами, каждая из которых на выставке презентует самобытность своего художественного лица вместе с личным и эмоциональным переживанием мира, тем не менее, они являются творческими единомышленниками, что идут, хотя и разными тропинками, однако все же похожими формально художественными путями.
Львовская Alma-mater приучила их (Н. Борисенко в 1970-х на отделении художественного текстиля, а О. Дворак-Галик в 1990-х на отделении художественной керамики) не бояться образно-пластичных экспериментов, что позволяет художницам сейчас смело балансировать на грани конкретного и условного, фигуратива и абстракции как в текстильных, так и керамических композициях. Поэтому экспериментальный эмоциональный текстиль п. Натальи и авангардная темпераментная керамика п. Олеси, которые пленяют внутренней художественной свободой их авторов, не противоречат в экспозиции «ЦеГлинаАрт», а замечательно переносят соседство и обогащают друг друга.
НАТАЛЬЯ БОРИСЕНКО. ПАННО «ДОРОГА НА ЗАПАД». ФРАГМЕНТ. ТКАНЬ; КОЛЛАЖ, ШИТЬЕ (2017)
Понятие текстуры в искусстве достаточно широкое и многозначительное, о чем свидетельствуют и произведения Н. Борисенко и О. Дворак-Галик: преимущественно абстрактные композиции, которые заряжены динамической энергией, ритмом, движением, привлекающие слаженностью цветных соединений, а гармония и цвет вместе с характеристиками его яркости — это главные составные понятия текстуры, которую женский творческий тандем положил в основу идеи своего арт-проекта.
Конечно, текстуру изображения можно создавать искусственно — в виде структур из графических знаков, шрифтов, отрезков линий, фрагментов трансформируемых геометрических фигур. Так, крупномасштабная керамическая инсталляция «Не будь плоский», что обращает на себя внимание в центре экспозиции, а также декоративные композиции «Керамический механизм», «Замкнутый круг», «Разговор на двоих», ларь «Катушки» (все из шамота, декорированного яркими глазурями, в технике ручной лепки), построены на разнообразных вариациях формы круга и овала с выразительной текстурой и фактурами, которые возникли в художественном воображении Олеси Дворак-Галик и талантливо воспроизведены ею в экспонатах выставки.
Разноцветными геометрическими фантазиями бредит и Наталья Борисенко в своих монументальных по размерам текстильных панно «Дорога к закату солнца», «Зеленая композиция», «Розовая композиция», «В крапинку», которые искусно выполнены художницей в ее авторской технике на грани коллажа и шитья.
На выставке убеждаемся, что текстура является важным элементом и изображений в природе, найденных нашими художницами в структурных элементах листьев деревьев (Н. Борисенко. Триптих-панно «Три дерева». Ткань; коллаж, шитье), экзотичных растений и цветов (О. Дворак-Галик. Декоративная пластика «Растения на рифах», «КораллоЦветок», «КораллоКактус» — все из серии «Мексика». Шамот, глазури; лепка).
Глаз художника легко распознает текстуру туч, воды и, даже, солнца (Н. Борисенко — декоративные панно «Между каплями», «Водная гладь», «Солнечные зайки». Все — хлопок; роспись, горячий батик), что не может не удивлять обыкновенного зрителя.
Слово «текстура» с латыни переводится как «ткань», «связь», «строение». И именно эти слова, по моему мнению, являются ключевыми к пониманию «артовской» идеи, которой увлеклись Олеся Дворак-Галик и Наталья Борисенко. Однако главное, что в экспозиции выстраивается атмосфера гармонии искусства ткани и керамики — двух мощных видов современного профессионального декоративного искусства Украины, что развивается в русле общеевропейского художественного процесса, однако на фоне почтительного отношения к историческим традициям национального образосозидания.