Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«В искусстве все начинается с правды...»

22 мая поэт и драматург Юрий Рыбчинский будет праздновать юбилей, но из-за пандемии торжества перенес на осень
22 мая, 2020 - 10:28
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Юрия Евгеньевича называют классиком современности, его стихи уже вошли в школьные учебники. Он автор более двух сотен песен, которые украшают репертуар ведущих исполнителей не только Украины, но и иностранных исполнителей, десятка пьес, которые поставлены во многих театрах. По словам друзей, Рыбчинский — это мастер-шлягер. Его произведения прославили звезд и дали толчок для пути к успеху молодым певцам и артистам. А еще поэт — честная, искренняя личность, украинский патриот, у которого болит душа, что седьмой год на нашей земле пылает война... 22 мая Юрию Евгеньевичу исполнится 75. Впрочем, годы не властны над мастером, он почти ежедневно продолжает писать свои произведения. Накануне юбилея «День» пообщался с поэтом — вспомнили о знаковых событиях, сотрудничестве с мастерами, а также поговорили и о том, что волнует поэта.

КАРАНТИН И... МУЗА

— Мне пандемия COVID-19 не мешает писать, — признается Юрий РЫБЧИНСКИЙ. — Наоборот, за это время Муза не покидает, и почти ежедневно пишу. Даже сам удивляюсь — откуда берутся стихи? Вдохновение — то, о чем настоящий мастер не должен даже думать. Формулы вдохновения, как и формулы любви, не существует! А что касается карантина, то на днях выезжал за город и удивлялся, почему Киев фактически парализован: километровые, на несколько часов пробки, сковали дороги... и это при том, что большинство киевлян еще сидит дома. А еще чувствуется, что все устали от карантинной изоляции, поэтому на улицах можно увидеть немало людей без масок, причем старшего возраста, потому что молодежь больше придерживается установленных Минздравом правил...

«НЕ ХОЧУ ЖИТЬ В СТРАНЕ, КОТОРУЮ ПОСТРОИЛИ ЛЕНИН И СТАЛИН»

Юбилей — это повод вспомнить о первых творческих шагах, знаковых произведениях, событиях, встречах...

— В восьмом классе, несмотря на увлечение живописью, спортом и театром, я написал свой первый стих, — вспоминает Юрий Евгеньевич. — Хотя первые мои поэтические попытки стали для родителей неожиданными, ведь мужчины из семьи Рыбчинских имели склонность к рисованию... Отец надеялся, что продолжу его стезю и пойду по финансовой линии. Но еще школьником я познакомился с Лесем Танюком (который научил азам поэтического мастерства, заинтересовал украинской культурой, открыл настоящего Павла Тычину, Василя Эллана-Блакитного, засветил имена Николая Зерова, Евгена Плужника)... А впоследствии Евгений Евтушенко стал моим первым серьезным критиком и советчиком в поэзии. Уже в девятом классе мои стихи печатались в республиканской прессе. Знаете, в дневнике я записал: «Я не хочу жить в стране, которую построили Ленин и Сталин, я не хочу жить в стране, где столица находится за пределами моего государства, я хочу жить в стране, которая будет называться Украина»...

СУДЬБОНОСНЫЕ ПЕСНИ

Практически все стихи Рыбчинского легко ложатся на музыку, поэт сотрудничал со многими композиторами из разных стран, а не только нашими соотечественниками. Критики считают, что почти каждое третье его произведение — шлягер и выспрашивают у поэта, как писать песни, чтобы они стали популярными?

— Никакого секрета нет, — говорит Ю. Рыбчинский. — Просто в стихи надо вкладывать душу — тогда произведение найдет отклик в сердцах людей. Это касается и музыки, которую пишет композитор, а не когда он просто использует ритмичные вещи. Я считаю, что лучшие песни ты пишешь независимо от твоего состояния, а тогда стих самодостаточен даже без музыки. Хотя мне легче писать текст, когда уже есть мелодия — тогда получается эмоциональнее, и не надо придумывать, в каком размере писать стихи... А еще когда мне не нравится музыка, то я вообще не берусь за произведение. Мелодия должна волновать... Хотя бывает и так, что стихи первыми появились, а тогда уже ищу к ним композитора, и он уже должен подстраиваться к той поэтической рамке, которую я задал.

Для меня Игорь Поклад не просто соавтор, а друг еще с молодости. Трудно сказать, как сложилась бы моя судьба, если бы не он, и писал ли бы я вообще песни? Не знаю... Мы познакомились еще в студенческие годы. Я учился в университете, а Игорь — в Киевской консерватории. Считаю, что мне повезло, и судьбоносная встреча с гениальным композитором в жанре песни дала толчок моему пути на эстраду. Кстати, после окончания вузов, в конце 1960-х, мы с Игорем Покладом служили в армии и даже оказались в одном армейском ансамбле... Тогда и написали свою первую песню «Глаза на песке», которую исполнила популярная певица Тамара Миансарова. И тогда пришел успех... Потом эту песню пели разные исполнители. Радует то, что уже много лет другие наши с Игорем Покладом песни не теряют популярности, а «Чарівна скрипка» и «Дикі гуси» даже считаются народными, и их поют исполнители не только из Украины, но и других стран мира...

Судьбоносной стала и «Свобода» — песня из рок-оперы «Белая ворона» (музыка Геннадия Татарченко)... В 1989 г. состоялась премьера спектакля, который поставил Сергей Данченко в Театре им. И. Франко, а главные роли исполнили тогда молодые актеры Наталья Сумская и Анатолий Хостикоев. Напомню, это была первая рок-опера на украинской сцене! Спектакль 11 лет шел с супераншлагами. А когда в октябре 1990 г. в Киеве на площади Октябрьской революции (ныне Майдан Независимости) началась Революция на граните, то во время акций голодовки студентов, которые подняли важный вопрос — становление независимости Украины, звучала песня «Свобода», которую пела Н. Сумская...

Напомню, что и в дни путча в 1991 г. на радиостанции «Эхо Москвы» (которая в бывшем СССР тогда ушла в подполье) каждый час в эфире звучала песня «Свобода» из рок-оперы «Белая ворона» в исполнении грузинской певицы Тамары Гвердцители. Можно сказать, что наша песня «Свобода» принимала участие в исторических событиях...

«ОЧЕНЬ ЖАЛЬ, ЧТО ЗЕМНОЙ ПУТЬ ИВАСЮКА БЫЛ ОЧЕНЬ КОРОТКИМ»

— Я познакомился с Володей Ивасюком в 1971 году на его родине — Буковине. Это была весна, мы с Игорем Покладом приехали в Черновцы. И наши друзья-музыканты познакомили нас с Володей. Он пригласил нас к себе домой (сейчас в этой квартире Мемориальный музей В. Ивасюка. — Т. П.), потом вместе ходили по городу, заходили в кафе, пили сидр (молодое яблочное шампанское), который любил Володя. Приязнь почувствовали с первой минуты общения. Он такой был искренний, интеллигентный, эрудированный, образованный, знал иностранные языки, свободно общался на французском... Потом мы часто встречались во Львове, куда он впоследствии переехал на учебу. А когда Володя бывал в Киеве, то останавливался или у Ивана Миколайчука, или у меня. Мы совместно написали две песни «У долі своя весна» и «Кленовий вогонь». Так получилось, что стихотворение «У долі своя весна» был у меня уже готов. Текст попросил написать Евгений Мартынов, когда услышал, с каким успехом ВИА «Самоцветы» исполняют «Иву» (музыка Э. Ханка).

Тогда, в начале 1970-х, в бывшем СССР начался спрос на эстраде на украинские песни. Но так получилось, что пока я писал стихи, Мартынов отдал свою музыку кому-то из других поэтов, извинился, что так получилось... И текст лежал, как сирота. Однажды позвонил Ивасюк и предложил что-то написать вместе. Я предложил стихи «У долі своя весна». Володе понравилось, и так родилась эта песня, которая быстро стала популярной. Кстати, его мелодия намного была лучше, чем у Мартынова. Так бывает... А «Кленовий вогонь» писался специально для Софии Ротару, которая собиралась на международный конкурс эстрадной песни в Сопот. Сначала над текстом работал Мирослав Ваньо, но Володю не все устраивало, и он попросил меня доработать стихи. Кстати, этот наш общий «Кленовий вогонь» впоследствии получил приз «Песня года», а еще большой успех произведения придали также «Песняры» и Владимир Мулявин. Мне даже трудно сказать, чье исполнение лучше: потому что у Сони получилось классно, а у «Песняров» — прекрасно! Когда спрашиваю себя, что было у Володи самым главным, прихожу к выводу, что стержнем его была очень высокая цель — стать великим композитором. Поэтому он никогда не говорил о славе, никогда не спекулировал именем, которое тогда было на устах у миллионов людей.

Очень жаль, что земной путь Ивасюка был очень коротким, страшная смерть на взлете успеха, сколько у него было планов, которые не осуществились... Последняя наша встреча состоялась в Киеве за несколько дней до гибели Володи. Мы шли по Крещатику, разговаривали. Володя заканчивал Львовскую консерваторию и хотел переехать жить и работать в Киев. Он признался, что во Львове ему плохо, а здесь можно больше писать, делать записи, общаться с друзьями. В тот период я написал «Шлях до Тараса», Ивасюк сказал, что как только сдаст сессию, сразу же возьмется за эту работу, но... дальше начались звонки обеспокоенных родителей — пропал сын. Потом почти месяц неизвестности и страшная весть — Ивасюка нашли повешенным в Брюховецком лесу... 22 мая 1979 г. Володю похоронили на Лычакивском кладбище, и вместо своего дня рождения я провожал друга в последний путь... Похороны Владимира Ивасюка превратились в массовую акцию. Гроб несли на руках от дома до могилы. Вдоль дороги стояли тысячи людей, держась за руки... Провели композитора многоголосым пением «Чуєш, брате мій». Со времени похорон мастера его творчество было неофициально запрещено... Потом возле могилы Ивасюка круглосуточно дежурили сотрудники КГБ, они следили, кто приходит, сжигали записки, которые люди оставляли. Несколько раз могила композитора была осквернена, горела... Более ста песен, собранные и обработанные народные песни, музыка к спектаклям, камерные произведения оставил после себя 30-летний Владимир Ивасюк... И советские чинуши не смогли стереть память о нем, а его песни до сих пор популярны!

Я посвятил Ивасюку несколько стихов. С Николаем Мозговым написали «Минає день, минає ніч», с Игорем Покладом — «Скрипка грає», с Геннадием Татарченко — реквием «Пісня пам’яті», которую очень проникновенно исполнял Назарий Яремчук...

«ВСЮ ЖИЗНЬ БУДЕТ ЗАНИМАТЬСЯ МУЗЫКОЙ»

Иногда в СМИ Юрия Евгеньевича называют композитором, и это не ошибка. Да, известный поэт начал писать музыку. Сейчас в его творческом багаже есть такие песни, как «Генерал», «Романсеро», «Мужчина и женщина», «За тобой» и другие.

— Гороскопам я не очень верил, — признается Рыбчинский, — хотя еще в студенческие годы мне показали гороскопы, которые были составлены еще во время Второй мировой войны швейцарско-германским астрологом Карлом Эрнстом Крафтом (он предсказал крах Гитлера), и заканчивались его «пророчества» 2000-м. Вот там было написано, что мальчик, который родился 22 мая 1945 г., всю жизнь будет заниматься музыкой — тогда я только посмеялся... Впрочем, через несколько месяцев познакомился с Игорем Покладом, который был тогда еще студентом консерватории и автором ряда популярных песен, в частности, шлягера «Кохана». Эта встреча стала для меня исторической, так круто изменила мою судьбу — я стал поэтом-песенником. Вот и всю жизнь занимаюсь музыкой... Постепенно, сотрудничая со многими композиторами, я многому у них научился. Хотя я не умею играть ни на одном из музыкальных инструментов, но начал напевать мелодии, записывая на магнитофон, а потом эти «зарисовки» передавать профессиональным аранжировщикам. Кстати, таким композитором-самоучкой был генерал-майор МВД Алексей Экимян, который был автором таких шлягеров: «Снегопад», «Пожелание», «Солнечный дождь», «Вишнева сопілка» и другие. Например, песню «Генерал» я написал для Аллы Кудлай, «Романсеро» — для Екатерины Бужинской...

«ПОСЛЕ АГРЕССИИ КРЕМЛЯ ПРОТИВ УКРАИНЫ Я РАЗОРВАЛ СВЯЗИ СО СВОИМИ РОССИЙСКИМИ КОЛЛЕГАМИ»

 — Люди, которые имеют причастность к тому, что произошло после Революции Достоинства, которую поддержали аннексию Крыма и войну на Востоке, для меня как минимум — чужие, а как максимум — враги...

Уверен, что в любую эпоху такие вопросы, как язык, культура, всегда актуальны! Просто есть вещи, которые на некоторое время отвлекают людей. Но если не решить вопросы языка и культуры, то все остальные вопросы не решаются... Многие люди думают, что в первую очередь это экономика, а другие думают, что главное — это политика. Хотя в государствах первой десятки мира вопросы языка и культуры — в приоритете! Для меня моральным авторитетом был и остался, если брать политику, Вячеслав Чорновил. Если брать искусство — Лина Костенко и Иван Драч. А еще все мои соавторы — Николай Мозговой, Игорь Поклад, Александр Злотник, Володя Ивасюк — являются авторитетами. За этим стояли произведения, которые могли создать только они. Знаете, наша жизнь похожа на рояль, где есть и белые, и черные клавиши. Очень хотелось бы, чтобы белых было, как в рояле, больше! Я против так называемых в СМИ «форматов» и никогда себя им не чувствовал, потому что считаю, что каждый человек неповторим. У нас сейчас очень талантливое поколение в эстраде. Это Монатик, ONUKA... Я уверен, что просто есть талантливые или не талантливые произведения, исполнители, спектакли, книги...

Знаете, еще в середине 1970-х я начал заниматься драматургией. Вместе с композитором В. Ильиным были написаны мюзиклы: «Поздняя серенада», «Товарищ Любовь», «Лгунья», «Сочинение на тему о любви», а по мотивам романа М. Булгакова совместно с Марком Минковым в 1989-м я написал мюзикл «Белая гвардия». Эти произведения с большим успехом шли в театрах постсоветского пространства...

В начале 1980-х я начал писать собственные пьесы — так появилась «Белая ворона» (о которой мы уже упоминали). Знаете, у этого произведения интересная судьба. Суперпопулярность после франковской премьеры и более 10 лет аншлагов... И как это ни покажется странным, но после постановки Сергея Данченко ни один из украинских театров не заинтересовался этой рок-оперой! Затем в 2005 году «Театральная компания Бенюк-Хостикоев» представила антрепризу — обновленный спектакль с новыми исполнителями... Прошло много времени, и сейчас, во время войны на Востоке, почти 10 разных театров представляют публике свои версии нашей «Белой вороны». Последняя премьера с успехом состоялась на сцене Национальной оперы в постановке Максима Голенко. Кстати, это уже третья его версия «Вороны»: в Одесском и Николаевском музыкально-драматических театрах, а год назад в Киеве — в Оперетте. Личность Жанны д’Арк остается символичной для всех, кто стремится к Свободе!

«Народ стає покірною юрбою,

Не маючи мети перед собою,

Якщо ж мета — велична,

як Свобода,

Юрба завжди, завжди стає

народом»!

Произведение совсем не устарело — до сих пор актуально! Им заинтересовались и за рубежом — планируется постановка в Америке, в частности, в Техасе.

В 2005 году с композитором Игорем Демариным по мотивам романа Патрика Зюскинда была написана рок-опера «Парфюмер». Разрешение автора, с большими трудностями, мы получили, но как концертный вариант... Премьера состоялась в «Новой опере» в 2007 году, в которой принимали участие 120 музыкантов, хор, солисты из ведущих театров. Получилось очень мощно: от классики — до хард-рока. Потом еще сделали яркое шоу, которое показывали на ледовой арене...

В 2008 году в репертуаре театра появилась «Эдит Пиаф. Жизнь в кредит», музыку к которой написала моя ученица Виктория Васалатий, исполнившая и главную роль. Это стало ее актерским дебютом. Хотя она не имела театрального образования, но справилась и убедила, что является талантом. В спектакле представлены оригинальные песни Виктории, которые она прекрасно исполняет, а не классические композиции из наследия Пиаф. Впрочем, спектакль очень нравится зрителям. И эта постановка И. Афанасьева сделала Викторию популярной, и Васалатий уже много лет работает в труппе франковцев, не только как певица, но и как актриса...

 Знаете, я написал продолжение этой темы — пьесу «Марсель и Эдит», чтобы в этом спектакле уже звучали оригинальные песни Пиаф, которая является моей любимой певицей. Предлагал руководству Национального театра им. И. Франко новинку к постановке, но мне объяснили, что тогда придется снимать с афиши «Эдит Пиаф. Жизнь в кредит»... Надеюсь, что «Марсель и Эдит» заинтересует Национальную оперетту. Сейчас Богдан Струтинский делает ставку на оригинальные произведения, в том числе и мюзиклы. Сейчас главное, чтобы пандемия коронавируса отпустила, и театры смогли снова нормально работать...

Я закончил пьесы на библейские сюжеты «Царь Ирод» и «Юдифь», дописываю сочинение о Понтии Пилате, готова «Женщина в до-миноре» — это о Жорж Санд и Шопене. Надеюсь, что «Женщиной...» заинтересуется Ростислав Держипильский, и ее поставят в Ивано-Франковском театре.

СПОРТ И МУЗЫКА ОБЪЕДИНЯЮТ

Юрий Рыбчинский мог стать не поэтом и драматургом, а, например, спортсменом. По словам Юрия Евгеньевича, спорт сопровождал его все детство и юность. «Сначала я занимался фигурным катанием, потом — баскетболом, а с 13 до 22 лет — прыгал с шестом... Впрочем, среди моих увлечений на первом месте стоит футбол. С детских лет я предан любимой команде — киевскому «Динамо». Старался не пропускать ни одного матча! Легендарному тренеру Валерию Лобановскому я посвятил две песни «Рыжий подсолнух» и «Возвращайся», а супернападающему Олегу Блохину — песню «Виват, король!». Кстати, я побывал за последние 15 лет на всех европейских матчах киевского «Динамо» за рубежом... Это целая часть моей жизни. Сейчас страдаю, что не могу поболеть, посмотреть матчи, которые отменены из-за коронавируса по всему миру...

В прошлом году праздновали «золотую свадьбу» с женой Александрой. Мы поженились 1 апреля 1969 года, и до сегодняшнего дня являюсь мужем красивой, умной женщины. В этом году мы с Александрой отметили уже 51-ю годовщину нашей супружеской жизни! Поженились в День смеха, и такая крепкая у нас получилась шутка длиной в жизнь... Мы познакомились с Сашей во время соревнований художественных гимнасток, она там выступала... Спорт помог найти жену.

Обожаю внуков — их у нас четверо: Никита, Даниил, Георгий и Иван. Старший живет в Киеве, по профессии журналист, работает на телевидении, недавно Никита женился, а трое других внуков, к сожалению, живут за океаном — в США, и потому мы очень редко видимся... Впрочем, я считаю себя счастливым человеком, потому что всю жизнь занимаюсь любимым делом. Радует, что на улице или в метро ко мне подходят люди, просят дать автографы, благодарят за песни, которые написаны, интересуются, когда услышат новые произведения. Именно тогда я понимаю, что не зря прожил жизнь. А когда по радио или телевидению звучат мои произведения, то по ним могу вспомнить, когда, в какой год и почему написал ту или иную песню. Судьба подарила мне возможность общаться с разными талантливыми личностями, и это счастье, о котором даже не мечтал.

Юбилейный вечер обязательно состоится, но после карантина (в ноябре), и по традиции приглашу на гранд-вечер во Дворец «Украина», есть договоренность с разными известными музыкантами и певцами.

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ