Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«В крохах не нуждаюсь!»

Фильм о Василе Стусе на перекрестке мнений
12 сентября, 2019 - 10:31
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Интерес к фигуре автора «Палимпсеста», одного из самых выдающихся украинских поэтов ХХ века, человека, который отдал жизнь за освобождение Украины от империи, растет. И есть все основания утверждать, что будет расти и в дальнейшем. Ведь стремление осмыслить творчество и жизнь того, кто  в заключении, не покорившись, имел силы написать: «Когда жизнь отобрана — в крохах не нуждаюсь!» (из «Таборового зошита») — это стремление понять главное и в Украине, и в нас.

Разумеется, что фильм «Заборонений», посвященный подвигу Василя Стуса (вышел в   прокат 5 сентября), повлек оживленные дискуссии в СМИ и соцсетях. Вплоть до достаточно резких оценок наподобие: «Беззубый и заштампованный байопик» (сайт «Левый берег»). С другой стороны, достаточно большая часть экспертов считают ленту бесспорным творческим успехом.

Чтобы суждения о фильме были объективными, необходимо, по-видимому, внимательно выслушать рассуждения его творцов. Такую возможность предоставил всем желающим Информационно-выставочный центр Музея Майдана (Дом профсоюзов), пригласив 8 сентября на презентацию «Забороненого», а также одноименной книги, на основе которой снята лента, сценаристов кинопроизведения Артемия Кирсанова и Сергея Дзюбу, ведущих шестидесятников, участников правозащитного движения — журналистку Маргариту Довгань и политзаключенного Василия Овсиенко, которые хорошо знали Стуса лично .

По словам Маргариты Довгань, Стус был человеком, предельно жестким к внешним негативным политическим обстоятельствам, неспособным повиноваться тоталитарному Злу — и личностью, исключительно теплой, хорошей, благородной в общении с родными, друзьями, единомышленниками. Напрочь не воспринимал сплетни, клевету,  инсинуации (пани Маргарита вспоминает, во времена общей работы с Поэтом в Министерстве промышленности строительных материалов в конце 60-х, как Стус мог прекратить обывательскую болтовню лишь тремя словами: «О чем это вы?» И все замолкали!)

Стус, по словам Маргариты Довгань, был одним из тех интеллектуалов-шестидесятников, которые очень любили классическую музыку (хотя и не получил специального образования), я вспоминаю, прибавила пани Маргарита, как мы вместе ходили на концерт произведений Шуберта: память на всю жизнь (прибавим: Стус — это вообще неразрывный, органический сплав глубинного украинского мировоззрения и в то же время наивысшего культурного европейства). Когда мы  работали вместе с Василем, вспоминает М. Довгань, то в перерывах на обед он любил стать где-то в углу, курить папироску и обязательно читать какую-то «сложную» книгу. С первой встречи, сказала пани Маргарита, я была поражена схожестью профиля Поэта с профилем бессмертного Данте. И мой муж, продолжала она, скульптор Борис Довгань, которого уже нет среди нас, увлекся идеей сделать портрет Стуса (по моему мнению, блестящий). Василий только попросил: «А можно я буду во время вашей работы читать и курить?»

Василий Овсиенко, мужественный диссидент, человек, который отбывал с Поэтом лагерный срок в Кучино (Средний Урал) и был свидетелем последних дней его жизни, отметил: «...Творчество Стуса — это смертный приговор Российской империи. И этот приговор будет исполнен еще при нашей жизни — вот вспомните мое слово!»

Пан Василий искренне поблагодарил Сергея Дзюбу и Артема Кирсанова, сценаристов фильма «Заборонений», сказав: «По моему мнению, вы осуществили творческий подвиг».

Артем и Сергей рассказали, что в последние дни им как сценаристам пришлось посетить Львов, Луцк, Ивано-Франковск, Винницу — города, где уже показали ленту, и везде «Забороненого» встречали тепло. Звучали аплодисменты, после заключительных титров зал вставал. Дело не в эпизоде суда с «адвокатом» Медведчуком, который (эпизод) в конечном итоге остался в фильме. Дело в том, что «Заборонений» — это не только лично о Стусе; под запрещение попало ядро украинской культуры, ее язык, история. Мы, отметили Артем Кирсанов и Сергей Дзюба, стремились воспроизвести живой образ Стуса — «человека без кожи», по меткому высказыванию Семена Глузмана. «Мы общались во время съемок с Левком Лукьяненко, — прибавили они, — с Иваном Драчом, Борисом Довганем, Николаем Жулинским, и готовы отвечать за правдивость фильма, хоть это, заметим, произведение художественное, не документальное! И когда нас обвиняют, что Стус (актер Дмитрий Ярошенко сыграл эту роль просто замечательно) «слишком литературно разговаривает» в фильме — мы отвечаем: но в жизни он именно так и разговаривал. И мы можем это доказать».

* * *

Есть несколько символических, поражающих моментов в этой встрече. Ее проводили в Доме профсоюзов, сожженном в 2014 году палачами той империи, что ей Стус вынес приговор. Кстати, тогда на Майдане читали не только стихотворения Шевченко, но и Стуса. Были его портреты. Маргарита Довгань, отметив, что на презентации присутствовал легендарный сапер Анатолий Фатеев, герой российско-украинской войны, отметила: призываю молодежь — даже в самых критических ситуациях — верить в победу. Как Стус.

Игорь СЮНДЮКОВ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ